Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Правовое положение государственных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.

Содержание работы

Основные понятия………………..............................................................4 стр.
Учреждения государственных и муниципальных унитарных
предприятий ………………………………………………………..………...7стр.
Учредительные документы (устав)..……............................................9 стр.
Государственная регистрация ………………………………………10 стр.
Характеристика имущества…………………………………………….10 стр.
Процедура ликвидации унитарного предприятия…………………….21 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….….30 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономики предприятий (организаций).doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Руководитель  действует от имени унитарного предприятия  без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от его имени, утверждает структуру и штаты предприятия, осуществляет прием на работу работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества этого предприятия.

Руководитель не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, когда участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности Данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Руководитель  отчитывается о деятельности предприятия  в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества предприятия.

В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и др.). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция (ст. 21 Закона о государственных и муниципальных предприятиях).

В Законе о государственных  и муниципальных предприятиях (ст. 22,1 23) установлены последствия совершения сделок с заинтересованностью и крупных сделок.

Руководитель  унитарного предприятия при осуществлении  своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Он несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества предприятия.

Собственник имущества унитарного предприятия  вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных предприятию, к его руководителю.

Повышение эффективности управления государственным и муниципальным имуществом предполагает предоставление собственнику имущества в лице его органов определенного объема прав в отношении предприятия. В соответствии с Законом о государственном и муниципальном предприятии (ст. 20) собственник имущества такого предприятия, в частности:

  • принимает решение о создании унитарного предприятия;
  • определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на его участие в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
  • определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
  • утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав в новой редакции;
  • принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного 
    предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы предприятия;
  • формирует уставный фонд государственного или муниципального 
    предприятия;
  • назначает на должность руководителя унитарного предприятия, 
    заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
  • согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного 
    предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового 
    договора;
  • утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
  • дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными 
    правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение 
    иных сделок;
  • осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.

Помимо указанных  правомочий, собственник имущества  казенного предприятия вправе:

  • изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или 
    используемое не по назначению имущество;
  • доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения 
    заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
  • 4. Процедура  ликвидации унитарного предприятия

     

    В порядке, установленном  в п. 1 постановления Правительства Российской Федерации № 96, решения о ликвидации унитарного предприятия принимаются Правительством Российской Федерации.

    Органом, проводящим процедуру ликвидации унитарного предприятия в соответствии с общим порядком, предусмотренным ст. 62 ГК РФ, является ликвидационная комиссия, к которой переходят функции и права органов ликвидируемого предприятия. Ликвидационная комиссия создается учредителем или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом юстиции на основании распоряжения, в котором указываются порядок и сроки ликвидации предприятия.

    Высший Арбитражный  Суд РФ придерживается точки зрения, в соответствии с которой ликвидация юридического лица, проведенная с нарушением предусмотренного гражданским законодательством порядка, может быть признана незаконной даже после исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц. Таким образом, исполнение в строгом соответствии с законом всех требований, предъявляемых при ликвидации унитарных предприятии, позволяет избежать негативных последствий незаконной ликвидации.

    В работе ликвидационной комиссии могут, принимать участие  специалисты по антикризисному управлению, представители соответствующих министерств и ведомств, финансовых органов, органов исполнительной власти и другие специалисты. Полномочия ликвидационных комиссий прекращаются с момента исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц.

    Основная  задача ликвидационной комиссии заключается в том, чтобы завершить деятельность унитарного предприятия в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов и собственника его имущества. Во исполнение этой задачи ликвидационная комиссия: 

    • письменно сообщает в орган государственной регистрации и лицензирования о том, что государственное унитарное предприятие находится в процессе ликвидации;
    • помещает в средствах массовой информации сведения о ликвидации государственного унитарного предприятия, порядке и сроке заявления требований кредиторами унитарного предприятия (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации);
    • направляет извещения в налоговую инспекцию, в банк, во внебюджетные фонды, в соответствующий центр занятости с приложением списка работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией;
    • проводит работу по выявлению всех кредиторов и дебиторов юридического лица и персонально в письменном виде уведомляет их о ликвидации, принимает меры к получению дебиторской задолженности.

