Государственные меры и законодательные акты по защите женщин в сфере экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:36, реферат

Описание работы

Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Свойственное определенной Безработицу предопределяют различные факторы: научно – технический прогресс обуславливает сокращение работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства. Пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Актуальность темы заключается в том, что безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.

Содержание работы

Введение 3

1. Сущность безработицы. Общие сведения о безработице, типы 4

2. Причины безработицы 8

3. Особенности формирования женской безработицы в современной
России 10

4. Сущность и причины безработицы женщин в России 14

5. Государственные меры и законодательные акты по защите женщин
в сфере экономики 17

Заключение 22

Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

Экономика реферат.docx

— 52.18 Кб (Скачать файл)

Сформировались два устоявшихся  мнения относительно гендерных предпочтений работодателей:

1) относится скорее к  обыденному сознанию: работодатели  предпочитают мужчин, считая женщин  работниками «второго сорта»;

2) господствует в сфере  профессионалов кадровиков и  работодателей: существуют «женские»  и «мужские» профессии, поэтому  выбор работодателя – никакой  не выбор, но лишь следование  потребности, предъявляемой рабочим  местом.

Таким образом, оценивая ситуацию, сложившуюся на рынке труда в  России, можно сделать следующие  выводы. Во-первых, за последнее десятилетие  ХХ века тенденция роста женской  занятости сменилась на противоположную, выявив тем самым неоднозначность  столь сложного социально-экономического процесса. В то же время высокая  степень ориентации и участия  женщин в сфере оплачиваемой занятости  сохранилась.  Во-вторых, в положении женщин на рынке труда наблюдаются негативные тенденции, основными из которых являются безработица и снижение социального уровня жизни.

Подводя итоги можно сказать, что главным в экономической и социальной  политике является предупреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Основная задача проводимой высшими органами власти России в этой политике - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы, особенно это касается женщин. Для ее выполнения и разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач. Безработица в России все в большей степени затрагивает женщин. Большее предпочтении в отношении работы отдается мужчинам, потому, что существует множество существенных причин, по которым женщина во многом уступает мужчине.  

 

 

 

 

 

  1. Государственные меры и законодательные акты по защите женщин в сфере экономики

 

Реформирование системы  экономических отношений в РФ в 90-е гг. требует выработки адекватной социальной политики. Ухудшение социально- экономической ситуации, обострение политических, демографических, межнациональных  противоречий оказывает существенное влияние на качество жизни всех граждан  и в первую очередь,  женщин, имеющих малолетних детей и детей-инвалидов, одиноких родителей.

Проводимая в последние годы работа по реформированию системы социальной защиты населения  направлена на создание равных возможностей для реализации прав всех граждан независимо от пола. В их числе: обеспечение условий для совмещения семейных и профессиональных обязанностей; развитие активных  форм социальной поддержки, ориентирующих население на самостоятельное решение своих проблем; формирование новой отрасли социального обслуживания населения, помогающей гражданам адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде и  ослабляющей социальную напряженность в обществе.  Учитывается и специфика конкретных жизненных ситуаций: все женщины могут воспользоваться своими правами на помощь государства, но в первую очередь менее конкурентоспособные и социально уязвимые по факторам иждивения, здоровья, дееспособности, одиночества, девиантности и т.п.

Программа улучшения социально - экономического положения женщин в странах с переходной экономикой, принятая в ООН, включает следующие  меры: расширение экономических возможностей и гарантированная реализация прав женщин, повышение экономической  грамотности, обеспечение равных возможностей на рынке, повышение потенциала женских  организаций, увеличение представительства  во властных структурах, формирование соответствующих институциональных  и законодательных условий в  целях  достижения реального равноправия женщин в аспекте доступа к экономическим ресурсам. чтобы осуществить намеченное, разрабатывается ряд управленческих инструментов и механизмов, таких, как гендерная экспертиза, гендерная статистика и в последнее время разработка гендерного бюджета, помогающего ориентировать экономическую политику государства на решение гендерных проблем.

В России принят Национальный план улучшения положения женщин и повышения их роли в обществе. В ходе его реализации оказывались  содействие занятости женщин, поддержка  незанятым женщинам, являющимся единственными  кормильцами в семье, и семьям, где оба родителя – безработные. Данным категориям женщин предоставлялось  приоритетное право направления на профессиональную подготовку и переподготовку, на организацию  собственного дела и получение соответствующих субсидий, участие в общественных работах, обеспечение летнего отдыха детей.

Были внесены изменения  и дополнения в Кодекс законов  о труде РФ, содержащие новые эгалитарные  подходы к распределению семейных обязанностей работающих мужчин и женщин, в том числе и по воспитанию детей. Так, отпуск по уходу за ребенком до достижения трех лет может быть использован не только матерью, но и  отцом ребенка или другими  родственниками, фактически осуществляющими  уход за ребенком, дополнительный оплачиваемый  выходной день для ухода за ребенком – инвалидом предоставляется одному из работающих родителей  по их усмотрению.

В октябре 1997г. РФ ратифицировала Конвенцию МОТ №156 «О равном обращении  и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными  обязанностями.

Активный рост доли женщин в составе рабочей силы сопровождается разработкой нормативных актов, устанавливающих соответствующие  международные стандарты условий  труда и охраны здоровья женщин. В России правовые нормы. Связанные  с регулированием положения женщин, совмещающих профессиональные и  семейные обязанности, содержатся в  Кодексе законов о труде Российской Федерации. К нормам, обеспечивающим соответствие сферы применения труда женщин физическим и физиологическим особенностям их организма, охраняющим здоровье как будущих, так и настоящий матерей, относятся: запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, на подземных работах, установление предельных норм переноски и передвижения тяжестей, ограничение труда женщин в ночное время, установление облегченных условий труда беременным женщинам  и т. д.

