Характеристика денежной системы административно- распределительного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:53, контрольная работа

Описание работы

Денежная система административно-командной экономики была сформирована в ходе денежной реформы 1922—1924 гг. В законодательном порядке были определены все элементы денежной системы страны (СССР):
—денежной единицей стал червонец, или 10 рублей;
—золотое содержание червонца было установлено в 1 золотник 78,24 доли чистого золота, что равнялось содержанию золота в дореволюционной золотой десятирублевой монете;
—монопольное право выпуска червонцев как банковских билетов было предоставлено Государственному банку СССР;

Файлы: 1 файл

деньги,редит.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Характеристика  денежной системы административно- распределительного типа.

 

      Денежная  система административно-командной  экономики была сформирована  в ходе денежной реформы 1922—1924 гг. В законодательном порядке  были определены все элементы  денежной системы страны (СССР):

—денежной единицей стал червонец, или 10 рублей;

—золотое содержание червонца было установлено в 1 золотник 78,24 доли чистого золота, что равнялось  содержанию золота в дореволюционной  золотой десятирублевой монете;

—монопольное право выпуска червонцев как банковских билетов было предоставлено Государственному банку СССР;

—эмиссия червонцев  осуществлялась Госбанком СССР в  ходе краткосрочного кредитования народного  хозяйства;

—банковские ссуды в  червонцах замещали собой, как правило, коммерческие векселя, поэтому их эмиссия ограничивалась потребностями хозяйственного оборота в платежных средствах;

—для поддержания  устойчивости червонцев по отношению  к золоту

государство допускало  в известных пределах обмен червонцев  на золото в монетах и слитках и на устойчивую иностранную валюту;

—банковские билеты (червонцы) были кредитными деньгами не только по форме, но и по существу, так как  их эмиссия ограничивалась не только потребностями хозяйственного оборота, но и ценностями, находящимися на балансе Госбанка СССР.

 

К началу 1924 г. в стране начался выпуск казначейских билетов, но в связи с передачей  в 1925 г. Права эмиссии казначейских билетов Госбанку СССР казначейский характер сохранился лишь для эмиссии  металлической монеты.

 

     Образованная в 30-е гг. денежная система просуществовала фактически с некоторыми небольшими изменениями вплоть до распада СССР, т. е. до 1991 г. Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения. В условиях строгой централизации и плановой системы управления народным хозяйством понятие денежного обращения связывали только с обращением наличных денег. При плановой системе ценообразования именно в этой сфере быстрее и сильнее всего проявились экономические и социальные последствия нарушения закона денежного обращения.

Контроль за массой наличных денег осуществлялся методом  прямого планирования ее величины и  темпов роста. Так, путем составления кассового плана Госбанка СССР определяли потребность народного хозяйства в наличных деньгах как в целом по стране, так и по отдельным регионам.

В кассовом плане устанавливалась  величина наличных денег в обращении  на начало и на конец планируемого периода, что позволяло определить размер эмиссии или изъятия денег из обращения.

Степень обеспечения  наличных денег товарами и услугами в планируемом периоде устанавливали  с помощью баланса денежных доходов  и расходов населения, формирование которого было связано с движением наличных денег. Однако данная сложная система планирования и регулирования налично-денежного обращения в стране при всей ее строгой централизации и жестком контроле за выполнением указанных планов была далеко не совершенной, так как в стране постоянно ощущался значительный разрыв между количеством наличных денег в обращении и их товарно-материальным покрытием, что порождало дефицит товаров и постоянный рост цен на потребительском рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое регулирование банковской деятельности

1. Предмет правового регулирования:  Банк России, банковская система  и банковская деятельность  

 Предмет правового  регулирования - это то, на что  направлено действие права. 
   Банковское право регулирует, во-первых, банковскую систему, возглавляемую Банком России, и, во-вторых, банковскую деятельность. Соответственно, предметом правового регулирования для банковского права являются банковская система, банковская деятельность и банковские отношения в этой области. 
   Банковская система в России включает две подсистемы: Банк России и кредитные организации. Все отношения между этими подсистемами возникают, изменяются и прекращаются в связи с осуществляемой ими банковской деятельностью. Таким образом, далее нужно выяснить, что представляет собой понятие "банковская деятельность". 
   О других составляющих этот предмет понятиях - Банк России и банковские отношения - речь пойдет ниже.

