Государственное регулирование рынка рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование рынка рабочей силы представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач.

Содержание работы

Введение :
1. Теоретические основы исследования рынка рабочей силы
1.1.Специфика товара «рабочая сила», спрос и предложение рабочей силы
1.2..Занятость и безработица: виды и формы проявления
1.3.Государственная политика занятости
2.Роль и место государства на рынке рабочей силы
2.1.Цели, направления, методы и формы государственного регулирования рынка рабочей силы
2.2.Зарубежный опыт регулирования трудовых отношений и процессов государством
2.3.Российский рынок рабочей силы и специфика его государственного регулирования
Заключение.

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование рынка рабочей силы.docx

— 50.92 Кб (Скачать файл)

В странах Европейского Союза (ЕС). Стремление к регламентации  управления трудовыми ресурсами  и трудовыми отношениями, их унификация на основе принятия законодательных  актов, активное участие работников в управлении производством, развитие производственной демократии, выработка  стандартов в области охраны здоровья и безопасности в производстве, минимальные  гарантии занятости, защита прав женщин в сфере трудовых отношений;

 

- в США. Особенности  и направленность регулирования  занятости: развитие инициативы, ответственности работника, его  лояльность и формирование корпоративной  культуры, относительная легкость  увольнения на основе концепции  свободы найма, значительное число  иммигрантов и их влияние на  состояние рынка труда, более  молодая рабочая сила, «приток  мозгов». Закон Вагнера и его  роль в ведении переговоров  между профсоюзами и работодателями  по выработке и заключению  коллективного договора;

 

- в Японии. Особенности,  присущие японской системы регулирования  трудовых ресурсов. Традиционная японская система управления трудовыми ресурсами, направленная на достижение максимальной отдачи работников и ее составляющие: воспитание преданности к корпорации, связанной с системой пожизненного найма, благополучие сотрудника как одна из главных целей коллектива, поощрение инициативы по вертикали снизу вверх, коллективное обсуждение производственных проблем и вовлечение работников в процесс принятия решений по их реализации, непрерывное повышение квалификации и планомерная систематическая ротация кадров, оплата труда и ее рост в зависимости от старшинства.

2.3. Российский рынок рабочей силы и специфика его государственного регулирования

Особенности рынка труда  в России в первую очередь обусловлены  кризисом 90-х годов, когда состоялся  переход от полной и безусловной  занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности  и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства.

Пропорции распределения  занятых изменились в пользу отраслей торговли и общественного питания, материально-технического снабжения  и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования.

На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд. Частная инициатива и появление экономической альтернативы легли в основу перехода от наемно-принудительного к вольнонаемному труду. Главным способом соединения наемных работников с приватизированными средствами производства стал рынок труда

Увеличивалась вынужденная  безработица, порожденная новыми условиями  функционирования предприятий и  формами найма. На протяжении 1994-2000 гг. она стабильно увеличивалась. Снижение темпов безработицы в последние  годы сопровождается неуклонным ростом ее средней продолжительности, что  свидетельствует о переходе некоторой  части данного явления из циклической в застойную форму

В кризисной и депрессивной экономике рабочая сила в целом  количественно сокращается и  качественно ухудшается. При этом резко падает уровень жизни большинства  населения, происходит расслоение общества на горстку богатых и огромную массу бедных. Численность населения  с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 1992 году составляла 33,5% от общей  численности населения, сейчас этот показатель постепенно снижается.

Практика показала, что  единственной возможностью выживания  для большинства предприятий  стал переход к более отсталым технологическим укладам хозяйствования и разрушение своего технологического потенциала, овеществленного как  в средствах производства, так и в рабочей силе высокой квалификации, которая в первую очередь попадает под сокращение штатов.

Именно невостребованность квалифицированных кадров на внутреннем рынке труда, а не чрезмерная открытость, является истинной причиной утечки умов, охватившей страны с переходной экономикой, в частности Россию, обладавшую весомым научно-техническим и кадровым потенциалом.

Составляющие деинтеллектуализации нашей страны: эмиграция ученых (так, в 1995 г. доля внешней эмиграции составляла 10% общего оттока научных кадров), внутренняя эмиграция, заключающаяся в том, что значительная часть инженеров, ученых и высококвалифицированных рабочих вынуждена была менять специальность с потерей квалификации.

В 1992 г. в России 44% ученых имели дополнительный источник заработка, в 1994 г. - 77%. Основная часть этого  заработка приходилась на сферы, не связанные с информационным производством. Специалисты, ушедшие из науки подобным образом, за редким исключением в нее уже не возвращались

В настоящее время наиболее высокими темпами сокращается численность  научных кадров в возрасте 30-49 лет, т. е. пропасть между молодыми, приходящими  в науку специалистами и старшими поколениями растет. Так, в Сибирском  отделении РАН треть докторов наук - люди старше 65 лет. Что касается молодежи, то только 8% закончивших аспирантуру защищают диссертации (при среднем показателе по стране, равном 20%)

Таким образом, можно констатировать, что утечка умов представляет собой  не внешнеэкономическую, а внутреннюю структурную проблему.

Еще одной важной для нас  проблемой является территориальное  расслоение, неуклонно углубляющаяся  дифференциация уровня жизни населения  в разных регионах. Аналогичные тенденции  наблюдаются не только во взаимоотношениях между регионами, но и внутри отдельных субъектов Российской Федерации. Фрагментация экономического пространства является фактором дестабилизации экономической ситуации и тем самым наносит урон национальной безопасности.

Практика последних лет  показала, что во всех странах с  переходной экономикой общей закономерностью  выступает деградация интеллектуального  уровня трудовых процессов и связанный  с нею подрыв воспроизводства  человеческого капитала. Весьма ощутимо  это ударило по российской экономике, интеллектуальный потенциал которой  стал объектом целенаправленного разрушения со стороны наших основных конкурентов  на мировых рынках интеллектуального  труда.

