Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2012 в 13:49, курсовая работа
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
дать определение финансовой системе и рассмотреть ее структуру;
изучить мнения различных авторов по поводу состава финансовой системы России;
рассмотрение бюджетной системы, внебюджетных и муниципальных фондов,
рассмотреть виды управления финансами, а также задачи и функции органов управления;
направления развития финансовой системы России.
Введение
Основная часть
1. Финансовая система России на современном этапе
1.1. Понятие финансовой системы
1.2. Структура финансовой системы
1.3. Общая характеристика звеньев финансовой системы
2. Управление финансовой системой
2.1. Управление финансами, виды и методы
2.2. Направления развития финансовой системы Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Государственный финансовый контроль способствует реализации финансовой политики государства, созданию условий для эффективного использования бюджетных средств. В первую очередь, он предусматривает контроль за составлением, рассмотрением, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и других финансовых посредников, а также финансовых корпораций.
Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики касается лишь выполнения денежных обязательств перед государством, включая уплату налогов и других обязательных платежей, соблюдение законности и целесообразности при расходовании бюджетных ассигнований и использовании кредитов, выполнение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Финансовый контроль способствует:
сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;
обеспечению своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
выявлению внутренних резервов и возможности роста финансовых ресурсов;
обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);
эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов государственных предприятий и организаций, бюджетных учреждений;
максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней (налоговый контроль).
2.2 Направления развития финансовой системы Российской Федерации
Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии будущей финансовой политики.
Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.
Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т.д.), но должно иметь и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами. Без понимания этого и без улучшения финансового регулирования в XXI в. Участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократической системы.
Успешная реализация вышеназванных стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента поставить на тот же уровень, что и систему обучения в естественных науках, инженерном деле.
Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должно стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Под укреплением рубля мы понимаем его товарное и ресурсное обеспечение, равноправное его положение среди других валют, а при успешном решении этих задач – превращение рубля в сильную валюту.
Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи:
умеренное увеличение производства топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу;
создание мобильных и ликвидных резервов нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов;
существенное повышение (в 2-3 раза по сравнению с нынешней) доли пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала;
развитие авиационной и автомобильной промышленности на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в Россию.
Если товарное обеспечение рубля находится в плачевном состоянии, более половины составляет импорт, то обеспечение его гораздо лучше, чем у многих стран даже с сильной валютой. Россия располагает на 42 трлн. Долл. доказанными (прибыльными) запасами полезных ископаемых и еще более чем на 140 трлн. долл. Разведанными запасами. Однако это ресурсное обеспечение рубля таковым является потенциально. Оно не влияет на покупательную его способность и на его котировку на международном финансовом рынке.
Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.
Обеспеченность рубля этим не исчерпывается, нужно создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство). Для этого потребуется провести классификацию экономических активов и инвентаризацию всего российского имущества, включая заграничное, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит.
Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с четкими государственными приоритетами.
Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10-15 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное – обеспечить высокое качество разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие результаты.
В рамках принципа федерализма необходимо в каждом субъекте Федерации наряду с региональным бюджетом иметь с соответствующим правовым статусом консолидированный бюджет, который в этом случае может быть инструментом управления финансами, как в центре, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. По мнению автора В.К. Сенчагова, в ближайшие 3-5 лет не следовало бы резко изменять сложившиеся пропорции между бюджетами разных уровней. Необходимо отладить эту систему в рамках принятого Бюджетного кодекса, концепции межбюджетных отношений, соблюдения золотого правила бюджетной политики – 50:50.
Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Нужно продолжать кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость его оздоровления, и соблюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции, снижают цены или вкладывают свои доходы в инвестиции. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.
В число стратегических задач финансовой и кредитно-денежной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к ВВП и к 2015 г. – до 50%. Решение этой проблемы затрудняется не только из-за непонимания денежного фактора в экономике, его значения для обеспечения непрерывности кругооборота средств, пополнения оборотного капитала, улучшения собираемости налогов. Сказывается также сужение источников увеличения денежной массы в связи с медленным развитием безналичных расчетов из-за сохранения недоверия к банковской системе и устойчивости рубля.
Существенной модернизации требует платежно-расчетная система. Необходимо, во-первых, усилить ответственность Центрального банка за организацию расчетов и образование платежей. Во-вторых, ЦБ должен выделить в особую группу коммерческие банки, которые включились бы в единую технологию расчетов. В-третьих, в ближайшие годы необходимо создать единый клиринго-расчетный центр, который обеспечил бы расшивку неплатежей, используя инструменты кредитования и целевой эмиссии, не пытаясь накачать деньгами обанкротившихся субъектов рынка.
