Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:57, реферат
Цель: исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики. Поставленная цель решается через следующие задачи:
• определить понятие государственного предпринимательства;
• раскрыть возможные методы воздействия государства на рынок;
• изучить функции и значении государственного предпринимательства;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль государства в экономике………………………………………...5
Глава 2. Методы государственного воздействия на рынок…………………...9
Глава 3. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21
Для последних десятилетий
стало характерным формирование
смешанных государственно-
Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов. [5]
Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:
1.Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
2.Стратегическое
3.Координация усилий
общества по охране и
4.Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
5.Выработка и обеспечение
социальных гарантий, особенно для
групп населения, которые не
могут в полной мере
6.Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.[6]
Говоря о тенденциях развития предпринимательства, различные авторы предлагают свои вариации направленные на процесс оптимизации государственного и государственно-частного предпринимательства. Основные из них могут быть обозначены как следующие:
а) определить оптимальные рамки государственного предпринимательства. Опыт стран как развитых, так и развивающихся показывает, что частное предпринимательство должно быть дополнено государственным предпринимательством. Причем чем больше страна отстает в своем экономическом развитии, тем выше роль государства как участника хозяйственной деятельности, призванного способствовать решению важнейших экономических проблем в общенациональном масштабе. Речь здесь идет о поддержании жизненно важных для национальной экономики в целом отраслей (производств, служб), в которые частный капитал не идет либо идет в недостаточном объеме из-за их высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска, предотвращении захвата иностранным капиталом отраслей, обеспечивающих национальную безопасность страны, путем включения их в состав государственного или государственно-частного сектора.
б) провести реорганизацию управления государственной собственностью на основе разделения полномочий между Мингосимуществом России (который должен на деле стать главным органом по управлению госимуществом за исключением государственных унитарных предприятий) и отраслевыми министерствами (ведомствами и другими уполномоченными государством, в т.ч. по договору, органами), призванными осуществлять стратегическое управление государственными унитарными предприятиями;
в) установить общественный контроль за эффективным и по назначению расходованием государственных средств, а также использованием государственного имущества;
г) привлекать к управлению государственной собственностью органы местного самоуправления, профсоюзы, общества потребителей и др.
д) разработать единый реестр государственной собственности как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В этом реестре должно отражаться состояние объектов госсобственности с учетом их амортизации и физического состояния, нахождения этого имущества в аренде, залоге, доверительном управлении, условия соответствующих договоров, регулярность и полнота поступлений платежей за пользование имуществом;
е) ввести обязательный аудит государственной собственности;
и) упорядочить механизм управления государственным имуществом, переданным в хозяйственное ведение или оперативное управление, на основе учета особенностей управления в коммерческом и некоммерческом субсекторах государственного сектора экономики;
к) четко разделить все акционерные общества с государственным участием на две группы:
- акционерные общества,
государственный пакет акций
которых целесообразно
- акционерные общества,
государственный пакет акций
которых целесообразно
л) шире практиковать передачу акций акционерного общества с контрольным пакетом акций у государства в доверительное управление непосредственному руководству АО, назначенному по контракту после победы на конкурсе предпринимательских проектов (в этом случае достигается взаимоувязка личной мотивации контрактника к достижению поставленной цели и необходимой для этого автономии в принятии им хозяйственных решений);
м) развивать новые
модели предпринимательской
н) введение на макроуровне системы индикативного (договорного) планирования с установлением ряда обязательных показателей для казенных предприятий;
Заключение
Итак, в заключение сделаем выводы по проделанной работе:
Во-первых, государственное
предпринимательство необходимо даже
в условиях рыночной экономики. Государственное
предпринимательство
Во-вторых, приоритетно
государственное
Говоря о государственном
предпринимательства
Раздел I. Общие основы
управления государственной
Раздел II. Объекты управления
государственной
Раздел III. Субъекты управления
государственной собственностью
Раздел IV. Механизм управления
государственной
Раздел V. Демократизация управления объектами государственной собственности.
Раздел VI. Учет, контроль и надзор за использованием государственной собственности.
Раздел VII. Ответственность за неэффективное и не по назначению использование государственной собственности.[8]
Список использованной литературы:
1. Государственное
регулирование экономики: опыт
пяти стран //Научные труды
№ 16 Института Экономики
2. Дикушин А.М. «О направлениях развития государственного предпринимательства в РФ» // Предпринимательство в современной России – М.: Линкс, 2001.
3. Е.Ф. Борисов. Экономическая теория. М.: 1996.
4. Камаев
В.Д. Учебник по основам
5. Корняков
В. Государственное
6. Курс
экономической теории. Под общей
редакцией Чепурина М.Н. Киров,
7. Лившиц
"Государство в рыночной
8. П.Г. Ермишин Основы экономической теории. М.: Луч, 1998.
9. Преобразование
государственной собственности
в период экономических реформ.
//Под. ред. В Шупыро – М.,
10. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика – М., 1997.
11. Трансформация экономических
институтов в постсоветской
12. Хойзер В. Как делать бизнес в Европе. М.: 1991.
[1] П.Г. Ермишин Основы экономической теории. М.: Луч, 1998. с. 134.
[2] Курс экономической теории. Под общей редакцией Чепурина М.Н. Киров, Изд. «АСА», 1995. с. 206-208.
[3] Государственное регулирование экономики: опыт пяти стран. //Научные труды№ 16Р Института Экономики Переходного Периода. М.: 1996.
[4] Камаев В.Д. Учебник
по основам экономической
[5] Лившиц "Государство в рыночной экономике" // Российский экономический журнал, N 11-12, 1996 с.34.
[6] П.Г. Ермишин Основы экономической теории. М.: Луч, 1998. с.150-151.
[7] Корняков В. Государственное
корпоративное направление
[8] Дикушин А.М. «О
направлениях развития