Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2012 в 13:49, курсовая работа
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
дать определение финансовой системе и рассмотреть ее структуру;
изучить мнения различных авторов по поводу состава финансовой системы России;
рассмотрение бюджетной системы, внебюджетных и муниципальных фондов,
рассмотреть виды управления финансами, а также задачи и функции органов управления;
направления развития финансовой системы России.
Введение
Основная часть
1. Финансовая система России на современном этапе
1.1. Понятие финансовой системы
1.2. Структура финансовой системы
1.3. Общая характеристика звеньев финансовой системы
2. Управление финансовой системой
2.1. Управление финансами, виды и методы
2.2. Направления развития финансовой системы Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
|
|
|
|
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Макроэкономика |
Тема | Финансовая система в России и основные направления ее развития |
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение
Основная часть
1. Финансовая система России на современном этапе
1.1. Понятие финансовой системы
1.2. Структура финансовой системы
1.3. Общая характеристика звеньев финансовой системы
2. Управление финансовой системой
2.1. Управление финансами, виды и методы
2.2. Направления развития финансовой системы Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Очень важная задача - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных, ценных бумаг.
Западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер и еще два экономиста не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности С. Л. Брю и К. Р. Макконнелл совмещают понятия фискальной политики и финансово-бюджетной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и не инфляционного национального продукта.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
дать определение финансовой системе и рассмотреть ее структуру;
изучить мнения различных авторов по поводу состава финансовой системы России;
рассмотрение бюджетной системы, внебюджетных и муниципальных фондов,
рассмотреть виды управления финансами, а также задачи и функции органов управления;
направления развития финансовой системы России.
1 Финансовая система России на современном этапе
1.1 Понятие финансовой системы
Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны. Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.
Финансовые отношения характеризуются общими чертами, а именно все они:
осуществляют перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода;
участвуют в формировании фондов денежных средств и их использовании;
контролируют и регулируют распределительный процесс;
выступают преимущественно в денежной форме.
Пройдя длительный эволюционный путь развития, финансовые отношения приобретают разнообразные формы проявления. Это обусловлено усложнением хозяйственных связей, расширением рынка, функций и задач государства. Из общей совокупности финансов постепенно выделяются отдельные финансовые отношения со своими специфическими особенностями, образуя конкретную финансовую категорию.
Финансовые категории обладают определенными признаками: функциями, задачами, ролью, целью функционирования. Например, налоги в отличие от финансовых отношений имеют четыре основные функции, выступают важнейшим элементом воздействия на экономические и социальные процессы страны и др.
Расширение взаимосвязей между главными экономическими агентами национальной системы (хозяйствующими субъектами, населением, государством) создает условия для появления финансовых звеньев.
Финансовые звенья – это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. К ним, к примеру, относятся бюджет, финансы домашнего хозяйства. Бюджет, как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы.
Наличие звеньев финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни. Экономический субъект – это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин (физическое лицо). Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте – это внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.
Итак, финансовая система в целом представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов.
В рамках финансовой системы осуществляется разнообразная деятельность, в том числе планирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование и др.
1.2. Структура финансовой системы
Вопрос о структуре финансовой системы РФ является дискуссионным, и наиболее часто выделяют от 2 до 5 звеньев.
Финансовая система РФ претерпела кардинальные изменения с распадом Советского Союза. До 1991 г. Она включала финансы материального производства, финансы непроизводственной сферы и общегосударственные финансы (государственный бюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государственный кредит).
Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и государственный бюджет социального страхования. В союзном бюджете в 1970-1990 гг. концентрировалось 50-52% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48-50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% - в местных бюджетах.
На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:
бюджетная система, состоящая из государственных и местных муниципальных образований, внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды;
финансы предприятий, организаций, учреждений;
кредит (государственный, муниципальный и банковский).
Подобное мнение о содержании финансовой системы широко распространено среди представителей финансово-правовой науки.
Вместе с тем в экономической финансовой литературе высказано суждение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями. Однако ссылка на наличие особенностей у кредита при обособлении его от финансов представляется не убедительной, поскольку и каждое другое из названных звеньев финансовой системы обладает своей спецификой, одновременно взаимодействуя между собой в качестве составных частей единой системы. Взаимодействует с ними и кредит. Другие представители финансовой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы банковский кредит, государственный кредит в него включают.
При этом в современной литературе отмечается целесообразность расширительного толкования финансов, включения в них и банковского кредита.
Вся система финансов России в целом состоит из двух укрупненных подсистем:
государственных и муниципальных финансов;
финансов хозяйствующих субъектов.
Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов в свою очередь делятся на более частные подсистемы (звенья).
Как уже говорилось выше, вопрос о структуре финансовой системы России разными авторами видится по-разному. В данной работе мы рассмотрим модель финансовой системы, предложенную авторами М.В. Романовским и О.В. Врублевской. (Приложение А)
Государственные и муниципальные финансы:
бюджетная система;
внебюджетные фонды;
государственный кредит.
Финансы хозяйствующих субъектов:
коммерческих предприятий и организаций;
финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);
некоммерческих организаций.
1.3. Общая характеристика звеньев финансовой системы
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов Субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В Российской Федерации сложилась трехуровневая бюджетная система:
1 уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2 уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3 уровень – местные бюджеты.
Информация о работе Финансовая система в России и основные направления ее развития