Государственное регулирование рынка рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование рынка рабочей силы представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач.

Содержание работы

Введение :
1. Теоретические основы исследования рынка рабочей силы
1.1.Специфика товара «рабочая сила», спрос и предложение рабочей силы
1.2..Занятость и безработица: виды и формы проявления
1.3.Государственная политика занятости
2.Роль и место государства на рынке рабочей силы
2.1.Цели, направления, методы и формы государственного регулирования рынка рабочей силы
2.2.Зарубежный опыт регулирования трудовых отношений и процессов государством
2.3.Российский рынок рабочей силы и специфика его государственного регулирования
Заключение.

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование рынка рабочей силы.docx

— 50.92 Кб (Скачать файл)

 

  • Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения. Также, в экономике существует понятие «капкан безработицы», когда доходы человека, вне зависимости от того, трудится он или нет, разнятся незначительно (вследствие лишения прав, при поступлении на работу, на соотв. компенсации, доп. выплаты, начала выплат значительных взносов страхования и тп.), что снижает интерес человека к началу трудовой деятельности.

 

  • Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

 

  • Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

 

  • Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

 

  • Фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

 

 

  • Маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

 

 

    • Молодёжная безработица — среди группы лиц 18-25 лет.

также:

  • Зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.
  • Скрытая:
    • формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется.
    • наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу.

1.3.Государственная  политика занятости

Политика занятости - это  совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое  развитие общества в целом и каждого  его члена в отдельности и  мероприятий, направленных на улучшение  распределения рабочей силы и  поддержание эффективной занятости.

 

Состояние рынка труда, как  и социально-трудовых отношений, в  целом, зависят в определенной степени  от уровня эффективности правового  регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу  отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению  поступательного развития и экономических  реформ в РФ. Политика занятости  должна быть органически включена и  согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать  ее принципам и стратегии реализации.

 

Всестороннее изучение и  умелое применение опыта борьбы с  безработицей в периоды экономического спада в других странах мира будет  способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма  государственного регулирования занятости  населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная  база рынка труда в РФ далека от идеала.

 

В процессе дальнейшего совершенствования  системы государственного регулирования  занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости, как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов и санкций.

 

Гражданам РФ принадлежит  исключительное право распоряжаться  своими способностями к производительному, и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством  деятельность, в том числе и  не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего  хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность и т.п.).

Согласно российскому  закону о занятости, государственная  политика занятости заключается  в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости  путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения  эффективности государственной  службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной  политики занятости на всех уровнях  управления являются федеральные, территориальные  и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должно стать  сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение  лишней рабочей силы с предприятий.

В “Федеральной целевой  программе содействия занятости  населения РФ на 2011-2013 год” предусмотрена  необходимость обеспечения в  ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить  массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению  излишней рабочей силы в связи  со структурной перестройкой экономики.

Политика на рынке труда  в ближайшем периоде будет  направлена на:

  • обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

 

  • переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

 

 

  • достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

 

  • предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

 

 

  • создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;

 

  • развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

 

 

  • рост мобильности трудовых ресурсов.

 

К ключевым интегрированным  направлениям действий Правительства  РФ по решению проблем занятости  относится:

  • преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

 

  • экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

 

 

  • оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;

 

  • разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

 

 

  • развитие гибких форм занятости;

 

  • последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

 

 

  • дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

 

  • улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;

 

 

  • сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;

 

  • проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;

 

 

  • развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.

 

 

 

 

 

 

2.Роль и место государства  на рынке рабочей силы

2.1.Цели, направления, методы и  формы государственного регулирования  рынка рабочей силы

 

Главные,  социально  значимые цели  регулирования  рынка  рабочей  силы  -  это   снижение   уровня   безработицы, поддержание  оптимального соотношения между  спросом  и  предложением  рабочей  силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех  этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры  рынка  труда. Ее основными элементами  на  государственном  уровне  является:  определение минимально необходимых  норм и нормативов функционирования рынка  труда,  его общих границ. Государство  обеспечивает  унификацию  системы  социального  и трудового  законодательства,   определяет   объем   прав   работодателей   и работников  в   сфере   найма,   возможность   их   участия   в   управлении производством, пределы компетенции местных  органов управления  рынком  труда  и т.д.

Различают прямое и косвенное государственное  регулирование рынка рабочей  силы. Первое осуществляется с помощью  правовых и административных методов, второе – в основном экономическими методами (налоговой, кредитной, амортизационной и с помощью других форм экономической политики). В целом государственное регулирование рынка рабочей силы происходит с использованием экономических, правовых, административных рычагов. Его теоретическая основа – кейнсианство и институционализм.

Экономические рычаги процесса государственного регулирования рынка рабочей  силы – развитие государственного предпринимательства, государственные  закупки товаров и услуг, предоставление налоговых льгот и субсидий негосударственным  предприятиям по созданию дополнительных рабочих мест, амортизационная, региональная, денежно-кредитная политика и т.д.

Правовые рычаги государственного регулирования рабочей силы –  принятие законов и законодательных  актов о продолжительности рабочего дня, оплачиваемых отпусков, величине минимальной заработной платы, начале трудоспособного возраста и выходе на пенсию и т.д.

Административные рычаги – приказы, постановления, распоряжения правительства. Так, в США комплекс экономических, социальных и трудовых отношений, значительная часть которых касается рынка  рабочей силы, регулируется 202-томним «Сведением федеральных законов  и обязательных постановлений».

Организационные рычаги государственного регулирования рынка рабочей  силы – организация служб занятости  и трудоустройства, учреждений профессионального  и среднего образования, социального  обеспечения безработных и др.

В настоящее время идет активный поиск моделей регулирования  рынка труда. Определение основных направлений, форм и методов регулирования  рынка труда сдерживается неопределенностью  конечных целей реформирования экономики, отсутствием окончательной стратегии  экономического развития. Тем не менее, уже сейчас становление и развитие рынка труда предопределили пересмотр трудового законодательства в вопросах найма и увольнения, ликвидации нерентабельных предприятий, а также разработку мер содействия эффективному использованию рабочей силы и защите от безработицы, усилению социальных гарантий.

 

Практика показывает, что  нет и не может быть единой политики, проводимой на рынке труда. Общероссийский рынок труда выступает как совокупность региональных и локальных рынков с их специфическими проблемами, поэтому большое значение имеет региональное регулирование процессов распределения и использования рабочей силы. Изучение этих процессов и отечественной практики показывает, что рынок труда не может развиваться без самостоятельности региональных и местных органов управления в решении вопросов эффективного использования имеющихся кадров с учетом особенностей региона или отрасли, оказания помощи при трудоустройстве и переподготовке, расширения определенных льгот и компенсации сверх установленного минимума и др.

2.2. Зарубежный опыт регулирования  трудовых отношений и процессов  государством

Информация о работе Государственное регулирование рынка рабочей силы