Важно проводить согласованную
финансовую, денежно-кредитную и
социально-экономическую политику,
направленную на интересы широких слоев
населения, создающих национальное
богатство и обладающих огромным
интеллектуальным потенциалом. Преодоление
финансового кризиса находится
в плоскости макроэкономической
стабилизации на базе оживления, развития
реального сектора экономики, приводящего
к расширению налогооблагаемой базы,
и укрепления геополитических и
стратегических позиций России.
Государственное
регулирование финансов
Государственное регулирование
представляет собой законодательно
оформленную систему воздействия
на финансовые процессы в социально-экономической
жизни общества.
Все направления государственного
регулирования между собой взаимодействуют
и влияют друг на друга. Выявление
этих взаимосвязей имеет большое
значение для функционирования финансовой
системы. Регулирующая роль государства
не ограничивается сферой государственной
собственности. Она также не предполагает
наличия преимущественно государственной
собственности на средства производства.
В основу государственного
регулирования заложена определенная финансовая концепция.
Различают две наиболее противоположные
по формам реализации мировые концепции
государственного финансового регулирования:
монетаризм и кейнсианство.
Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый
рынок с ограничением государственного
вмешательства в экономику поддержанием
стабильного темпа роста денежной массы.
Он широко используется Международным
валютным фондом и Организацией экономического
сотрудничества и развития для реализации
программ финансовой стабилизации государств,
испытывающих финансовые трудности и
привлекающих внешние источники централизованного
финансирования бюджетного дефицита и
дефицита платежного баланса.
Политика монетаризма основывается на
сокращении государственных расходов
и повышении налогов. Цель такой политики
— сокращение покупательной способности
населения, уменьшение бюджетного дефицита
и снижение уровня инфляции.
Противоположностью монетаризму
является широко применяемая в последние
десятилетия финансовая концепция кейнсианства.
В основе ее — государственное регулирование
и государственная поддержка проводимых
в экономике преобразований. Кейнсианство
основано на финансовой политике, включающей
расширение государственных расходов
и снижение налогов, а также денежно-кредитной
политике, связанной с расширением денежной
массы в обращении.
Увеличение государственных
расходов стимулирует рост производства,
а значит, и рост инвестиций и
вложений в человеческий капитал. Кроме
того, расширяется покупательная
способность населения и совокупный
спрос на товары, работы, услуги. Высокая
покупательная способность лишь
при определенных обстоятельствах
повышает конкурентоспособность предприятий
и качество продукции, а эти две
проблемы для российской экономики
в настоящее время наиболее актуальны.
Увеличение государственных
расходов возможно за счет существенного
повышения эффективности использования
бюджетных ассигнований либо за счет
роста налоговых поступлений. Рост
налоговых поступлений происходит
при расширении производства, повышении
темпов прироста выпускаемой продукции.
В этом случае необязательно повышать
ставки налогов, так как автоматически
расширяется налогооблагаемая база.
Выводы
- Экономическая роль государства заключается в реформировании отношений собственности, вертикали федеративного устройства в социально-экономической сфере, институциональных преобразованиях и достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе.
- Государственные и муниципальные финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
- Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной рыночной экономики.
- Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы.
- Финансы способствуют решению общеэкономических задач, и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе.
- Инвестиционная активность государства является результатом и индикатором экономического роста.
- Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанный на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне.
- Государственная финансовая политика является элементом макроэкономической политики и нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития.
- Финансовая политика включает следующие блоки: налоговый; бюджетный; денежно-кредитный; социальный; инвестиционный.
- Современная финансовая политика отличается высоким динамизмом, постепенным отказом от нерыночных форм регулирования воспроизводственных процессов.
- Сторонники рестриктивной финансовой политики уделяют основное внимание регулированию темпов роста денежной массы, сокращению государственных расходов, невмешательству государства в решение основных экономических проблем и относятся к школе монетаризма.
- Сторонники экспансионистской финансовой политики уделяют первоочередное внимание регулированию цен, налогов, процентных ставок, повышению эффективности и расширению масштабов государственного инвестиционного финансирования и относятся к кейнсианской школе.