2. Банковская деятельность   

 Понятие банковской  деятельности определяется ее  существенными признаками и элементами, которые их объединяют. К числу этих признаков и элементов, на наш взгляд, относятся предмет, цели, субъекты, содержание и правовое регулирование банковской деятельности. 
   1. Предмет банковской деятельности. 
   Банки и другие кредитные организации действуют в определенном секторе рынка - в системе денежно-кредитных и финансовых отношений. Этим определяется предмет их деятельности: деньги, валютные ценности, другие финансовые инструменты. 
   Закономерности денежно-кредитной системы (эмиссия денег и денежное обращение, аккумуляция денег и их размещение) в значительной мере обусловлены функциями денег. Максимально эффективная реализация этих функций в виде банковских услуг - предмет деятельности кредитных организаций. 
   а) Функция денег как меры стоимости реализуется в таких формах банковской деятельности кредитных организаций, как открытие и ведение банковских счетов, зачисление денежных средств на банковские счета, переоценка валюты, начисление процентов и т.п. 
   В отношении Банка России эта функция проявляется в таких видах его деятельности, как эмиссия денег, поддержание их курса и покупательной способности, организация системы расчетов в стране. 
   б) Информационная функция денег. Что касается записей на счетах, то они представляют собой не что иное, как деньги, но только в безналичной форме. Деньги могут иметь бумажный вид (наличные деньги) или дематериализованный, вид (цифровая запись на счете, электронный носитель). На наш взгляд, безналичные деньги - это специфический вид банковской информации, которая используется в расчетах. Записи на счетах - это информация о стоимости денег. 
   Банковская деятельность может быть представлена как постоянно изменяющаяся информационная система, которая является всего лишь отражением финансов и движения денег по счетам конкретного банка. Соответственно и денежное обращение - это циркулирование информации о стоимости в пределах всей денежно-кредитной и финансовой системы. 
   В этой связи становится вполне очевидной важность роли, которую играют информация и ее правовая защита в банковской системе. Например, информация может повысить или, наоборот, понизить привлекательность банковских депозитов, акций, различных финансовых инструментов и ценных бумаг. 
   Поэтому банковская деятельность кредитных организаций и банковская деятельность Банка России взаимосвязаны по целому ряду направлений. Вместе с тем только Банк России осуществляет эмиссию денег и организует денежное обращение в стране. Этим, а также и некоторыми другими признаками его банковская деятельность отличается от деятельности коммерческих банков и других кредитных организаций. 
   в) Деньги выполняют функцию средства обращения (платежа). Соответственно этому и кредитные организации обеспечивают непосредственный оборот денег. Они интегрированы в общую денежно-кредитную и банковскую систему, имеют корреспондентские отношения с Банком России и с другими кредитными организациями, осуществляют расчеты между различными организациями, предприятиями и учреждениями. Функция мировых денег проявляется в различного рода обслуживании банками экспортно-импортных операций, в таких услугах, как перевод, в обмене иностранной валюты, в различного рода конверсионных операциях и т.п. 
   г) Деньги обладают системной функцией. Системная функция денег состоит в том, что они выполняют функцию накопления. Соответственно этой функции коммерческие банки принимают вклады и выдают кредиты. В этом смысле движение ссудного капиталя или, например, привлечение депозитов могут быть представлены как определенные системы, которые приобретают новые качества, по мере того как соединяются в более производительные системы, в которых происходит приращение стоимости денег. 
   Банки аккумулируют капитал как денежную систему. Затем они размещают капитал. Тем самым денежная микросистема кредитной организации посредством банковской деятельности интегрируется в другие системы, например в системы реальной экономики - через фондовый рынок. 
   2. Цели банковской деятельности. 
   Цели банковской деятельности кредитных организаций и цели деятельности Банка России различны. Это связано с их правовым статусом и функциями в денежно-кредитной и финансовой системах: Банк России - это публичный институт, который регулирует банковскую систему и осуществляет банковский надзор, в то время как роль кредитных организации определяется частными экономическими потребностями и интересами. 
