Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:31, курсовая работа
Государственное регулирование рынка рабочей силы представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач.
Введение :
1. Теоретические основы исследования рынка рабочей силы
1.1.Специфика товара «рабочая сила», спрос и предложение рабочей силы
1.2..Занятость и безработица: виды и формы проявления
1.3.Государственная политика занятости
2.Роль и место государства на рынке рабочей силы
2.1.Цели, направления, методы и формы государственного регулирования рынка рабочей силы
2.2.Зарубежный опыт регулирования трудовых отношений и процессов государством
2.3.Российский рынок рабочей силы и специфика его государственного регулирования
Заключение.
также:
Политика занятости - это
совокупность мер прямого и косвенного
воздействия на социально-экономическое
развитие общества в целом и каждого
его члена в отдельности и
мероприятий, направленных на улучшение
распределения рабочей силы и
поддержание эффективной
Состояние рынка труда, как
и социально-трудовых отношений, в
целом, зависят в определенной степени
от уровня эффективности правового
регулирования, от реального соответствия
правовых норм, регулирующих данную сферу
отношений, состоянию и возможностям
общества и государства по обеспечению
поступательного развития и экономических
реформ в РФ. Политика занятости
должна быть органически включена и
согласована с общей концепцией
реформирования экономики, соответствовать
ее принципам и стратегии
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада в других странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала.
В процессе дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости, как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов и санкций.
Гражданам РФ принадлежит
исключительное право распоряжаться
своими способностями к
Согласно российскому
закону о занятости, государственная
политика занятости заключается
в содействии полной, продуктивной
и свободно избранной занятости
путём обеспечения
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.
В “Федеральной целевой
программе содействия занятости
населения РФ на 2011-2013 год” предусмотрена
необходимость обеспечения в
ближайшей перспективе
Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:
К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:
Главные, социально значимые цели регулирования рынка рабочей силы - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможность их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д.
Различают прямое и косвенное государственное регулирование рынка рабочей силы. Первое осуществляется с помощью правовых и административных методов, второе – в основном экономическими методами (налоговой, кредитной, амортизационной и с помощью других форм экономической политики). В целом государственное регулирование рынка рабочей силы происходит с использованием экономических, правовых, административных рычагов. Его теоретическая основа – кейнсианство и институционализм.
Экономические рычаги процесса государственного регулирования рынка рабочей силы – развитие государственного предпринимательства, государственные закупки товаров и услуг, предоставление налоговых льгот и субсидий негосударственным предприятиям по созданию дополнительных рабочих мест, амортизационная, региональная, денежно-кредитная политика и т.д.
Правовые рычаги государственного
регулирования рабочей силы –
принятие законов и законодательных
актов о продолжительности
Административные рычаги – приказы, постановления, распоряжения правительства. Так, в США комплекс экономических, социальных и трудовых отношений, значительная часть которых касается рынка рабочей силы, регулируется 202-томним «Сведением федеральных законов и обязательных постановлений».
Организационные рычаги государственного регулирования рынка рабочей силы – организация служб занятости и трудоустройства, учреждений профессионального и среднего образования, социального обеспечения безработных и др.
В настоящее время идет
активный поиск моделей регулирования
рынка труда. Определение основных
направлений, форм и методов регулирования
рынка труда сдерживается неопределенностью
конечных целей реформирования экономики,
отсутствием окончательной
Практика показывает, что нет и не может быть единой политики, проводимой на рынке труда. Общероссийский рынок труда выступает как совокупность региональных и локальных рынков с их специфическими проблемами, поэтому большое значение имеет региональное регулирование процессов распределения и использования рабочей силы. Изучение этих процессов и отечественной практики показывает, что рынок труда не может развиваться без самостоятельности региональных и местных органов управления в решении вопросов эффективного использования имеющихся кадров с учетом особенностей региона или отрасли, оказания помощи при трудоустройстве и переподготовке, расширения определенных льгот и компенсации сверх установленного минимума и др.
Информация о работе Государственное регулирование рынка рабочей силы