Наиболее перспективной  формой организации  защиты граждан представляется реализация  комплексных социальных программ, в которых особую роль призваны играть территориальные структуры, владеющие ситуацией в регионе и способные координировать деятельность социальных служб, служб занятости, общественных женских организаций, работодателей, самих женщин. В настоящее время особое значение приобретает создание системы социального обслуживания населения, предоставляющей широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных услуг гражданам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. Развитие учреждений социальной помощи населению способствует решению острых социальных  проблем в регионах, активизирует поведение малоимущих групп населения, помогает им адаптироваться к новым экономическим условиям.

Одно из основных направлений  политики в отношении женщин –  обеспечение условий для гармоничного сочетания профессиональных и семейных обязанностей через развитие социальной инфраструктуры. В силу сложившихся  в обществе стереотипов бремя  семейных обязанностей сегодня ложится  в основном на женщин, что отрицательно сказывается на выполнении ими профессиональных функций, снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Поэтому необходимо сохранение уже имеющихся объектов социальной инфраструктуры – детских учреждений, магазинов, бытовых служб. Развитие социальной инфраструктуры позволяет создавать дополнительные рабочие места, в том числе для женщин.

Женские неправительственные  организации совместно со службой  занятости населения и администрациями регионов оказывают помощь женщинам, занимающимся  малым, средним и семейным бизнесом. Разрабатываются специальные программы  обучения женщин основам предпринимательской деятельности, организуются межрегиональные ярмарки.

Политика в сфере занятости  предусматривает применение  специальных мер по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда:

1) предоставление налоговых,  кредитных и иных льгот предприятиям  государственного и негосударственного  секторов экономики, а также  частным лицам и их объединениям, обеспечивающих организацию труда  лиц с ограниченной трудоспособностью,  женщин, имеющих малолетних детей,  многодетных родителей и др. (в  том числе и на дому); привлечение  дополнительных источников финансирования, создание необходимых условий для благотворительности, общественной взаимопомощи;

2) развитие  форм субсидированной занятости, особенно для отдельных категорий населения – подростков из неполных, многодетных семей или из семей, в которых один из родителей – безработный; вовлечение женщин в предпринимательскую деятельность, обеспечение их необходимой информацией, консультационными услугами и специальной подготовкой;

3) оказание помощи желающим  начать собственное дело в  получении дополнительных знаний  и профессиональной подготовки, включая оплату  за обучение тех, кого можно отнести к категории нуждающихся (инвалиды, многодетные семьи, безработные граждане, имеющие малолетних детей и детей-инвалидов, и пр.);

4) предоставление различного  рода кредитов, в том числе  для аренды оборудования (с правом  последующего выкупа), необходимого  для организации индивидуальной  трудовой деятельности;

5) обеспечение условий  для повышения квалификации или  переобучения работниц, имеющих  перерывы в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпуска по  беременности и родам и уходу за ребенком, для их скорейшей профессиональной реадаптации;

6) учет  потребностей женщин при проведении структурной перестройки  экономики,  как мест приложения преимущественно женского труда.

Можно сделать вывод, что  принятые меры по улучшению положения  женщин в России играют значительную роль в их жизни Программа предусматривает  всевозможную поддержку незанятым  женщинам в сфере труда, предполагает содействие занятости женщин, предоставляется  помощь на переподготовку и даже профессиональную подготовку, помощь в том, чтобы женщины  получали субсидии и многое другое, что хоть немного повысит женский  статус в обществе.

Поэтому главным в социальной-экономической политике является предупреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

Основная задача проводимой высшими органами власти России социально-экономической  политики - максимальное поддержание  уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы, особенно это касается женщин.

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров  по трудоустройству, переобучению и  профориентации населения создана  Государственная служба занятости.

52,0% безработных женщин  ищут работу с помощью друзей  и только 4,1% в коммерческих службах  занятости, 20,9% составляют женщины,  которые стараются найти работу  по объявлениям. Следует отметить, что меньшая часть женского безработного населения обращаются за помощью в государственные службы занятости. Так же по статистическим данным опрошенных женщин которые состояли в службе занятости можно сказать, что 47,3% респондентов удовлетворены консультацией государственной службы занятости, 15,2% - считают, что получили не достаточно информации и помощи, и 37,5% - совсем не удовлетворены работой службы занятости. Из этого видно, что большая часть женщин  не совсем удовлетворена работой службы занятости, следовательно, в следующий раз эти женщины обратятся или в коммерческую службу, или будут искать работу по объявлениям, или найдут другие источники поиска работы.

Статистика показывает,  что основная часть трудоспособного населения остается без работы по собственному желанию, но и по собственному желанию обращаются в государственные службы занятости: например, чтобы найти работу или информацию о вакансиях, получить  профессию или повысить квалификацию, переждать тяжелые времена, получить психологическую помощь или консультацию.

Шансы трудоустройства женщин старше 35 лет ограничиваются. Превышение этого возраста на 2 – 3 года становится непреодолимым препятствием. Например в 2004 году безработных женщин в возрасте 20 – 25 лет составило 10,8%, 30- 35 лет – 13,9%, 35 – 40 лет – 14,6% .

Наиболее тяжелыми контингентами  являются женщины «без определенных мотивов».Они приходят в службу занятости, «потому что так надо…» При этом они не преследуют никаких целей и уверены , что им центр занятости не поможет.

Подведя итоги следует выделить то, что забота государства о женщинах, женских правах, женской занятости,  о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной  гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. 

Информация о работе Государственные меры и законодательные акты по защите женщин в сфере экономики