   а) Кредитные организации стремятся получить максимальную прибыль от своих банковских операций и сделок. В этом смысле банковская деятельность является разновидностью предпринимательской деятельности. Однако она ограничена только рамками банковских операций и сделок. Как будет показано дальше, кредитным организациям запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. 
   б) Деятельность Банка России, как уже говорилось, определяется следующими целями: поддержание курса и покупательной способности рубля; укрепление и развитие банковской системы и организация эффективной системы расчетов. Поэтому, как предусмотрено в законе, эта деятельность не имеет своей целью получение прибыли. Вместе с тем закон предусматривает, что все расходы Банка России возмещаются за счет его доходов, и в соответствии с этим он осуществляет все виды банковских операций. 
   3. Содержание банковской деятельности. 
   По своему содержанию банковская деятельность включает предусмотренный законом и банковской лицензией перечень возможных банковских операций. 
   В ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" названы не только банковские операции, но и сделки. Заметим, что действующее законодательство не содержит нормативного определения понятия банковской операции, а лишь использует эти термины в ст. 5 указанного Закона. 
   Федеральный закон предусматривает, что все банковские операции и сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - в иностранной валюте. 
   а) Банковская деятельность - это банковские операции, а также другие действия кредитной организации, которые непосредственно направлены на развитие эффективности и повышение безопасности банковских услуг. 
   Банковская деятельность имеет множество аспектов. Следует различать основную и вспомогательную банковскую деятельность. 
   Основная банковская деятельность - это такая деятельность кредитной организации, которая включает банковские операции и сделки. 
   Вспомогательная банковская деятельность направлена на обеспечение благоприятных и безопасных условии осуществления основной банковской деятельности. Эта деятельность косвенно связана с результатами основной банковской деятельности. Например, к вспомогательной банковской деятельности относятся информатизация, охрана, система безопасности и другие аналогичные виды деятельности различных подразделений кредитной организации. 
   Содержание понятия "банковская деятельность" помимо теоретического имеет чисто практическое, и даже прикладное значение (например, для правильности бухгалтерского учета, определения финансовых результатов и налоговых платежей). При этом напомним, что Банк России устанавливает правила бухгалтерского учета и контролирует их выполнение кредитными организациями. Кроме того, он осуществляет надзор за финансовым положением кредитных организаций. 
   С этой точки зрения, а также и по другим - юридическим - соображениям желательно, чтобы в законах, регулирующих банковскую деятельность, закреплялись точные понятия. Однако Федеральный закон от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" не содержит определения понятия "банковская деятельность". Между тем на практике из-за этого возникает много неясностей, поскольку сам термин употребляется в ряде нормативных актов. С такими же трудностями сталкиваются и надзорные подразделения Банка России в процессе проверок в кредитных организациях. 
   Иногда по этим же вопросам возникает спор между налоговыми органами, кредитными организациями и Банком России. Например, в нормативных актах, регулирующих порядок отнесения тех или иных затрат на расходы банков, употребляется формулировка "если расходы относятся к банковской деятельности": вопрос что относится, а что не относится к банковской деятельности, иногда может стать предметом спора между налоговым инспектором и банком, причем, как подтверждает практика судебных споров между налоговыми органами и банками, является весьма актуальным. 
   Для подтверждения приведем некоторые примеры из информационного письма президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, в котором содержится обзор практики применения арбитражными судами законодательства, регулирующего особенности налогообложения банков, и даются соответствующие рекомендации. В частности, по иску коммерческого банка о признании недействительным решения налоговой инспекции о применении финансовых санкций за занижение налогооблагаемой прибыли в связи с необоснованным отнесением затрат по оплате труда сотрудников службы охраны на себестоимость оказываемых банком услуг арбитражный суд удовлетворил требование истца. При этом арбитражным судом было учтено, что деятельность работников банка, затраты на оплату труда которых могут быть отнесены на себестоимость. Должна быть связана с оказываемыми банком услугами. Названное обстоятельство было установлено судом. В другом случае арбитражный суд, наоборот, оставил иск без удовлетворения, поскольку предметом спора являлась деятельность, которая, по мнению суда, не относится к банковской деятельности. В частности, в себестоимость оказываемых банками услуг не могут включаться суммы износа по основным фондам, которые не используются для осуществления банковской деятельности, а также маркетинговые услуги, не связанные с уставной деятельностью банка. 