Именно деградация потребностей производственной сферы послужила  одной из решающих причин заметного  снижения требований к качеству образования.

Государственные органы руководства  высшей школой должны уделять больше внимания разработке обоснованных стандартов качества знаний и проведению их в  жизнь при подготовке квалифицированных  специалистов во всех областях современного научного знания. Необходимо разработать  концепцию опережающего образования, которая предполагала бы, что подготовка квалифицированных кадров должна предвосхищать  потребности хозяйственной практики

Еще одной важной проблемой  является сложившаяся в России социально-демографическая  ситуация, характеризующаяся снижением  рождаемости, ростом смертности, сокращением  естественного прироста вплоть до депопуляции, ухудшение здоровья населения. Все это связано с трудностями, вызванными перестроечными явлениями в экономике

Негативный опыт рыночных преобразований в России, недемократичных  по своей природе, лишенных нацеленности на создание высокоразвитой социально  ориентированной экономики, привел к формированию рынка труда, далекого от современных требований. В нынешнем виде он представляет скорее совокупность серьезных отклонений от существующих в рыночном хозяйстве норм.

До недавнего времени  в целях обеспечения полной занятости  населения и удовлетворения потребностей отраслей в рабочей силе плановые и хозяйственные органы ориентировались в основном на все большее вовлечение трудоспособного населения в общественное производство, и такой подход распространялся на все социально-демографические группы населения. В стране сложился чрезвычайно высокий уровень занятости. В 1950г. в России было занято в общественном хозяйстве 68% трудовых ресурсов, в 1960г.- 73% и в 1970г.- 85%. В дальнейшем показатель занятости населения увеличился ненамного, поскольку он достиг максимального значения. Практически стал одинаковым уровень занятости женщин и мужчин, тогда, как например, в конце 50-х годов значительная часть женщин была занята в домашнем хозяйстве. Приведенные мною цифры говорят о потребности населения в работе в условиях неэффективного функционирования экономики и низких трудовых доходов.

 

Иными словами можно заключить, что к началу 70-х годов уровень  занятости населения в целом  по стране характеризовался как сверхзанятость.

 

Занятость населения переходного  периода находится под влиянием формирующегося рынка труда и  отражает многие противоречия этого  периода.

 

Излишняя  занятых на предприятиях и в организациях при спаде  производства, работа без оплаты, снижение эффективности труда, деформированная  связь между трудовым вкладом  человека и его доходами, отсутствие на производстве реальных условий для людей эффективным трудом улучшать свое материальное положение, размытость фактического положения человека по статусу занятости и незанятости, когда многие занятые являются по существу безработными,- все это проявление нерыночных элементов развития занятости в 90-х годах.

 

Еще одна особенность российского  рынка труда состоит в том, что формируется он в определенной мере стихийно и ярким примером тому служит наличие в больших масштабах  неформальной занятости либо как  самостоятельного вида деятельности, либо как возможности иметь дополнительный доход. Неформальная занятость означает стихийное начало в перераспределении  рабочей силы по видам деятельности, вызванное переходом к рынку  и меняющимся спросом на товары и  услуги.

 

Характерная черта периода  до 2000 года- сохранение тенденции уменьшения численности занятых, но затухающими темпами. Если перейти далее к цифрам и фактам, то численность населения, не занятого в экономике и ищущего работу, в России на середину 2002 г. составила 5,9 млн. человек, или свыше 8,2% всего экономически активного населения в соответствии с методологией Международной организации труда, из них 1,2 млн.- официально зарегистрированы как безработные.

 

Качественные изменения  в структуре рынка труда, например, Ростовской области, характеризуются исчезновением государственного принуждения к труду и практически существовавшей государственной монополии на рабочие места. Безработица в переходной экономике- не результат высвобождения работников в ходе совершенствования производства, а в основном следствие экономического кризиса.

Заключение.

 

В современных условиях экономического и социального развития необходимость  государственного регулирования рынка  труда не вызывает сомнений. Особо  следует подчеркнуть, что те меры, которые предпринимает государство, воздействуя на рынок труда, должны отвечать интересам и наемных  работников, и предпринимателей. Государство  на рынке труда должно выступать  в качестве законодателя и арбитра, не отдавая предпочтений ни той, ни другой стороне. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным с точки  зрения гармонизации социально - трудовых отношений, создания реальных предпосылок, обеспечивающих подлинное равенство  сторон на рынке труда.

Государство должно стать "катализатором" в сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов, местных  органов власти в обеспечении  максимальной и эффективной занятости. Многое можно сделать в рамках предприятий, но при поддержке органов  власти. Это - решение проблем излишней рабочей силы путем создания альтернативной занятости, расширение производства предметов  потребления, переобучения, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий  или кооперативов, увеличение сроков заблаговременного уведомления  рабочих и служащих о предстоящих  увольнениях, что, как показывает практика, сокращает период вынужденной безработицы.

 

 

Вместе с тем в деле повышения  занятости безработных граждан  России далеко не все резервы исчерпаны. Прежде всего, необходим эффективный  механизм налогообложения, который  наряду с государственным оздоровил бы и негосударственный сектор экономики. Во-вторых, в стране существует ряд общегосударственных проблем, решение которых можно было бы совместить с повышением занятости населения, а также с расширением поля общественных работ (строительство дорожной сети, экологическая очистка окружающей среды, озеленение городов и восстановление нарушенных парково-рекреационных зон мегаполисов и др.). Содействие занятости может проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационного обеспечения в области социально-трудовых отношений.

 

Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада  во многих странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации.

 


Информация о работе Государственное регулирование рынка рабочей силы