Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:19, курсовая работа
Цель данного курсового проекта состоит в исследовании теоретических и практических аспектов формирования и распределения прибыли на современном предприятии.
В задачи работы входит:
- раскрыть сущность прибыли, ее функции и роль в деятельности предприятия;
-по данным предприятия изучить состав и динамику прибыли;
-раскрыть влияние факторов на размер прибыли от продаж;
-раскрыть взаимосвязь выручки, расходов и прибыли;
-осветить порядок распределения прибыли.
-выбрать пути совершенствования и распределения прибыли.
Введение
1.Роль и значение прибыли в расширенном воспроизводстве и в решении социальных задач
1.1 Прибыль: ее сущность и назначение
1.2 Виды прибыли
1.3 Показатели прибыли
2.Источники получения прибыли
2.1 Организационно - экономическая оценка развития предприятия
2.3 Составные части балансовой прибыли
3. Управление формированием прибыли
31.Резервы роста и доходности производства
3.2 Определение условий безубыточности предприятия
3.3 Определение финансовой прочности предприятия
3.4 Факторы влияющие на величину прибыли
4. Рентабельность предприятия
4.1Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции.
Выводы и предложения
Библиографический список
Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.
Не требует
капитальных затрат ускорение оборачиваемости
оборотных средств, которые также
ведет к росту объемов
В целом для предприятий России характерно снижение объемов производства в течении последних лет. В этой ситуации, казалось бы, логично предположить резкое падение массы прибыли. Но статистические данные свидетельствуют об обратном. Приросте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль растет впоследствии постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико- экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.
Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.
При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализаии продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат.
3.1 Резервы увеличения прибыли.
Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и неустановленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее – продать его или сдать в аренду. Другие операции, например безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещается из чистой прибыли, предназначенной на накопление.
Финансовый результат от реализации иного имущества предприятия может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и изменения продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из- за изменения экономической конъюктуры, ассортимента выпускаемой продукции и по другим причинам оказывается ненужным или по величине превышают уровень, достаточный для запланированного выпуск продукции. Эта работа является одним из направлений финансового менеджмента, т.е. управления финансами предприятия, и должна проводиться на основании анализа структуры материальных активов. Безусловно, лучше продать их по цене, превышающей учетную стоимость, но и в ином случае предприятие получит денежные средства, которые можно вовлечь в оборот.
Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления из продажной цены исключаются затраты связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.
Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.
Вторым, не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор в свою очередь под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно — увеличению за счет этого прибыли.
Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции являются применяемые цены. Свободные цены устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень сводных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия. Независящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий монополистов. Очевидно, что уровень цен определяется, прежде всего, качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования ее производства, проведения работ по модернизации и т.д. Итак, как свободные, так и государственные регулируемые цены представляют собой третий крупный фактор, определяющий объем прибыли от реализации товарной продукции.
Кроме указанных выше факторов на величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение прибыли.
4. Рентабельность производства.
Показателем эффективности предприятия выступает рентабельность. При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели, рентабельности капитала, издержек и продаж.
Рентабельность является одной из базовых экономических категорий экономики. Толкование термина «рентабельность» не вызывает особых разногласий, поскольку под ним понимается отношение, в числителе которого всегда фигурирует прибыль. Рентабельность капитала исчисляется как отношение прибыли к капиталу (активам), рентабельность издержек — как отношение прибыли к себестоимости (издержкам), рентабельность продаж — отношение прибыли к цене (выручке от реализации).
Рентабельность продаж – это показатель, характеризующий величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукции, определяется по формуле:
Р пр = (П/ВР) х 100% |
где П – прибыль от продаж; ВР – выручка от реализации продукции.
Выгодность производства отдельных видов продукции можно оценивать с помощью показателя рентабельности продукции, рассчитанного как
Р спр = (П ед/C ед) х 100% |
где П ед – прибыль на единицу продукции; С ед – себестоимость единицы продукции.
Рассмотрим рентабельность производства продукции на примере предприятия:
Вид продукции |
2006 |
2007 |
2008 | |||
Прибыль (убыток),т.р. |
Уровень рентабельности, % |
Прибыль (убыток),т.р. |
Уровень рентабельности, % |
прибыль (убыток)т.р. |
Уровень рентабельности,% | |
Молоко Зерно |
8464 5621 |
86.3 25,6 |
16314 13822 |
116.2 27,8 |
18043 23286 |
103 36,6 |
П оп = Д оп – Р оп |
Второй сопоставляющей
балансовой прибыли является
результат от операций с
где Д оп – операционные доходы; Р оп –операционные расходы.
Результат от данной деятельности возникает в связи со сдачей в аренду временно неиспользуемого имущества и прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т. д. в виде дивидендов по ценным бумагам других организаций, в виде прибыли от совместной деятельности и т.п.
П вн = Д вн – Р вн |
Третья составляющая балансовой прибыли – это результат от внереализационных операций, определяется как
где Д вн – внереализационные доходы; Р вн -внереализационные расходы.
Данный результат представляет собой разницу между полученными и уплаченными штрафами, пенями, неустойками, возмещением убытков, суммами задолженности, по которой истек срок исковой давности; другими внереализационными доходами и расходами.
Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этим обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных санкций, пеней, других платежей, которые ранее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:
При этом существуют два подхода к распространению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть: фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд социальной сферы, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы, кроме капитальных вложений, материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т.п. Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия. При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При этом и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям. Государство посредством налоговых льгот стимулирует направление прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, благотворительные цели. Финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно регулируется образование резервного фонда предприятий различных организационно-правовых форм. При решении вопроса о том, какую часть чистой прибыли целесообразно направить на выплату доходов учредителям, в частности дивидендов по акциям, необходимо учитывать ряд факторов. С одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту курсовой стоимости акций, повышению деловой репутации организации. С другой стороны, капитализация чистой прибыли, т. е. направление ее на производственное развитие, представляет собой наиболее приемлемый источник финансирования деятельности предприятия без сопутствующих издержек на выпуск ценных бумаг, выплату доходов по ним, выплату процентов по кредитам. При этом не расширяется круг собственников предприятия. Если же предприятие длительное время не направляет средства на свое развитие, то это ведет к физическому и моральному старению техники, увеличению издержек производства, потере конкурентных позиций. И как результат- сокращение объема получаемой прибыли. Все это требует тщательного подхода к распределению прибыли.
4.1 Взаимосвязь
выручки, расходов и прибыли
от реализации продукции.
Формирование и использование прибыли-основа предпринимательской деятельности и ее конечный результат. Сравнение массы прибыли с затратами характеризуют эффективность работы предприятия. Одним из самых доступных методов управления предпринимательской деятельности является операционный анализ, осуществляемый по схеме: издержки-объем продажи-прибыль. В зарубежной практике он называется: CVP- анализ.
Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-коммерческой деятельности от изменения издержек, цен, объема производства, сбыта продукции. В отличии от внешнего финансового анализа результаты операционного анализа составляют коммерческую тайну предприятия.
С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр управленческих задач:
Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. На практике они тесно связаны с понятием »маржинальный доход», означающим результат от реализации продукции после возмещения переменных расходов.
Выводы и предложения:
Прибыль – важнейшая финансовая категория, призванная отражать финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия организации.
Как финансовая категория она выполняет ряд функций: воспроизводственную; стимулирующую; контрольную.
В ходе
проведенной работы были