Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:36, реферат
Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Свойственное определенной Безработицу предопределяют различные факторы: научно – технический прогресс обуславливает сокращение работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства. Пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Актуальность темы заключается в том, что безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.
Введение 3
1. Сущность безработицы. Общие сведения о безработице, типы 4
2. Причины безработицы 8
3. Особенности формирования женской безработицы в современной
России 10
4. Сущность и причины безработицы женщин в России 14
5. Государственные меры и законодательные акты по защите женщин
в сфере экономики 17
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Сформировались два
1) относится скорее к обыденному сознанию: работодатели предпочитают мужчин, считая женщин работниками «второго сорта»;
2) господствует в сфере
профессионалов кадровиков и
работодателей: существуют «
Таким образом, оценивая ситуацию, сложившуюся на рынке труда в России, можно сделать следующие выводы. Во-первых, за последнее десятилетие ХХ века тенденция роста женской занятости сменилась на противоположную, выявив тем самым неоднозначность столь сложного социально-экономического процесса. В то же время высокая степень ориентации и участия женщин в сфере оплачиваемой занятости сохранилась. Во-вторых, в положении женщин на рынке труда наблюдаются негативные тенденции, основными из которых являются безработица и снижение социального уровня жизни.
Подводя итоги можно сказать,
что главным в экономической и социальной политике
является предупреждение массовой безработицы,
что обеспечивается прежде всего нормальным
функционированием общества, его эволюционным
развитием. Основная задача проводимой
высшими органами власти России в этой
политике - максимальное поддержание уровня
жизни населения и усиление мер по социальной
защите граждан, остающихся без работы,
особенно это касается женщин. Для ее выполнения
и разработана Государственная программа
занятости населения, в которой предусмотрены
организационные и экономические меры
по управлению трудовыми ресурсами, отражена
политика на рынке труда за очередной
год, намечены совместные действия структур
государственного управления разного
территориального подчинения в решении
конкретных задач. Безработица в России
все в большей степени затрагивает женщин.
Большее предпочтении в отношении работы
отдается мужчинам, потому, что существует
множество существенных причин, по которым
женщина во многом уступает мужчине.
Реформирование системы экономических отношений в РФ в 90-е гг. требует выработки адекватной социальной политики. Ухудшение социально- экономической ситуации, обострение политических, демографических, межнациональных противоречий оказывает существенное влияние на качество жизни всех граждан и в первую очередь, женщин, имеющих малолетних детей и детей-инвалидов, одиноких родителей.
Проводимая в последние годы работа по реформированию системы социальной защиты населения направлена на создание равных возможностей для реализации прав всех граждан независимо от пола. В их числе: обеспечение условий для совмещения семейных и профессиональных обязанностей; развитие активных форм социальной поддержки, ориентирующих население на самостоятельное решение своих проблем; формирование новой отрасли социального обслуживания населения, помогающей гражданам адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде и ослабляющей социальную напряженность в обществе. Учитывается и специфика конкретных жизненных ситуаций: все женщины могут воспользоваться своими правами на помощь государства, но в первую очередь менее конкурентоспособные и социально уязвимые по факторам иждивения, здоровья, дееспособности, одиночества, девиантности и т.п.
Программа улучшения социально
- экономического положения женщин
в странах с переходной экономикой,
принятая в ООН, включает следующие
меры: расширение экономических возможностей
и гарантированная реализация прав
женщин, повышение экономической
грамотности, обеспечение равных возможностей
на рынке, повышение потенциала женских
организаций, увеличение представительства
во властных структурах, формирование
соответствующих
В России принят Национальный план улучшения положения женщин и повышения их роли в обществе. В ходе его реализации оказывались содействие занятости женщин, поддержка незанятым женщинам, являющимся единственными кормильцами в семье, и семьям, где оба родителя – безработные. Данным категориям женщин предоставлялось приоритетное право направления на профессиональную подготовку и переподготовку, на организацию собственного дела и получение соответствующих субсидий, участие в общественных работах, обеспечение летнего отдыха детей.
