Федеральное
государственное образовательное
бюджетное учреждение
высшего профессионального
образования
финансовый университет
при правительстве российской федерации
ярославский филиал |
Кафедра |
Факультет: Заочный финансово-кредитный
Направление: «Экономика» (бакалавр) |
Курсовая работа |
по
дисциплине: «Экономика
ФИРМЫ» |
Тема: Франчайзинг как форма взаимодействия
малого и крупного бизнеса |
|
Студент: |
Пахомова
Елена Дмитриевна |
|
(Ф.И.О. полностью) |
|
Курс: |
3 |
|
Форма обучения: |
2 ВО, заочная |
|
Личное дело №: |
100.31/120289 |
|
|
Преподаватель: |
Ст. пр.
Белов А.В. |
|
(должность, степень, Ф.И.О.) |
Ярославль 2012 |
Содержание:
Введение…………………………………………………………….………….….3
1. Франчайзинг: субъекты, условия заключения……………….……….………4
2. Технико-экономическая характеристика
предприятия,
анализ
преимуществ и недостатков использования
франчайзинга
на примере компании 2ГИС……………………………….…15
3. Перспективы использования франчайзинга
в России.
Выводы и предложения……………………………………………………..…20
Заключение…………………………………………………….…………………29
Список использованной литературы…………………………...……………....30
Введение.
Гармоничное развитие экономики,
как свидетельствует опыт зарубежных
стран, не возможно без интеграции крупного
и малого предпринимательства. Крупные
фирмы привносят в эту систему стабильность
и управляемость, а малый бизнес, формирующий
конкурентную среду, обеспечивает гибкость
и индивидуализацию производства. На сегодняшний
день существует много форм совместной
деятельности в бизнесе: аутсорсинг, субконтрактация,
кластерные принципы и франчайзинг. Раскрытию
сущности последнего и посвящена данная
работа.
Возникновение франчайзинга относят
к XVIII – XIX векам (в Англии как система так
называемых «связанных домов», в США –
с именем компании «Зингер»). В XX веке франчайзинг
получил широкое распространение в индустрии
безалкогольных напитков (Coca-Cola, Pepsi и др.).
В России он только развивается.
Данная работа посвящена раскрытию
сущности франчайзинга, зарубежному и
отечественному опыту в этой сфере.
- Франчайзинг: субъекты, условия заключения.
Франчайзинг — это система взаимовыгодных
партнерских отношений крупного и мелкого
предпринимательства, объединяющая элементы
аренды, купли-продажи, подряда, представительства.
Это самостоятельная форма договорных
отношений хозяйствующих субъектов, имеющих
статус юридического лица. Взаимодействие
крупного (корпорации, фирмы и т.п.) и мелко
го предприятий осуществляется на основе
договора франчайзинга, заключаемого
между крупным предприятием — франчайзером
и мелким — франчайзи (оператором). При
этом франчайзер (обычно крупная родительская
компания) обязуется снабжать мелкую фирму
или бизнесмена, действующих в рамках
оговоренной территории, своими товарами,
рекламными услугами, отработанными технологиями
бизнеса. За это фирма — франчайзи обязуется
предоставить компании — франчайзеру
услуги в области менеджмента и маркетинга
с учетом местных условий, а также инвестировать
в эту компанию какую-то часть своего капитала.
Франчайзи обязуется иметь деловые контакты
исключительно с компанией-франчайзером,
а также вести бизнес в соответствии с
ее предписаниями.
Почти всегда франчайзи выплачивает
единовременный взнос за право пользования
на рынке именем и торговой маркой франчайзера.
Кроме этого взноса франчайзи и капиталовложений
в основные фонды, сделанные им, франчайзер
может назначить регулярную плату за рекламу
торговой марки, используемую оператором.
Плата, как правило, устанавливается в
пределах 1—5% выручки. Франчайзер устанавливает
также размер отчислений от объема текущих
продаж франчайзи, составляющий в среднем
2—3%, но бывает и значительно выше. Например,
франчайзи компании «Макдоналдс» вносят
12% выручки. Существуют и другие нормы
отчислений. Так, в США владелец химчистки,
выплачивающий головной компании всего
100 долл. в месяц, может иметь неограниченное
число пунктов приема[1].
В экономической литературе различают
два типа договорных от ношений. Первый
получил наибольшее применение в
сфере торговли. Суть его состоит в
том, что фирма-франчайзи узко специализирована
на реализации одного вида товаров и услуг
и получении фиксированной доли от общего
объема продаж. По такой форме договора
работает большинство фирм-франчайзи,
занимающихся торговлей автомобилями,
автосервисом, а также владельцев бензоколонок.