   На наш взгляд, здесь нужно учитывать, что к банковской деятельности относится не только основная, но и вспомогательная банковская деятельность. В законе нужно закрепить эти понятия, с тем, чтобы были четкие критерии для определения финансовых результатов деятельности банка и правильного налогообложения. 
   Несколько упрощая, банковскую деятельность банковские отношения в России можно сравнить с многоэтажным зданием: первый этаж - гражданское право; второй этаж - банковское право; следующие этажи - налоговое право, таможенное право и т.д. Есть и подвал с потайными ходами: теневая банковская деятельность и теневое банковское право - реальные (неофициальные) нормы и отношения, которые регулируют деятельность кредитных организаций вне соответствия с требованиями, продекларированными в законодательстве. 
   Нечеткость понятий влияет на результаты финансовой деятельности кредитной организации. В ряде случаев могут создаваться условия, способствующие искажению отчетности кредитных организаций. Естественно, что определение "банковская деятельность" должно закрепляться в законе. Банк России не сможет восполнить этот пробел правового регулирования, ведь он тоже осуществляет банковскую деятельность. Следовательно, это входит в предмет законодательного регулирования, а не в компетенцию Банка России. 
   В банковском законодательстве не закреплено определение "банковская операция", что также отрицательно сказывается на практике. 
   Можно приводить множество примеров. Взять хотя бы такой, достаточно известный в банковской практике: некоторые банки, у которых есть ссудная задолженность, уступают права требования юридическим лицам, у которых нет лицензии на совершение банковских операций. Затем банки вновь выкупают обязательства своих должников. На время создается видимость хорошего баланса и выполнения финансовых нормативов, установленных Банком России. В юридическом аспекте здесь нет правонарушения, поскольку уступка прав требования не запрещена и даже предусмотрена в гражданском законодательстве для субъектов гражданского права. Попутно заметим, что в банковском праве на сей счет, нет запретов, установленных Банком России. Между тем в его компетенцию входит издание нормативных актов, регулирующих правила банковских операций. Ведь если фактические искажения баланса не столь опасны для кредитных организаций, которые не привлекают средства населения, то совершенно иначе это выглядит, когда речь идет, скажем, о тех банках, которые привлекают вклады граждан и других физических лиц. 
   б) Предпринимательская деятельность кредитной организации имеет ограниченный характер. 
   Это ограничение объясняется тем, что кредитная организация в отличие от других коммерческих организаций использует привлеченные денежные средства и тем самым создает определенный риск не только для себя, но и для своих клиентов. Поэтому в ст. 5 "Банковские операции и другие сделки кредитной организации" Федерального закона "О банках и банковской деятельности" сказано, что кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. 
   Понятно, что если кредитные организации станут заниматься производственной деятельностью, то это приведет к снижению ликвидности активов, не говоря уж о том, что в стране с высоким уровнем преступности это облегчит совершение различных обманных операций. 
   Впрочем, кредитные организации всегда могут обойти этот запрет. Известно, что некоторые кредитные организации занимались тем, что создавали дочерние структуры (в лучшем случае) или даже подставные фирмы и туда благополучно переводили денежные средства клиентов, в том числе и вкладчиков. При этом сами они, естественно, никакой торговой деятельностью не занимались. Федеральный закон мог бы предусмотреть больше ограничений, кроме запрета "заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью", но он их не предусмотрел. Такие ограничения, но только четкие и понятные, нужны. В России очень важно принять меры к тому, чтобы активы не выводились из банков. 