Были внесены изменения
и дополнения в Кодекс законов
о труде РФ, содержащие новые эгалитарные
подходы к распределению
В октябре 1997г. РФ ратифицировала Конвенцию МОТ №156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями.
Активный рост доли женщин
в составе рабочей силы сопровождается
разработкой нормативных актов,
устанавливающих
Наиболее перспективной формой организации защиты граждан представляется реализация комплексных социальных программ, в которых особую роль призваны играть территориальные структуры, владеющие ситуацией в регионе и способные координировать деятельность социальных служб, служб занятости, общественных женских организаций, работодателей, самих женщин. В настоящее время особое значение приобретает создание системы социального обслуживания населения, предоставляющей широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных услуг гражданам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. Развитие учреждений социальной помощи населению способствует решению острых социальных проблем в регионах, активизирует поведение малоимущих групп населения, помогает им адаптироваться к новым экономическим условиям.
Одно из основных направлений
политики в отношении женщин –
обеспечение условий для
Женские неправительственные организации совместно со службой занятости населения и администрациями регионов оказывают помощь женщинам, занимающимся малым, средним и семейным бизнесом. Разрабатываются специальные программы обучения женщин основам предпринимательской деятельности, организуются межрегиональные ярмарки.
Политика в сфере занятости предусматривает применение специальных мер по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда:
1) предоставление налоговых,
кредитных и иных льгот
2) развитие форм субсидированной занятости, особенно для отдельных категорий населения – подростков из неполных, многодетных семей или из семей, в которых один из родителей – безработный; вовлечение женщин в предпринимательскую деятельность, обеспечение их необходимой информацией, консультационными услугами и специальной подготовкой;
3) оказание помощи желающим
начать собственное дело в
получении дополнительных
4) предоставление различного
рода кредитов, в том числе
для аренды оборудования (с правом
последующего выкупа), необходимого
для организации
5) обеспечение условий
для повышения квалификации
6) учет потребностей женщин при проведении структурной перестройки экономики, как мест приложения преимущественно женского труда.
Можно сделать вывод, что
принятые меры по улучшению положения
женщин в России играют значительную
роль в их жизни Программа
Поэтому главным в социальной-экономической политике является предупреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.
Основная задача проводимой высшими органами власти России социально-экономической политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы, особенно это касается женщин.
Для реализации государственной
политики в области занятости
населения и обеспечения
52,0% безработных женщин
ищут работу с помощью друзей
и только 4,1% в коммерческих службах
занятости, 20,9% составляют женщины,
которые стараются найти
Статистика показывает, что основная часть трудоспособного населения остается без работы по собственному желанию, но и по собственному желанию обращаются в государственные службы занятости: например, чтобы найти работу или информацию о вакансиях, получить профессию или повысить квалификацию, переждать тяжелые времена, получить психологическую помощь или консультацию.
Шансы трудоустройства женщин старше 35 лет ограничиваются. Превышение этого возраста на 2 – 3 года становится непреодолимым препятствием. Например в 2004 году безработных женщин в возрасте 20 – 25 лет составило 10,8%, 30- 35 лет – 13,9%, 35 – 40 лет – 14,6% .
Наиболее тяжелыми контингентами являются женщины «без определенных мотивов».Они приходят в службу занятости, «потому что так надо…» При этом они не преследуют никаких целей и уверены , что им центр занятости не поможет.
Подведя итоги следует выделить
то, что забота государства о женщинах,
женских правах, женской занятости, о достижении
в стране наиболее полной и эффективной
занятости как важной гарантии для экономически
активного населения является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования которого
будет постоянно совершенствоваться применительно
к новым условиям развития многоукладной
экономики, структурной перестройки производства,
формирования эффективной социальной
политики.
Информация о работе Государственные меры и законодательные акты по защите женщин в сфере экономики