Другой тип договорных отношений
значительно сложнее. Мелкая фирма-франчайзи
работает не просто под торговой маркой
франчайзера, а включается в полный цикл
крупной корпорации, выполняя равные с
ней требования технологического процесса,
качества, обучения персонала, выполнения
плана продаж, оперативной отчетности.
Все это приводит к особой ответственности
мелкой фирмы.
В современных экономических
реалиях франчайзинг является одной
из наиболее прогрессивных и эффективных
моделей взаимодействия крупного и
малого предпринимательства, что объясняется
пластичностью и гибкостью, обусловленной
способностью малого предприятия, вооруженного
современными методами ведения бизнеса,
технологиями и инфраструктурой, достаточно
эффективно адаптироваться к меняющимся
условиям рынка.
Следует отметить, что франчайзинговая
система отношений, между крупными и малыми
предприятиями, обладает как рядом преимуществ
так и недостатков.
Преимущества
для франчайзера.
Франчайзор - это человек, который
смог создать работающий бизнес. Это бизнес,
который приносит ему хорошую прибыль.
Такая модель бизнеса должна легко поддаваться
успешному повторению. Это означает, что
возможно открывать еще больше предприятий,
работа которых строилась бы по такой
же модели, как и бизнес франчайзора. Бизнес
франчайзора всегда имеет определенный
проверенный рынок потребителей и ценную
репутацию.
После того, как бизнес своим
успехом доказал свою жизнеспособность,
основатели желают развивать это
дело. Здесь возникает два пути:
развивать дело, инвестируя прибыль
или создавать франчайзинговую систему.
При создании и развитии франчайзинговой
системы, ее основатели будут рассматривать
пять позиций:
- франчайзинг приносит дополнительные деньги для распространения бизнеса. Если компания стремится к развитию на региональном, национальном или международном уровне, то потребуются дополнительные вложения на программу развития. Эти фонды можно создать с помощью франчайзи. Франчайзи делают первоначальный взнос, приобретая полный франчайзинговый пакет. Подписав дополнительно несколько франчайзинговых договоров с франчайзи, франчайзор сможет продавать им другие услуги по управлению (менеджменту), такие, как особая поддержка по консалтингу и маркетингу. Обе сделки (первоначальная продажа франшизы и продажа специальных услуг) служат дополнительным источником дохода для франчайзора
- Франчайзи делают дополнительные выплаты на поддержку услуг, предоставляемых франчайзором. Все работающие франчайзи ежемесячно платят франчайзору за предоставление услуг. Часть этих денег идет на предоставление услуг по поддержке франчайзи этой системы (обучение персонала, консультанты и т.д.).
- Франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления своей репутации на существующем рынке. Увеличение количества выплачиваемых взносов позволяет франчайзору быстро и эффективно развиваться на рынке. Именно франчайзи приносят на новый рынок имя франшизы. Каждый отдельный франчайзор получает огромные преимущества на всем рынке потому, что франчайзи, быстро расширяясь на новом рынке и делая инвестиции в развитие этого бизнеса в новых городах, создают широкую сеть бизнеса, на развитие которой у франчайзора никогда не хватило бы денег.
- Франчайзинг открывает для потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах. С открытием новых предприятий потребители больше узнают о продукте и услугах. Это очень важно, так как новая франшиза становится узнаваемой на рынке по мере предоставления своих услуг. Многочисленные франчайзинговые предприятия на специфичном рынке открывают экономный доступ к рекламе в средствах массовой информации, что делает франчайзинг известным среди большего числа потребителей. Использование рекламы приводит к увеличению продаж и прибыли в каждом предприятии франчайзинговой системы.
- Успех франчайзинговой системы при создании новых бизнес концепций. Успех франчайзинговой компании во многом зависит от проверенности и прибыльности бизнес концепции. Франчайзор развивает свою концепцию бизнеса и доказывает ее прибыльность на примере своих собственных магазинов. Франчайзор разделяет свой опыт со всеми франчайзи системы, предоставляя им возможность вести свой бизнес так же успешно. Поэтому, если компания хочет узнать, возможно ли превратить их бизнес в успешную франшизу, они должны просто посмотреть насколько успешно прошло такое превращение в другом, похожем бизнесе.
