Формирование и использование прибыли на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение прибыли предприятия, ее распределение и источников ее повышения на примере ресторана «Экспресс-Криница».
Задачами курсовой работы являются анализ прибыли предприятия и резервов ее повышения за счет снижения себестоимости продукции, работ и услуг, внереализационных расходов и совершенствования структуры работ, а выявление негативных факторов, повлиявших ни снижение прибыли предприятия.

Содержание работы

Введение
1 Экономическое содержание прибыли и источники ее формирования
2. Направления распределения прибыли
3. Организационно – экономическая характеристика предприятия
4. Оценка динамики прибыли предприятия
5. Факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия
6. Резервы роста прибыли предприятия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономика организаций (предприятий).doc

— 475.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство финансов Российской Федерации

Всероссийская государственная  налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

Финансово-экономический  факультет

 

Кафедра экономики и  управления

 

Курсовая по дисциплине «Экономика предприятий (организаций)»

 

на тему: «Формирование и использование прибыли на предприятиях»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила бакалавр

Группы БЭЗ-203

Мачалина Надежда Сергеевна

Преподаватель

 

 

 

 

 

Москва 2012 год


 

Содержание:

 

Введение            

1 Экономическое содержание  прибыли и источники ее формирования  

2. Направления  распределения прибыли      

3. Организационно  – экономическая характеристика  предприятия  

4. Оценка динамики  прибыли предприятия      

5. Факторный  анализ прибыли и рентабельности предприятия   

6. Резервы роста прибыли предприятия       

Заключение           

Список использованных источников       

 

Введение

 

Финансовые результаты и прибыль – важнейшие характеристики экономической деятельности предприятия. Они определяют конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. От уровня прибыли предприятия зависит и моральная обстановка в коллективе. Чем выше прибыль предприятия, тем больше у работников предприятия дополнительные выплаты и выше стимул к работе. Кроме того, прибыль является источником обновления производственных фондов предприятия и расширения производства. Поэтому тема дипломного проекта является актуальной.

Положительные финансовые результаты и максимальную прибыль предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в распоряжении.

Целью данной работы является изучение прибыли предприятия, ее распределение и источников ее повышения на примере ресторана «Экспресс-Криница».

Задачами курсовой работы являются анализ прибыли предприятия и  резервов ее повышения за счет снижения себестоимости продукции, работ  и услуг, внереализационных расходов и совершенствования структуры работ, а выявление негативных факторов, повлиявших ни снижение прибыли предприятия.

В теоретической  части работы рассмотрена структура  прибыли строительных организаций, ее состав, а также цели, задачи и  приемы экономического анализа деятельности и источники информации.

Практическая  часть содержит экономический анализ прибыли и рентабельности на примере  ресторана «Экспресс-Криница». По итогам работы определены основные направления увеличения прибыли на анализируемом предприятии.

 

1 Экономическое содержание прибыли и источники ее формирования

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

Прибыль — это часть  чистого дохода, который непосредственно получают субъекты  хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

определение влияния  как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам финансовых результатов, финансовой отчетности ф. 2 "Отчет о прибылях и убытках", а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

- маржинальная прибыль  — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;

- прибыль от реализации  продукции, работ и услуг представляет собой разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;

- балансовая (валовая) прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы;

- налогооблагаемая прибыль — это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;

- чистая (нераспределенная) прибыль — это та прибыль,  которая остается в распоряжении  предприятия после уплаты всех  налогов, экономических санкций  и прочих обязательных отчислений;

- капитализированная (реинвестированная)  прибыль — это часть нераспределенной  прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, т.е. в фонд накопления;

- потребляемая прибыль  — та ее часть, которая расходуется  на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

Механизм формирования данных показателей представлен  на рис. 1.

В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за 2003. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

 

Рис. 1. Структурно-логическая модель формирования показателей прибили

 

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики.

Существует несколько  трактовок понятия прибыль. Например, К.Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом – эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.

 Современная экономическая  мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли. Во-первых, прибыль – это плата за услуги предпринимательской деятельности. Во-вторых, прибыль – это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В-третьих, прибыль – это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами – стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны – большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.

В качестве прибыли в  рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора  производства – предпринимательства. Предпринимательство является специфическим  фактором, так как в отличие от капитала и земли – неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.

В микроэкономике понятие  прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

Являясь важнейшей экономической  категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль  отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии  означает, что полученные доходы превышают  все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано  с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие  заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

На предприятии прибыль  образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой  - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам.

 Вместе с тем  прибыль на предприятии зависит  не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.)

Кроме того, выделяется валовая  прибыль, которая представляет собой  балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами, нематериальными активами и иным имуществом.

Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле

Пб = + Пр + Пи + Пв.о. (1), где

Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг,

Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия,

Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных операций.

Как правило, основной элемент  балансовой прибыли составляет прибыль  от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Прибыль от реализации продукции  зависит от внутренних и внешних  факторов. К внутренним факторам относятся: ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и др. К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.

Внутренние факторы  действуют на прибыль через увеличение объема выпуска продукции, улучшение  качества продукции, повышение отпускных  цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Величина прибыли  от реализации продукции определяется по формуле

Пр = ( Цi – Сi ) * Vi (2),  где

Цi  -  отпускная цена единицы i-ой продукции,

Сi  -  себестоимость единицы i-ой продукции,

Vi  -  объем реализации i-ой продукции.

Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

В результате на предприятии, как это принято называть в  теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

Из чистой прибыли  предприятие выплачивает дивиденды  и различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая  практика, имеется два основных источника  получения прибыли.

Первый – это монопольное  положение предприятия по выпуску  той или иной продукции или уникальность продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Информация о работе Формирование и использование прибыли на предприятиях