Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 12:00, реферат
В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, т. к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений.
Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.
ВВЕДЕНИЕ3
1. ФИРМА, ЕЕ ДВИЖУЩИЕ МОТИВЫ, МЕСТО И ЦЕЛИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ4
1. 1. Фирма как субъект современного рыночного хозяйства4
1. 2. Организационно - правовая классификация фирм7
1. 3. Цели деятельности фирмы13
1. 4. Жизненный цикл фирмы16
2. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ФИРМЫ24
2. 1. Понятие и показатели эффективности работы фирмы24
2. 2. Факторы повышения эффективности работы фирмы33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ38
Акции как ценные бумаги могут существовать не только в виде бумажных документов, но и в так называемой бездокументарной форме, когда права акционеров фиксируются с помощью программных средств ЭВМ. В случае необходимости доказательством наличия прав акционера может являться выписка из реестра акционеров или сертификат акций.
Акционерное общество может
быть открытым или закрытым. В открытом
акционерном обществе (ОАО) допускается
открытая подписка на акции и свободная
продажа их любым третьим лицам.
В закрытом акционерном обществе
(ЗАО) акции не могут продаваться третьим
лицам без согласия остальных акционеров.
Число акционеров ЗАО не должно превышать 50, в противном случае оно преобразуется в ОАО либо подлежит ликвидации и судебном порядке.
Участниками акционерного общества, как и общества с ограниченной ответственностью, являются физические и юридические лица. Держатели акций - акционеры не отвечают по обязательствам АО, общество не отвечает по долгам акционеров.
В отличие от товариществ,
обществ с ограниченной ответственностью
и закрытых акционерных обществ,
уставный капитал которых не может
быть меньше величины, равной 100 минимальным
размерам оплаты труда, уставный капитал
открытого акционерного общества должен
быть не менее 1000-кратной суммы
В дальнейшем уставный капитал
может быть увеличен путем выпуска
дополнительных акций или увеличения
их номинала. Однако фактически это
возможно только в открытом акционерном
обществе, где дополнительно выпушенные
акции могут размешаться среди
третьих лиц. Для закрытых акционерных
обществ, в частности банков, это
практически невозможно, поскольку
акции могут быть реализованы
только участникам и только после
регистрации эмиссии, а рекламирование
и даже любое упоминание о ценных
бумагах кредитных организаций
до момента государственной
Прекращение членства в акционерном
обществе наступает автоматически
в результате продажи акционером
всех своих акций. Продавец при этом
получает только рыночную стоимость
этих акций и ничего больше. Участники
ОАО вправе без согласия других участников
свободно отчуждать принадлежащие
им акции. В закрытом акционерном
обществе акции обычно продаются
только другим акционерам внутри общества.
Продажа акций третьим лицам
допускается с согласия других акционеров,
которые при этом имеют преимущественное
право покупки на тех же условиях
(цена, срок оплаты и др.), какие были
предложены данному акционеру третьим
лицом. Если это право не было реализовано
акционерами, то акции продаются
любому лицу по усмотрению их владельца.
Новые участники становятся акционерами
после покупки акций и занесения их в реестр
акционеров АО.
Названная особенность ОАО позволяет участвовать в нем неограниченному кругу лиц, свободно входить и выходить из него.
Производственный кооператив
Производственный кооператив
- это коммерческое юридическое лицо,
созданное не менее чем пятью
юридическими или физическими лицами
путем добровольного
Решение о создании кооператива
принимает учредительное
Уставный капитал кооператива составляет не менее 100 минимальных размеров месячной оплаты труда. Каждый член кооператива должен внести паевой взнос в виде денежных средств или иного имущества.
В отличие от участников обществ и товариществ, члены кооператива обязаны не только внести паевой взнос, но и принимать личное трудовое участие в его деятельности (работать в кооперативе). Однако 25 процентов от общего числа членов кооператива могут внести только имущественный пай и лично не работать, получая дивиденды на этот пай. При этом доля прибыли кооператива, распределяемая между членами пропорционально их паевым взносам, не должна превышать 50 процентов прибыли, подлежащей разделу между участниками.
Данный вид участия в кооперативе также позволяет свободно заключать договоры коммерческого кредитования, платить и получать по ним проценты, поскольку прием и выход членов из кооператива гораздо проще, чем из товарищества или общества с ограниченной ответственностью, и осуществляется по решению общего собрания на основе заявления участника.
Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов. Пай состоит из паевого взноса члена кооператива и соответствующей этому взносу части чистых активов кооператива.
С согласия кооператива его
член может передать свой пай третьему
лицу, которое в этом случае принимается
в члены кооператива, а продавец
выходит из его состава. В этом
случае члены кооператива имеют
преимущественное право покупки
пая. Как и участник общества с
ограниченной ответственностью, член
кооператива вправе в любое время
выйти из него (предупредив правление
или председателя за две недели)
и при этом получить: заработную
плату (если он работал по трудовому
договору); причиняющуюся ему долю
прибыли
(дивиденд); стоимость его вклада в уставный
фонд и стоимость имущества кооператива,
пропорциональную этому вкладу. Это выгодно
отдельным членам, но не отвечает интересам
кооператива в целом.
Важное преимущество кооператива по сравнению с товариществами и обществами с ограниченной ответственностью состоит в том, что в нем по решению общего собрания и в соответствии с уставом создается неделимый паевой фонд, который не включается в пай членов кооператива. Этот фонд не подлежит разделу или выделу в случае выхода члена из состава кооператива, на него не может быть обращено взыскание по долгам члена кооператива.
Обычно недостатком
Очевидно, что самой перспективной
формой крупного предпринимательства
является открытое акционерное общество,
позволяющее с легкостью
1.3. Цели деятельности фирмы
Всякая предпринимательская
деятельность имеет своей целью
получение прибыли. Поэтому поведение
фирмы можно описать с помощью
производственной функции, которая
определяет нацеленность фирмы на максимизацию
прибыли.
Существуют два подхода к внутрифирменной
эффективности: [8]
- деятельность фирмы
- фирма выбирает комбинацию
факторов с наименьшими
Однако представление о том, что единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.
Многообразием возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.
Существуют подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).
Предполагается, что фирма
стремится функционировать на каком-то
удовлетворительном уровне эффективности,
поскольку не располагает возможностями
максимизации. При характеристике целевой
нормы эффективности
В этом случае осуществляется поиск решения
проблем в трех формах: локальной, исследовательской
и стратегической.
Локальный поиск – реакция
на невыполнение тех или иных целевых
установок для внутрифирменных
подразделений. Исследовательский
поиск – ведется, когда обнаруживаются
новые возможности в сфере
взаимодействия фирмы с "окружающей
средой". Стратегический поиск –
связан с прилагаемыми фирмой усилиями,
наилучшим образом
Конкретно сформулированная
цель деятельности фирмы может включать
разнообразные аспекты (хотя основным
останется получение прибыли). Примером
могут служить цели уже упоминавшейся
корпорации 3М, а также общие тенденции
развития производства в Японии. "3М
является организацией работников и
акционеров, которые соединили свои
ресурсы для достижения общих
целей создания товаров и услуг,
для получения гарантированного
дохода на вложенный капитал, для
создания адекватных социальных и экономических
условий жизнедеятельности
В Японии многие всемирно известные
фирмы придерживаются концепции, отражающей
еще более широкие цели деятельности,
содержащие стремление "...к производству
продукции наивысшего качества при
наименьших ценах посредством наиболее
полного использования
В самом общем плане
модели деятельности фирмы представлены
в таблице
1. [1]
Таблица 1
Цели деятельности фирмы
|Общественная группа |Ожидаемые результаты
деятельности фирмы |
|Общество в целом |Экономический рост
|
| |Поступления от налогов |
| |Уравнивание власти |
| |Уравнивание доходов |
| |Сохранение окружающей среды |
| |Сохранение природных ресурсов |
|Местная община |Благосостояние общины
|
|Держатели акций |Рост доходов |
|Кредиторы |Рост стоимости акций |
|Потребители |Стабильность доходов |
| |Справедливые цены |
| |Обеспечение выбора |
| |Удовлетворение потребностей |
|Управляющие |Рост доходов |
| |Профессиональный интерес |
|Работники наемного труда |Занятость
|
| |Уровень оплаты |
| |Досуг |
| |Условия труда |
| |Удовлетворение от работы |
Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами:
- диверсификацией (производство
различных видов продукции и
распределение
- страхованием собственности;
максимизацией информации о
- использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной;
- правильным выбором
Фирмы могут иметь разнообразные цели и, соответственно, достигать их различными путями и способами.
1.4. Жизненный цикл фирмы
1. Возникновение фирмы
Фирмы возникают добровольно, потому что они представляют более эффективный метод организации производства. На первом этапе своего развития фирма ведет себя как "серая мышка" - подбирает зернышки, которые упускают из виду более крупные рыночные структуры.
На этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию конкурентной борьбы.
Существует четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы. [2]
Первая стратегия - силовая,
действующая в сфере крупного
производства товаров и услуг. Вы
занялись крупномасштабным бизнесом.
Это автоматически означает, что
у вас должны быть сравнительно доступные
цены и невысокие издержки. Если
вы ориентированы на массового покупателя,
цены должны быть для него приемлемыми.
При этом вы обеспечиваете средний
уровень качества.
Если качество вашего товара низкое, бизнес
становится ненадежным.
Потребитель сразу же отворачивается
от низкокачественного продукта, если
у него либо возросли доходы, либо появилась
лучшая альтернатива. Очень высокое качество
продукции требует увеличения издержек
и как следствие - продажной цены. Круг
потенциальных потребителей в этом случае
сужается.
Таким образом, вы сосредотачиваетесь
на производстве продукции среднего качества
и средних (и даже немного ниже) ценовых
параметров. В результате вы попали в ситуацию
очень высокой конкуренции с фирмами,
занимающими эту же позицию. Так как обслуживаете
один и тот же массовый сегмент рынка.
Вторая стратегия. Если вы
сосредоточились в сфере
(маленькие мастерские, кафе и т. д.), то
вам необходимо придерживаться приспособительной
стратегии. Достоинства вашей фирмы будут
принципиально иные, чем у крупных предприятий.
Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные
потребности конкретного человека. Преимущества
такой формы бизнеса - гибкость. Если товар
или услуги такой фирмы не совпадают с
серийным, тиражным производством, то
крупные фирмы никогда не будут заниматься
такими пустяками и, соответственно, никогда
не будут вашими конкурентами.
Третья стратегия нишевая. Есть два принципиальных пути вырваться за пределы локального бизнеса. Первый путь - глубокая специализация производства. Ваша фирма обслуживает редкие специальные запросы потребителя, которые есть только у одного слоя, но зато вы умеете это делать лучше всех. Узкий слой потребителей определяет средние размеры фирмы. При этом клиент заинтересован именно в данных характеристиках продукта, что дает возможность свободного отношения к ценам. Вы пожертвовали массовостью продукции, ушли в какую - то специфику, но это ваша специфика, и конкуренту проникнуть в нее очень сложно. Вы относительно защищены от конкуренции.