    Очень важным этапом работы ликвидационной комиссии является составление промежуточного и ликвидационного балансов.

    Промежуточный баланс отражает состояние дел и  имущества ликвидируемого предприятия на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. Окончательный ликвидационный баланс отражает актив, оставшийся после прекращения всех расчетов и дел данного юридического лица, т.е. то имущество, с которым ликвидационная комиссия должна поступить в соответствии с требованиями п. 7 ст. 63 ГК РФ. Именно на этапе составления промежуточного баланса должно быть выяснено, хватает ли этих активов для покрытия всех долгов.

    Если при  утверждении промежуточного ликвидационного баланса выяснилась недостаточность имущества ликвидируемого лица для удовлетворения всех требований кредиторов, то в силу п. 4 ст. 61|ГК РФ дальнейший процесс ликвидации должен вестись в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ о признании его несостоятельным (банкротом).

    Составленные  ликвидационной комиссией промежуточный  и окончательный ликвидационные балансы представляются на утверждение Минимуществу России1 и органу исполнительной власти, осуществляющему руководство в соответствующей отрасли. Статья 63 ГК РФ предусматривает обязательное согласование промежуточного ликвидационного баланса органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц. Кроме того, в этой статье указано, что ликвидационная комиссия:

    • осуществляет продажу имущества унитарного предприятия с публичных торгов в случае, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требовании кредиторов, а также выплачивает денежные суммы кредиторам в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ;
    • направляет после завершения процедуры ликвидации в орган «юстиции пакет документов, необходимых для исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, получает соответствующее информационное письмо и уведомляет о  ликвидации государственные органы статистики и другие органы в соответствии с действующим законодательством;
    • осуществляет другие юридические действия в строгом соответствии сост. 61-64 ГКРФ.

    Имуществом  ликвидированного федерального унитарного предприятия, оставшимся после удовлетворения требований кредиторов, распоряжается Минимущество России в соответствии с российским законодательством, как имуществом казны, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или уставом унитарного предприятия. Имущество ликвидированного предприятия получает статус имущества казны. После этого оно по решению собственника может быть закреплено за другим унитарным предприятием или учреждением либо реализовано в порядке приватизации.

    Ликвидация  унитарного предприятия может быть также проведена по основаниям, предусмотренным ст. 65 «Несостоятельность (банкротство) юридического лица» ГК РФ.

    Если унитарное  предприятие не в состоянии удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнит обязанность по уплате обязательных платежей и при этом соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, то соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ несостоятельности (банкротстве)» такое предприятие может быть признано несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда. Признание государственного унитарного предприятия банкротом в судебном порядке влечет его ликвидацию. Однако положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

    Указанным Федеральным  законом предусмотрено, что в  арбитражном процессе по делу о банкротстве обязательно должен участвовать представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия. В качестве такого представителя могут выступа ФСФО России, Минимущество России, иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган.

    Согласно  названному Федеральному закону в отношении  унитарного предприятия-должника арбитражным судом может быть введено внешнее управление. Статьей 69 этого Закона установлено, что с момента введения внешнего управления:

    • руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
    • прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с Федеральным законом к другим лицам (органам). Эти полномочия внешнего управляющего включают в себя и право распоряжаться имуществом должника без каких-либо ограничений.

    Ограничения полномочий, установленные для руководителя организации-должника, на управляющего не распространяются.

    Президиум Высшего  Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 7 августа 1997 г. № 20 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)» разъяснил, что при определении полномочий арбитражного управляющего по распоряжению имуществом должника — государственного или муниципального предприятия не применяются ограничения, предусмотренные п. 2 ст. 295 ГК РФ. Таким образом, при распоряжении арбитражным (внешним) управляющим недвижимым, имуществом унитарного предприятия не требуется согласия собственника (представителя собственника — Минимущества России).

    Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия