Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:23, доклад

Описание работы

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.
Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.

Файлы: 1 файл

Финансовая политика.docx

— 30.39 Кб (Скачать файл)

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Государство является главным  субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию  основных направлений финансового  развития на перспективу, определяет тактику  действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.

В глобальном плане общими принципами формирования финансовой политики государства являются:

1. Выработка научно  обоснованной концепции развития  финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития производительных сил и производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах.

2. Концентрация  части финансовых ресурсов в  централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения.

3. Определение  основных направлений использования  финансовых ресурсов государства. Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы, а также в социальную сферу.

4. Осуществление  практических действий, направленных  на достижение поставленных целей,  определение финансового воздействия  на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма. Он включает: методы распределения национального дохода; способы образования государственных бюджетных фондов (общегосударственного и региональных); методы образования государственных целевых фондов; виды платежей в бюджет и целевые фонды; финансовое планирование и прогнозирование; финансовый контроль.

5. Регулирование  финансовых отношений с использованием  научно обоснованной фискальной  политики. Фискальная политика - это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы.

Следует отметить, что финансовая политика не ограничивается изложенными  выше принципами. Финансовые отношения  в государстве - это динамичная, развивающаяся  система.

В разработке государственной  финансовой политики в России участвуют  все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет  в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях  Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

В качестве важнейших  составляющих финансовой политики государства  выступают также бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством. введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга; принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет; реализация программ экономии государственных расходов; централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства; проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации; обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции; проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета; реструктуризация государственного долга; инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения. Ее основные задачи: комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей; пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот; введение единого реестра налогоплательщиков; ужесточение налогового администрирования; реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

 

Инвестиционная  политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов, Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала. Включает повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики; создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения; развитие ипотечного кредитования; привлечение прямых иностранных инвестиций.

Социальная политика - связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз(сосуществование) налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Денежно-кредитная  политика

В неё входит преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики: реструктуризация банковской системы; совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов; сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам; пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу; активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда усиление таможенного контроля.

Для реализации финансовой политики необходимо:

  • снижение социальной напряженности;
  • оздоровление государственных финансов;
  • восстановление нормального функционирования банковской сферы;
  • сбалансированность товарных и денежных потоков;
  • разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;
  • искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

2. Механизм реализации  финансовой политики 

Остановимся прежде всего на проблемах государственных финансов. Главные из них:

1. Сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов может быть достигнута за счет увеличения сбора налогов и сокращения расходов, расширения эмиссионных и неэмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита.

2. Совершенствавание налоговой системы. Увеличение сбора налогов достигается путем расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции. Особую роль играет изменение налогового законодательства.

3. Возможности сокращения  расходов федерального бюджета  практически исчерпаны. Речь в  настоящее время может идти  лишь об оптимизации структуры расходных статей.

4. Принятие реального бюджета. Стратегический курс в сфере государственных финансов — это прежде всего реальный бюджет. А это означает, что до тех пор, пока экономика не «встанет на ноги» путем возрождения производства, у государства нет оснований для популистских заявлений относительно возможностей решения социально-экономических проблем за счет централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Для решения этой проблемы необходимо создать все условия, чтобы накопления, активы, созданные в России, работали в ее интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения.

5. Расширение инвестиционного финансирования.Сокращение государственного сектора экономики и увеличение частной собственности в ключевых отраслях, включая естественные монополии, не привело к увеличению доходной базы государственного бюджета, росту объемов производства. Расширение совокупного предложения в современных условиях может обеспечить только инвестиционное финансирование за счет внутренних и внешних заимствований, сбережений средних слоев населения, а также лиц, получающих высокие и сверх высокие доходы, средств нерезидентов.

6. Обеспечение единства проведения денежно-кредитной и финансовой политики. Следуя рекомендациям западных экспертов, в том числе американских, Банк России минимизировал свое участие в поддержке рынка государственных ценных бумаг и не использовал рыночные способы поддержки доходности на приемлемом для бюджета уровне, а сужал денежную базу.

7. Большое значение имеет стабилизация валютного курса рубля. Это позволило бы не только увеличить денежную базу и расширить денежную массу в обращении, но и поставить надежный заслон на пути незаконного вывоза капитала, сделать более реалистичным валютный курс рубля. Необходим комплекс мер по ограничению спекуляции на валютном рынке.

8. Регулирование процентных ставок.

9 . Одна из проблем федерального бюджета — повышение отдачи от использования государственной собственности. Необходимо повысить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принадлежит государству, за эффективное использование активов, налаживание кооперационных связей и создание условий для привлечения инвестиций.

10. Переход в казначейскую систему исполнения бюджетов. Для формирования доходной базы бюджетов всех уровней особое значение имеет проблема их кассового исполнения. В процессе управления финансовыми потоками государства возникают временные кассовые разрывы. Минимизация остатков на отдельных бюджетных счетах возможна лишь с переходом к единому счету Федерального казначейства, что обеспечит централизацию всех средств бюджета.

11. Развитие отношений со странами СНГ. Необходима ориентация финансовой и денежно-кредитной политики России на ее геополитические интересы. А они, прежде всего, находятся в пределах стран СНГ.

Таким образом, для стабилизации экономики и финансовой системы  необходимо:

  • обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;
  • реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;
  • установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;
  • стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;
  • сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;
  • реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;
  • ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

Информация о работе Финансовая политика