   4. Субъекты банковской деятельности. 
   Субъектами банковской деятельности являются Банк России и кредитные организации. Они обладают специальной правоспособностью, которая используется ими для налаживания и осуществления банковской деятельности. При этом их правоспособность определяется закрепленными в законе целями банковской деятельности. Эти цели различны, поэтому различны характер и объем их правоспособности. 
   а) Банк России действует в соответствии со своим правовым статусом, закрепленным в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Он регулирует процесс создания банковской системы и, соответственно, отвечает за предотвращение системных рисков, которые возникают в процессе взаимодействия кредитных организаций. Поэтому он устанавливает определенные финансовые нормативы, которые обязаны соблюдать все кредитные организации. Но, прежде всего он принимает решение о регистрации вновь создаваемых кредитных организаций. Он обязан организовать нормативное регулирование всей банковской деятельности и банковский надзор за ней в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов. 
   б) Кредитные организации являются коммерческими юридическими лицами и действуют на основании своих уставов и в соответствии с выданными им Банком России лицензиями, в целях извлечения прибыли. Они создаются в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством. Однако Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" сузил возможности использования других организационно-правовых форм в банковской деятельности, кроме хозяйственного общества - акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью. 
   5. Правовое регулирование банковской деятельности. 
   Все элементы, из которых складывается банковская деятельность, так или иначе, регулируются действующим законодательством. 
   Соответствующие положения в отношении, скажем, денежно-кредитной политики закреплены в Конституции Российской Федерации, в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации", в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". 
   Например, такой предмет банковской деятельности, как денежная система, регулируется пунктами 1 и 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации, где указано, что денежная единица - рубль, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации, введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются; защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. 
   В ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены главные элементы денежной системы (рубль как законное средство платежа, наличные и безналичные деньги). 
   Вопросы денежной системы регулируются и Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле". 
   Общий порядок осуществления банковских операций предусматривается законами и нормативными актами Банка России. Точно так же, банковскими законами и нормативными актами Банка России, регулируются вопросы принятия решений о регистрации и лицензировании кредитных организаций, порядок работы с банковской информацией. 
   Правовое регулирование охватывает всю банковскую деятельность во всех ее проявлениях. 
   Приведенный в ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" состав нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, является исчерпывающим: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", другие федеральные законы и нормативные акты Банка России. Это и есть источники банковского права. 
   Банковская деятельность является формой валютного, кредитного и финансового регулирования, что составляет предмет ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации). Поэтому она не может регулироваться законами и другими нормативными актами субъектов Российской Федерации. 
   Правовое регулирование банковской деятельности содержит еще один момент, на который стоит обратить внимание. Речь идет о банковской системе и субъектах банковской деятельности. 
   В ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" указаны элементы, из которых состоит российская банковская система. Это Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. 
   В ч. 2 той же статьи дан приведенный выше перечень нормативных актов, которые регулируют банковскую деятельность. Среди них указаны и нормативные акты Банка России. Получается, что нормативные акты Банка России могут регулировать только банковскую деятельность, но не банковскую систему как таковую. (Подробнее о банковской деятельности и банковских операциях см.: Братко А.Г. Основные понятия банковского права//www.bratko.r