Преимущества
для франчайзи:
- Все материалы и поддержка, предоставляемая франчайзорами индивидуальным франчайзи, предназначены для поддержки и усиления значимости франшизы. В списке таких преимуществ можно было бы перечислить: материалы, обучение и консалтинг. Но, если смотреть шире, то самым большим преимуществом являются отношения между франчайзором и франчайзи.
- Франчайзинг означает, что у вас есть собственный бизнес, но вы не остаетесь один на один со всеми проблемами и рисками. Когда франчайзи дает свое согласие вкладывать деньги во франчайзинговое предприятие, он все равно остается независимым владельцем бизнеса. Эта независимость означает, что его никогда не уволят с этой работы. Франчайзи получает профессиональную поддержку от франчайзора. Такая поддержка помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели. Франчайзор остерегает франчайзи от принятия неправильных решений, которые могли бы повредить или вообще разрушить его предприятие.
- Франчайзинг - это быстрое и эффективное начало бизнеса. Франчайзинговая система дает информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, сделать его дизайн и убедится в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он имеет опыт своего франчайзора.
- Франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса. Франчайзи всегда имеет возможность стать специалистом в новом бизнесе, не затрачивая годы на обучение в школе бизнеса или просто работая в этой области. Эти знания приходят непосредственно из специальных программ обучения и программ по развитию системы управления, которые франчайзор передает всем новым франчайзи и ключевым работникам. Еще за долго до открытия нового бизнеса, франчайзор и франчайзи должны проработать друг с другом некоторое время. Вместе они должны достаточно поработать над формированием навыков франчайзи с тем, что бы иметь все шансы на успешное ведение бизнеса.
- Франчайзинг означает постоянную поддержку. После открытия франчайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзора по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга. Если возникают проблемы, то их первой задачей будет проверить все предоставленные материалы и пособия. Но однако могут возникать и специфические проблемы. В этом случае франчайзи может позвонить франчайзору и обратиться за помощью. Именно потому, что существует такая связь между франчайзором и франчайзи, проблемы франчайзи могут быть решены с помощью опытного франчайзора. Когда независимый предприниматель начинает развивать собственный бизнес, он должен сам найти способ решения проблем и открыто смотреть на вероятность совершения дорогостоящих ошибок.
- Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзора. При выполнении франчайзингового договора, франчайзи получает полномочия от франчайзора на использование торгового знака франчайзора. Только франчайзи, работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное право использовать товарный знак франчайзора. Поэтому, если вы владеете франшизой McDonald’s, вы пользуетесь правом на владение названием фирмы, которое дает вам мгновенное узнавание на рынке как бизнеса, работающего на международной арене с международным франчайзором. К моменту открытия ресторана, все в округе уже знают, что он будет предоставлять услуги на высоко профессиональном уровне. В отличие от вас индивидуальный предприниматель должен с самого начала думать не только о продажах, но прежде всего о том, чтобы создать хорошую репутацию никому неизвестной фирмы. Франчайзи же покупает себе репутацию вместе с покупкой франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не будет иметь доступ к известному всему миру имени, а франчайзи сразу пользуется именем своего франчайзора уже получившего всеобщее признание.
- Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса. Франчайзор определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Получая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес на определенной территории. Это снимает угрозу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция, таким образом его территория всегда остается более открытой для конкурентов.
Недостатки.
Как бизнес концепция франчайзинг
всегда предлагает много преимуществ
и для франчайзи, и для франчайзора.
Но есть и недостатки. Когда вы обращаетесь
к франчайзингу необходимо рассматривать
и преимущества, и недостатки. Вот что
нужно принять во внимание обеим сторонам.
Недостатки для
франчайзора.
- Невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы. Франчайзинговый договор определяет природу отношений между франчайзором и франчайзи. Франчайзинговый договор предусматривает ряд положений, защищающих франчайзи. Эти положения предусматривают невозможность для франчайзора расторгнуть контракт с франчайзи. Но вместе с тем такие положения осложняют вывод из системы франчайзи, который не выполняет законов франчайзингового бизнеса.
- Франчайзи не являются работниками франчайзора. Франчайзи являются независимыми владельцами бизнеса. Даже при наличии франчайзингового договора могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзи в своем бизнесе.
- Влияние плохо работающих франчайзинговых предприятий. Многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком. И если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему.
- Недоплата или выплата взносов с опозданием. Франчайзоры устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом предприятии. Франчайзи обязаны предоставлять отчет об общей сумме продаж франчайзору для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Франчайзи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзору.
- Трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны. Работа любой франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, являющихся интеллектуальной собственностью франчайзора. Эти принципы бизнеса пред<spa