Франчайзинг в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:12, доклад

Описание работы

Франчайзинг – это форма длительного коммерческого сотрудничества фирм, в рамках которого фирма-франчайзер передает права на продажу своих товаров и услуг фирме-франчайзи, который получает также права на использование торговой марки фирмы-франчайзера, ее фирменного дизайна, ноу-хау, деловой репутации, бизнес-технологий.
Покупка франшизы происходит в несколько этапов, на которых франчайзи выплачивает франчайзеру первоначальный взнос (стоимость франшизы), инвестиции в оборудование и материалы; ежемесячные выплаты: роялти, рекламный сбор. Взамен франчайзи получает так называемый франчайзинговый пакет, стандартно включающий права на использование торговой марки, условия поставки оборудования, материалов и обучение технологии бизнеса.

Файлы: 1 файл

Франчайзинг.docx

— 28.05 Кб (Скачать файл)

Франчайзинг в туризме

 

Франчайзинг – это форма длительного коммерческого  сотрудничества фирм, в рамках которого фирма-франчайзер передает права на продажу своих товаров и услуг фирме-франчайзи, который получает также права на использование торговой марки фирмы-франчайзера, ее фирменного дизайна, ноу-хау, деловой репутации, бизнес-технологий.

Покупка франшизы происходит в несколько  этапов, на которых франчайзи выплачивает франчайзеру первоначальный взнос (стоимость франшизы), инвестиции в оборудование и материалы; ежемесячные выплаты: роялти, рекламный сбор. Взамен франчайзи получает так называемый франчайзинговый пакет, стандартно включающий права на использование торговой марки, условия поставки оборудования, материалов и обучение технологии бизнеса.

Франчайзер организует обучение и контролирует работу франчайзи. Франчайзи является собственником своего предприятия, инвестирует средства на его создание и развитие, продает продукт или услуги в соответствии с правилами, установленными франчайзером, и, как правило, оплачивает помощь франчайзера.

Юридически  условия сделки регулируются франчайзинговым договором (договором коммерческой концессии), который является основополагающим документом взаимодействия сторон и заключается в среднем на 3-5 лет (для России).

Бурное  развитие и распространение франчайзинга как способа ведения бизнеса  относится ко второй половине XX века и связано с переходом большинства  промышленно развитых стран от эпохи  индустриальной к постиндустриальной, открывшей новые схемы организации  бизнеса.

Во всем мире франчайзинговые фирмы весьма развиты и доходны. В цивилизованных странах (Европа, США, Канада) уже давно большинство туристских агентств охвачены франчайзинговыми сетями.

Примерами таких крупных сетей могут  служить TUI (крупнейшая мировая сеть, ей принадлежит 144 самолетf, собственный круизный и чартерный флот), Томас Кук, «Оторвись, пока не поздно».

TUI AG (Touristik Union International) – туристский концерн, одна из крупнейших в Европе туристских компаний.

Европейский туроператор TUI Travel – совместное предприятие, объединившее немецкую TUI AG и британскую First Choice. Клиентами TUI Travel PLC являются около 30 млн человек в 20 странах мира.

Концерн TUI постоянно расширяет свою сеть. Например, строит новые отели, расширяя свою гостиничную сеть Iberotel в Египте, Италии и Эмиратах. Iberotel объединяет 25 гостиниц.

Примечательно, что во многих зарубежных странах нет специального законодательного акта, регламентирующего работу франчайзинговых сетей. Но повсеместно законодательно проработан вопрос об обязательном полном раскрытии информации франчайзеров о своем бизнесе для потенциальных франчайзи. Это весьма важный вопрос для всех, кто принимает решение о вложении собственных средств в новый бизнес.

Только  в начале 90-х годов прошлого века новые тенденции в экономическом  развитии России привели к использованию  франчайзинга в деятельности российских предпринимателей, а в дальнейшем – к законодательному закреплению  франчайзинговых отношений в форме договора коммерческой концессии.

Франчайзинг в туризме зародился в России несколько лет назад. Замелькала реклама первых туркомпаний на улицах Москвы, а потом и в других городах России.

Туристский  рынок сегодня представлен четырьмя категориями участников:

- клиенты;

- турфирмы;

- туроператоры;

- курорты. 

Франчайзинг в туризме ввели туроператоры, которые предложили турфирмам определенный формат ведения бизнеса и стандартизировали  набор курортов и других мест для  отдыха.

Очень много  факторов влияют на бизнес в России. К сожалению, большинство влияют отрицательно. Среди них большое  количество вращающихся неучтенных «черных» денег. Пресловутая коррупция  не дает бизнесу нормально развиваться. По сравнению с Западом исполнение договорных отношений оставляет  желать лучшего. Очень неэффективна судебная система, неэффективно исполнение судебных решений. Это неизбежно  касается и франчайзинга.