 

 

 

 

Ипотечные банки и их операции.

 

 

 

                   Основная деятельность ипотечных  банков.

 

    Ипотечные   банки   предоставляют   долгосрочные    кредиты,    которые

обеспечиваются  внесением  записи   ипотек,   или   ипотечных   долгов,   на

землевладение, под которое выдается ссуда. Если ипотечные  банки  используют

для гарантии  ссуд  только  ипотечные  долги,  в  деловом  общении  остаются

понятия "ипотечный банк" и "ипотечный  кредит".

    Благодаря своей долгосрочности (20—30 лет) ипотечные  кредиты   особенно

удобны  для  финансирования  в  тех  случаях,  когда  выплата  процентов   и

погашение  кредита  возможны  только  из  текущих,  как  правило,  невысоких

доходов,   т.е.   небольшими   взносами.   Например,   при    финансировании

строительства жилых домов под аренду  погашение  ипотечного  займа  возможно

только  из поступлений арендной платы. Это касается  также  и  финансирования

сельскохозяйственных  предприятий  с  целью  расширения   земельных   угодий

(покупка  дополнительных участков земли)  или строительства жилых и   подсобных

помещений,  так  как  прирост  доходов  в  сельском  хозяйстве  относительно

невысок.

    Средства для предоставления  кредитов ипотечный банк получает  от продажи

закладных  листов.  Это  надежные,  приносящие  твердые  проценты  долговые

обязательства банка по отношению к держателям. Выпускаемые закладные  листы

обеспечиваются  предоставляемыми банком  и  гарантированными  ипотеками  или

ипотечными  долгами ссудами.

    Однако не каждый  земельный   участок  может  быть  объектом  ипотечного

банка, так как безопасность кредита, обеспечивающего  покрытие,  определяется

стоимостью  закладного объекта.

    Ипотечные банки имеют в   экономике  двойное  значение:  как  социальные

институты, обеспечивающие долгосрочные земельные  кредиты,  и  как  эмитенты

закладных  листов,  являющихся  наиболее   защищенным   средством   вложения

капитала  и приносящих проценты.

    Ипотечные  банки  являются  посредником  между  вложением   капитала   и

реальным  кредитом. Капитал  держателя  закладных  листов  обеспечивается  не

одним объектом, а  совокупностью  всех  объектов  банка,  гарантирующих  его

займы. Таким образом, происходит рассеивание  риска. В  отличие  от  частного

лица, которое предоставляет заем под  один  объект,  банк  имеет  возможность

назначать очень низкие ставки погашения, так  как  средства,  поступающие  от

многочисленных  кредитополучателей,  могут  быть  использованы   для   новых

кредитов.

    Ипотечные  банки  предоставляют   также  займы  различным   коммунальным

общественным  структурам. В этом случае заем обеспечивается не  ипотеками,  а

средствами,  получаемыми   за   счет   налогов.   Источником   средств   для

коммунальных  займов являются выпускаемые банком Коммунальные  (Общественные)

закладные листы. Они отличаются от обычных  закладных  листов  лишь  способом

гарантирования.

    Виды деятельности, которыми могут заниматься ипотечные банки наряду  с

основной, включают также вложение средств  в ценные бумаги  под  определенные

проценты, выдачу ссуд под залог ценных бумаг, а также  некоторые  финансовые

услуги.

    Ипотечному банку запрещена побочная  деятельность, связанная  с  риском.

Например, банк может приобретать участки  у своих должников только  с  целью

предотвращения  убытков, строительства  административных  зданий  для  своих

нужд  или жилья для  своих  сотрудников;  спекуляцией  земельными  участками

банку запрещено заниматься.

    Законодательные ограничения в   интересах  держателей  закладных   листов

делают  ипотечные  банки  специальными  институтами,  а  не   универсальными

банками. Только три банка в Германии являются в  силу  сложившихся  традиций

смешанными ипотечными банками.

