Государственное регулирование цен в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1. Сущность государственного регулирования цен…………………………………5
2. Цена, ее виды и функции ………….........................................................................13
3. Государственное воздействие на цены……………………………………………15
3.1Меры, методы и способы воздействия государства на цены…………………...15
3.2Функции и задачи государственного воздействия на цены…………………….21
4. Контроль государства за соблюдением порядка применения регулируемых цен……………………………………………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...........27

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Прямое государственное  регулирование предполагает необходимость  дополнения рыночного механизма  централизованной политикой государства  путем контроля за важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства возникающая равновесная цена не соответствует оптимальному состоянию и стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия.

 

Наряду с методами прямого регулирования государство  воздействует на процесс ценообразования  и с помощью косвенных мер. Методы косвенного регулирования цен:

-   налогообложение;

-  регулирование денежного обращения;

-   оплата труда;

-   кредитная политика;

-   регулирование государственных расходов;

-   установление норм амортизации и так далее.

Косвенные меры, как правило, направлены:

-на изменение конъюнктуры;

-создание определенного  положения в области финансирования, валютных и налоговых операций;

-установление оптимального  соотношения между спросом и  предложением, тем самым способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики.

Налоговая система также  воздействует на уровень и динамику цен. От размера налогов прямо зависят динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены. Любой производитель, когда его облагают налогом, старается перенести его через цену на потребителя. Государство же, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшить налоговые ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена на снижение налогов. В США, например, доля налогов на прибыль в доходах налога федерального бюджета не превышает 8%, в то время как в России она составляет около 20%.

Практика государственного регулирования цен показывает, что  для преодоления инфляции необходимо, по крайней мере, два условия:

  1. Всемерное укрепление механизмов рыночной системы. Это поощрение малого бизнеса, диверсификация производства и продаж, ослабление таможенных и других ограничений на ввоз импортной продукции, систематический контроль за состоянием рынков, пресечение монополистического поведения и др.
  2. Курс на постепенное искоренение неуправляемой инфляции, пользующийся поддержкой большинства населения. Если этот курс проводится в течение нескольких лет, то производители и потребители постепенно убеждаются в том, что правительство не только решительно ведет борьбу с инфляцией, но и способно контролировать положение, добиваться реализации своих целей.

Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставляться  косвенным, а сочетаться с ними. Общая  антиинфляционная политика и связанные с ней меры косвенного воздействия на ценообразование в этом случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, «замораживания» и «блокирования» их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства воздействует на решения предприятий и фирм об уровне цен на продукцию.

Эффективность различных  методов зависит от правильного  выбора условий их применения. Получивший распространение в России метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике. Он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. За рубежом регулируется уровень цен через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации предполагает развитие навыков отбора всего лучшего, что накоплено в области теории и практики ценообразования мировым  хозяйством, и творческое использование их для перестройки отечественного ценообразования.

Государственное регулирование  цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с  помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий  воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены уравнивать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

2. Цена, ее виды и  функции

 

Цена – денежное выражение  стоимости товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода – это форма выражения ценности благ, проявляющихся  в процессе их обмена. Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что рынка, без купли – продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая – найти цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Существуют два механизма ценообразования: рыночный и производственный затратный.

Рыночный механизм ценообразования  зависит от вида рынка, поэтому под  рыночным механизмом понимается множество механизмов. Если рассматривать ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения, то при условии зависимости спроса на товар только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.

Функции цен:

  • измерительная – благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар;
  • соизмерительная – заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности;
  • учетная – цена становится вспомогательным инструментом учета;
  • инструментом анализа, прогнозирования, планирования;
  • социальная функция – с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;
  • внешнеэкономические функции – как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами;
  • стимулирующая функция – влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.

В зависимости от сфер торговли различают несколько видов  цен:

  • оптовые – цены, по которым продукция реализуется крупными партиями;
  • розничные – цены, по которым товар продается в розничной торговой сети;
  • закупочные – цены государственных закупок продукции у предприятий;
  • цены на услуги.

Виды цен, различаются  по степени и способам регулирования:

  1. жестко фиксированные, твердые цены – назначаются государственными органами ценообразования.
  2. регулируемые цены – регулируются государственными органами – утверждение государственными органами предельного уровня рентабельности.
  3. договорные цены – определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем.
  4. свободные рыночные цены.

Мировые цены – цены мирового рынка подразделяются на:

    • сопоставимые или неизменные цены – для определения индекса цен;
    • проектные (сезонные) – изменяются в определённые периоды года, типичны для сельскохозяйственной продукции;
    • биржевые, аукционные, комиссионные.

 

 

  1. Государственное воздействие на цены

3.1Меры, методы и способы  воздействия государства на цены

 

Государственное вмешательство в ценообразование осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда «издержки подпирают цену», т.е. расчетные (а не действительные) издержки производства вследствие объявленных правительством льгот оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым государственным  вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

Непосредственное воздействие  на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

Прямое воздействие  на цены и лидерство в ценах  имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами «контрактные цены», которые затем становятся базовыми для отрасли.

Эффективным средством регулирования цен является НДС. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

Особым направлением государственной экономической  политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии3, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

В настоящее время  используется достаточно широкий набор  форм и методов государственного регулирования цен, которые можно  разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно  воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентированнее порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

К косвенным относятся  методы, при помощи которых государство  регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.

Вместе с тем, государство  использует и такие косвенные  методы, как «цены вмешательства», «цены поддержания», введение количественных ограничений на импорт, установление «рекомендательных» цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др.

Государственное регулирование  цен осуществляется в различных  формах на основе «социального партнерства». Одной из таких форм является контроль за ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной  активности в этой области. Дело не только в том, что с него исторически  началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные мероприятия в этой области. Наблюдением за ценами занимаются специальные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства правительства, международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных  органов и социальных партнеров – изменение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.

Информация о работе Государственное регулирование цен в условиях рынка