В Российской Федерации реально существовали 2 сетевых бренда: «Куда.ру» и «Магазин горящих путевок», в каждой из которых было около 100 фирм-франчайзи. Сегодня эти фирмы объединены.

«Магазин  Горящих Путевок» стал первой франчайзинговой сетью на рынке продажи туров. Несмотря на скептические оценки проекта многими владельцами турагентств и туроператорами, затея первопроходцев оказалась исключительно успешной. В 2012 году через эту фирму путешествовали 280 тыс. человек. В 2013 году с ними работают 560 турагентств в России, Украине, Белоруссии и Казахстане. Компания продает туры в 65 стран мира.

Существует еще несколько небольших сетей в них число участников порядка 10 фирм (Гринекс, ВКО Клаб, Эконом тур). Эти сети являются скорее материнскими, чем франчайзинговыми.

Также следует  отметить сеть агентств «Велл», которая организована собственниками «Магазина Горящих Путевок». Дело в том, что каждая франшиза «Магазина Горящих Путевок» была рассчитана на 700 тысяч жителей. Количество свободных франшиз подошло к концу, а продавать франшизы было необходимо – ведь деньги туроператору приносят его турфирмы.

Также свою франшизу продает старый советский  бренд «Интурист». Но большинству  потенциальных франчайзи не нравится то, что предлагает известнейшая в советское время, но практически утратившая свой имидж, туристская империя.

Не так  давно на рынке появилась еще  одна франшиза «Путевочка». Ее преимущество в том, что предпринимателю не нужно подбирать место для офиса – он будет размещаться в магазине «Пятерочка». Турагенты работают по схеме франчайзинга, и приобрести магазин путевок сможет любой желающий, не имеющий даже минимального опыта в сфере туристического бизнеса. Чтобы купить «Путевочку», необходимо внести первоначальный взнос в 15 тысяч долларов, который при выходе из сети не возвращается. За эти деньги владелец новоиспеченного бизнеса получает офис и оборудование. Кроме того, в первые три месяца придется выплачивать роялти в размере 500 долларов в месяц, а в будущем – 150 долларов +15% от оборота. Очевидно, что в такой схеме кроется опасность для франчайзи. Ведь он полностью зависим от франчайзера, который сверху определяет, сколько платить за аренду, сколько отчислять процентов с дохода. Если подумать внимательно, то такой франчайзи не отличается от наемного менеджера, работающего за проценты.

Франчайзинг в туризме предполагает стандартизированный  набор туров. Если появится новое  направление в туризме, то можно  попробовать создать специализированную сеть турфирм в этом направлении.

Сейчас  рынок туристских услуг переполнен. Цены, в принципе, у всех одинаковы  с точностью до 5-10%. Новых идей не наблюдается, секретов не осталось. Работать все умеют, скидки у туроператора получить может каждый. А конкуренция  растет. Поэтому стали появляться франшизы для действующих турагентств, которые просто увеличивают их привлекательность. Например, одна из таких – «Царское путешествие» - играет на чувствах потребителей и позволяет выделиться среди  подобных себе.

Несомненно, потребность в создании туристских франчайзинговых сетей в Российской Федерации сейчас актуальна. Большинство руководителей мелких и средних туристических фирм пытаются разрешить одни и те же однотипные проблемы, разрешить, которые, в одиночку практически невозможно. Главная из них – эффективная технология привлечения клиентов, так как не секрет, что туристических фирм сейчас в РФ очень много и на этом рынке большая конкуренция.

Для туристического бизнеса франчайзинг подходит ничуть не меньше, чем, например, для быстрого питания, ведь на современном этапе  развития основу массового туризма  составляет логистика – чем большее  количество пассажиров займет места  в самолете, поезде или автобусе, а впоследствии – в отеле, тем  более прибыльным окажется тур для  туроператора. Вероятно, именно поэтому  продажи франшиз на туристском рынке России быстро стали обыденностью.

Крупные туркомпании быстро оценили преимущества франчайзинга, который позволяет привлекать необходимые для развития инвестиции параллельно занимать через своих контрагентов регионы заодно выводя из игры мелких конкурентов. Но главное – такая бизнес-схема помогает «набивать» автобусы и самолеты под завязку.

Любой покупатель туристской франшизы должен отдавать себе отчет в том, что хотя выбор  брендов на этом рынке исключительно  богатый, большинство франчайзеров предложат практически идентичный набор туров и возможностей на схожих условиях. Поэтому успех бизнеса будет большей частью зависеть от места, в котором расположен его офис и профессионализма менеджеров, которые должны уговорить покупателя приобрести недорогой тур в Египет, Турцию или Испанию именно у них.