 

 

    Свою деятельность ипотечные  банки  осуществляют  на  основе  залогового

права. В связи с  этим  необходимо  кратко  остановиться  на  некоторых  его

аспектах.

    Так, землевладение может быть  заложено  путем  передачи  собственником

права собственности (ипотеки  или  ипотечного  долга)  кредитору.  При  этом

землевладелец поручает  сделать  запись  в  специальном  разделе  Земельного

кадастра  о  залоговом  праве  на  земельный  участок  в  пользу  кредитора.

Формально  по законодательству  такая запись  требует   лишь   письменного

распоряжения  землевладельца с его нотариально  заверенной  подписью.  Однако

поскольку  ипотечные  банки  требуют,  чтобы  собственник   брал   на   себя

обязательство подчиняться судебным  решениям,  необходимо,  чтобы  поручение

было  оформлено  нотариально,  поскольку  оно   содержит   в   себе   данное

обязательство.

    Значение залогового права заключается  в  том,  что  при  принудительной

продаже с аукциона залогового объекта кредиторы  ипотек и  ипотечных  долгов

имеют   привилегированное   право   перед   любыми   другими    кредиторами

землевладельца  на погашение долгов из средств от  продажи  объекта.  Только

после удовлетворения привилегированных  кредиторов  из  оставшихся  средств

могут быть удовлетворены остальные кредиторы в порядке очередности списка.

    В случае банкротства землевладельца  кредиторы  залогового  права   имеют

особое  положение — они могут, не довольствуясь  конкурсной  квотой,  искать

удовлетворения  вне конкурсного  процесса  через принудительную  продажу с

аукциона  закладного объекта. То же  относится  и  к  судебному  процессу  о

разделе имущества.

    Сущность  залогового  права   не  нарушается,  если   залоговый   объект

продается или каким-либо иным путем (например, по  наследству)  переходит  к

другому  владельцу.  Ипотека  (или  ипотечный  долг)  несет  ответственность

безотносительно к личности землевладельца. Здесь  следует говорить  о  вещном

праве. Различие между ипотекой  и  ипотечным  долгом  состоит  в  следующем.

Предпосылкой  для возникновения ипотеки является,  кроме  внесения  записи  в

поземельную  книгу,  наличие  персонального  требования.  Для  возникновения

ипотечного  долга,  напротив,  не  нужно  наличие  требования.  Он  является

независимым от требования (абстрактным) залоговым правом, которое  с  самого

начала  причитается кредитору.

    В настоящее время  все   большее  распространение   получает  в  качестве

гаранта ипотечный долг (а не  ипотека,  как  раньше)  как  наиболее  гибкое

средство  благодаря своей независимости от определенного требования.

    Процентная ставка ипотечного  долга назначается вначале высокой,  так как

включает  в  себя  возможные  дополнительные  повышения  процентных  ставок.

Поскольку ипотечный долг в отличие от ипотеки назначается безотносительно к

предоставлению  кредита, в специальном  соглашении  с  собственником  следует

оговорить, для каких требований ипотечный  долг может  быть  использован  как

гарантия. Обычно договариваются, что ипотечный  долг должен обеспечивать  все

законные  требования кредитодателя, в том  числе и будущие.  Кредитополучатель

и. собственник  не обязательно должны  быть  одним  и  тем  же  лицом.  Таким

образом, третье лицо может предоставить свой участок в  качестве  залогового

объекта.

    В связи с тем, что  ипотечные  ссуды  обеспечивают  выпускаемые  банком

ценные  бумаги, ипотечные банки обязаны  при  выборе  залоговых  объектов  и

определении величины ссуды  руководствоваться  строгими  предписаниями.  По

законодательству,  ссуды  могут  выдаваться  лишь  под  земельные  участки,

приносящие  каждому владельцу стабильный доход. Величина ссуды по закону  не

может  превышать  60%  (предельная  величина  ссуды  к  стоимости  объекта)

Информация о работе Характеристика денежной системы административно- распределительного типа