Пожалуй, одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка. Этот рынок , сформировавшийся в условиях высокой инфляции, бюджетного дефицита, непрерывного наращивания внутреннего долга, «привык» работать при высоких уровнях дивидендов (60-80%). Попытки Минфина ориентировать его в 1998-2001 гг. на доход в пределах 20% и даже 17-18% не дали ожидаемых результатов. Фондовый рынок не преодолел полностью синдром дефолта. Выход из создавшегося положения видится в нескольких направлениях:
нужно пропустить краткосрочный финансовый инструмент с умеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансовых спекулянтов, а ориентированный на среднестатистического жителя нашей страны, который согласен меньше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами, которые будут выше ставки дивиденда Сбербанка (на 0,5-1 пункт) и не будут подкреплены гарантиями государства.
необходимо ввести на период 3-5 лет государственное регулирование процентных ставок – депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми. Не следует депозитные ставки строго ориентировать на превышение нормы инфляции. Большая часть населения стремится сохранить свои сбережения и не хочет рисковать, рассчитывая на высокие дивиденды.
Для перетока средств в инвестиции целесообразно в деятельности фондовых и валютных бирж существенно усилить инвестиционную направленность, в том числе в сфере высоких технологий наладить листинг акций предприятий и инвестировать средства в инвестиционные проекты.
Для усиления инвестиционной и инновационно направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков, в ряде универсальных банков отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой. При этом нужно учитывать тенденции развития мировой финансовой системы.
В условиях экономического подъема и стабилизации всей финансово-банковской системы часть инвестиционных функций будут выполнять страховые компании, которые могли бы страховать политические риски, пенсионные фонды и другие финансовые институты.
Реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики б будущем предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики.
Финансовая система - совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Она позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда.
В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, то есть используется денежная система. При формировании валютных фондов производятся валютные операции.
Россия вступает в сфере финансов в разнообразные международные связи, которые вместе с тем оказывают воздействие на состояние и возможности использования ее финансовой системы для решения внутренних вопросов. Это финансовые отношения со странами СНГ, развивающиеся после распада СССР, а также с другими зарубежными государствами.
В связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. В этой сфере действуют в качестве предпринимательских - негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства. Кредит играет специфическую роль в экономике: он не только обеспечивает непрерывность производства, но и ускоряет его. Кредит содействует экономии издержек обращения. Роль кредита в различных фазах экономического цикла не одинакова. Кредит вне зависимости от своей социальной стороны выполняет определенные функции.
Российское государство и муниципальные образования в связи с использованием для выполнения своих задач финансовой системы осуществляют в лице своих органов соответствующую финансовую деятельность. Возникающие в процессе этой деятельности финансовые общественные отношения регулируются нормами финансового права. В результате этого финансовая система приводится в действие. Следовательно, от уровня (качества) правовых норм и правоприменительной деятельности в данной сфере зависит эффективность действия финансовой системы и реализация социально-экономических программ страны.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Актив | все, что имеет денежную стоимость и является собственностью фирмы (банка) или отдельного лица |
2 | Активные банковские операции | предоставление кредитов, покупка акций, облигаций и других ценных бумаг, данные операции связаны с размещением денежных ресурсов банков |
3 | Банки | особые экономические институты, основная группа кредитных учреждений, реализующих функции аккумуляции денежных средств, предоставления кредитов, осуществления денежных расчетов, эмиссии кредитных средств обращения, выпуска различных ценных бумаг |
4 | Бюджетный дефицит | сумма превышения расходов государства над его доходами в каждый данный год |
5 | Государственный (федеральный) бюджет | ведущее звено финансов государства, план доходов и расходов государства, с его помощью государство, в основном, осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта |
6 | Государственные финансы | раздел экономической науки, изучающий расходы и доходы бюджетной сферы и органов государственной власти, а также влияние, которое они оказывают на экономику. |
7 | Финансы | совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства и хозяйствующих субъектов, а также система их формирования, распределения и использования. |
8 | Финансовая система | сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность. |
9 | Финансовая политика | государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и р6асходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты. |
10 | Финансовая инновация | разработанные финансовыми институтами новые финансовые продукты и процессы по переводу денег, выдаче и получению кредитов с использованием современных технических и информационных средств, компьютеров, Интернета |
11 | Финансовое обеспечение | сумма денег на счете клиента биржи с учетом прибыли или убытка по открытым контрактам и комиссии по этим контрактам, получаемой в случае их ликвидации. Отчет о финансовом обеспечении обычно высылается брокерами своим клиентам ежемесячно. |
12 | Фондовая биржа | важнейшая организационная форма рынка ценных бумаг |
13 | Ценные бумаги | документы, удостоверяющие имущественные права, или отношения займа между лицом, выпустившим документ, и владельцем документа |
Информация о работе Финансовая система в России и основные направления ее развития