Встречаются и приятные исключения, когда франчайзер предоставляет франчайзи практически все, необходимое для работы. Франчайзи получает не только фирменную символику и типовые туры, но и место под офис. Кроме того, предлагаются уже функционирующие франшизы, доказавшие свою рентабельность.

В любом  случае, приобретая туристскую франшизу, предприниматель гарантированно получит  опыт в туристском бизнесе и со временем сможет приобретать туры не только у своего франчайзера, но и у других туроператоров, а возможно и открыть новую – собственную турфирму, специализирующуюся на более престижном, индивидуальном туризме.

На первый взгляд франчайзинг – это очень  удобная форма работы в туристском бизнесе – заплатил франшизу и  работай. Действительно, в такой  форме сотрудничества много преимущество. Но при этом, нельзя не отметить, что  франчайзинг имеет и определенные недостатки.

В системе франчайзинга предусмотрена система обучения. Причем эта система такова: оно очень интенсивное, относительно краткое, длительностью две-три недели, «двусторонне заинтересованное». Тот, кого учат, заинтересован овладеть всеми секретами бизнеса. А тот, кто учит, заинтересован в том, чтобы ученик познал все элементы, все «ноу-хау» бизнеса как можно глубже и как можно интенсивнее.

Тот, кто покупает франшизу, покупает заранее надежный бизнес. Дело в том, что развитые системы не бывают неуспешными. Франшизные сети, которые развиваются в несколько десятков, сотен, а некоторые в несколько тысяч точек, - это априори успешный бизнес.

Есть еще ряд положительных моментов. Ни одна туристская фирма не может позволить себе рекламную кампанию, которую может позволить себе сеть, состоящая из нескольких сотен фирм: национального, а иногда даже транснационального масштаба.

Немаловажный фактор, особенно для начинающих предпринимателей, - это возможность обратиться в любой момент с любым вопросом к старшему партнеру по бизнесу. Такая постоянно действующая консультационная служба есть в любой франшизной системе. Она обеспечивает успех системы в целом.

Так, например, в качестве преимуществ можно  указать следующие предложения  франчайзингового пакета туристской компании «1001 Тур»:

-   раскрученный Интернет-сайт, с посещаемостью 10 000-15 000 человек ежедневно;

- бонусная  программа, направленная на максимальное  удержание постоянных клиентов;

- размещение  координат в рекламе в прессе, полиграфической продукции, справочнике  «1001 Совет опытного туриста»;

- доступ к сетевой версии программы «Само-Турагент» для автоматизации деятельности офиса.

А вот  предложения от туристского агентства  «BLUE SKY»:

- операционное  пособие партнера (технология ведения  бизнеса);

- торговая  марка, логотип, патент;

- право  заключения эксклюзивного договора  об уполномоченных агентствах  с крупнейшими туроператорами  «Корал Тревел» и SUNMAR;

- дизайн-макет  помещения (оценка пригодности  помещения, пошаговый план открытия  офиса, план оптимальной расстановки  мебели), макеты полиграфической  продукции, макеты наружной рекламы (стандарты внешние), макеты внутренней рекламы, макеты рекламы в СМИ, образцы одежды персонала (стандарты внутренние);

- система  учета и отчетности (должностные  инструкции, расчет показателей  будущей деятельности, кадровая  политика, исследования рынка);

- система  подготовки и обучения персонала  (стажировка персонала в центральном  офисе «Блю Скай», Франчайзи предоставляется один бесплатный рекламный тур по основному направлению. Участие в тренингах);

- единая  информационная система (бесплатное  подключение к единому программному  обеспечению учета, Само-Агент.  Бесплатное размещение информации  о Франчайзи на сайте компаний Блю Скай http://home.bsky.ru/, Корал Тревел http://www.coral.ru/ и SUNMAR www.sunmar.ru);

- рекламная  поддержка (подключение к трем  колл-центрам: компании BLUE SKY, туроператоров «Корал Тревел» и SUNMAR; реклама в СМИ и на других рекламных носителях; предоставляется ежегодный рекламный план; рекламные ролики, разработанные компанией представляются бесплатно);

- консультационное  сопровождение как во время  формирования бизнеса, так и  после открытия бизнеса;

- формирование  туроператорской базы (заключение  договоров);

- эксклюзивная  территория;

- аудиторская и юридическая поддержка.

Недостаток первый (и основной) – за все надо платить. И если предприниматель хочет купить бизнес, надо платить деньги. Кроме того, нужны средства, чтобы инвестировать их в помещение, оборудование и так далее. Если покупается франшиза, к обычным инвестиционным затратам добавляются затраты первоначального франшизного взноса. Но это плата за надежный вклад и за положительные качества, о которых говорилось выше.

Информация о работе Франчайзинг в туризме