Государственное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:57, реферат

Описание работы

Цель: исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики. Поставленная цель решается через следующие задачи:
• определить понятие государственного предпринимательства;
• раскрыть возможные методы воздействия государства на рынок;
• изучить функции и значении государственного предпринимательства;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль государства в экономике………………………………………...5
Глава 2. Методы государственного воздействия на рынок…………………...9
Глава 3. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Государственное предпринимательство (реферат).doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

ПЕРВЫЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

Факультет: Бухгалтерского учёта

Специальность: Бакалавр экономики

Дисциплина: Гос. регулирование экономики

Курс: 1

 

 

Реферат

на тему:

<< Государственное  предпринимательство.>>

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент: Морозова Анастасия Аркадьевна

Группа: УЭШД 11/11-С-1-Б

Проверил:. Зайцев Валерий Николаевич

Оплачено до: 02.09.2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 

2012

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Роль государства  в экономике………………………………………...5

 

Глава 2. Методы государственного воздействия на рынок…………………...9

 

Глава 3. Государственное  предпринимательство в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………...13

 

Заключение……………………………………………………………………….19

 

Список использованной литературы…………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рыночный механизм способен обеспечить вполне эффективное распределение  ресурсов и их использование. Многие видные экономисты XIX и начала XX веков, которые вошли в историю экономической  мысли как классики (Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.), полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. С точки зрения классиков, такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность. Капитализм стал восприниматься ими как саморегулирующаяся экономика, в которой полная занятость считается нормой. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней и даже вредной. Логика классической теории подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

 

Таково было мнение классиков. Однако, на практике же современного рынка  государственное предпринимательство  играет далеко не последнюю роль.

 

Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы.[1]

 

Поэтому, говоря в настоящее время о рыночной экономике, мы говорим и о роли государства в общем и о государственном предпринимательстве.

Каково же значение государственного предпринимательства? Что входит в  содержание государственного предпринимательства  и какие тенденции государственное предпринимательство переживает в современной России?

 

Исходя из вышесказанного автор ставит перед собой следующую  цель: исследовать значение и содержание государственного предпринимательства  в условиях рыночной экономики. Поставленная цель решается через следующие задачи:

 

·  определить понятие  государственного предпринимательства;

 

·  раскрыть возможные  методы воздействия государства  на рынок;

 

·  изучить функции  и значении государственного предпринимательства;

 

·  рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства;

 

·  в заключение подвести итоги по проделанной работе применительно  к Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Роль государства в экономике

 

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.

 

В распределительной  экономике все проще: государство  берет на себя все права и обязанности  по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния.

 

Перед государством не стоят  такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет  права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. Государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

 

Активное участие государства  в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами.

 

Во-первых, этого требует "стержень" рыночного механизма - конкуренция. Развитие монополий подрывает  конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому всесилию монополий должны быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.

 

Первый опыт организованной антимонопольной деятельности государства был положен принятием антитрестовского законодательства в США в 1890 г. ("Закон Шермана"). Позже аналогичные законы появились в других странах. Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40 процентов того или иного вида продукции. Предусмотрены ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация. Законодательство запрещает всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.

 

Правовая защита производителей и потребителей является важнейшей  функцией государства. Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.

 

Во-вторых, всегда существовали такие виды производства, которые "отторгает" рыночный механизм. Прежде всего, это производство с длительным сроком окупаемости капитала, без которых общество не может обойтись, а результаты, которых нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

 

В-третьих, есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение  равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения  на необходимом уровне, правовое обеспечение  функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.

 

В развитии экономики  государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному  механизму. Рынок не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

 

Многие государственные предприятия играют заметную роль в национальном хозяйстве, а порой являются лидерами среди промышленных фирм. Рассмотрим организационные формы предпринимательской деятельности государства.

 

Правовой статус государственных  предприятий в различных странах отличается большим разнообразием. При этом даже в одной стране, как правило, не существует единого законодательного акта, регулирующего положение всех государственных предприятий. Практически каждое предприятие образуется и действует на основании специального постановления государственных органов, регламентирующих методы контроля и руководства со стороны государства, а также регулирующего финансовые и имущественные отношения с государством и рынком.

 

На основании вышеназванных  условий государственные предприятия можно подразделить на три группы: бюджетные предприятия; государственные корпорации; смешанные акционерные общества.

 

Бюджетные предприятия. В эту группу входят предприятия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной  самостоятельности. По своему положению они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются или структурно входят в какие-либо министерства, ведомства или органы местного самоуправления. Они не платят налоги на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через госбюджет.

 

Государственные корпорации. Это распространенная организационно-правовая форма государственных предприятий. Они наделяются определенной правосубъективностью и имеют собственное имущество. Как правило, наряду с хозяйственной деятельностью они выполняют определенные регулирующие и управленческие функции в установленных пределах от имени государства. Другими словами, государственные корпорации сочетают в себе черты коммерческого предприятия и государственного органа. Государственные корпорации могут быть образованы в форме акционерного общества, все акции которого принадлежат государству.

 

Предпринимательская деятельность государственных корпораций обычно осуществляется на коммерческой основе в рамках устанавливаемых соответствующими министерствами или ведомствами планов. Экономической основой такой деятельности служит собственный капитал корпорации, образуемый за счет государственных фондов, акционерный капитал и капитализируемая прибыль. Используется также заемный капитал в форме облигационных займов. Кредитов банков и других финансовых институтов. На размеры заемных средств обычно ограничиваются, что снижает возможность маневрирования финансовыми ресурсами.

 

Показатели рентабельности и эффективности деятельности государственных корпораций зачастую несопоставимы с аналогичными показателями частных фирм, поскольку убыточное производство у первых обычно безвозмездно субсидируется государством, а реализация производственной продукции и услуг осуществляется по регламентированным ценам.

 

Смешанные компании. Они  образуются в форме акционерных  обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, акции которой  принадлежат государству и частным  вкладчикам.

 

Смешанные компании действуют  в соответствии с законом об акционерных обществах и являются юридическими лицами, участвуя в хозяйственном обороте на коммерческой основе наравне с частными фирмами. Тем не менее они обычно пользуются определенными привилегиями по сравнению с частными фирмами, которые могут выражаться в предоставлении государственных субсидий и дотаций, льготном режиме получения импортных лицензий, гарантированных поставок сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердо фиксированным ценам, гарантированном рынке сбыта производимой продукции, экспортных дотаций и т.д.

Информация о работе Государственное предпринимательство