Информационная модель и принципы ее построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 11:52, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение информационной модели и принципов ее построения. Также рассмотрим эргономические требования к средствам отображения информации и органов управления. Проведем анализ основных компонентов интерфейса на примере домашнего ПК.

Содержание работы

Введение 3
1. Информационная модель и принципы ее построения 5
1.1. Информационное моделирование 5
1.2. Этапы моделирования 8
2. Эргономические требования к средствам отображения информации 10
2.1. Общие эргономические требования 10
2.2. Требования безопасности к визуальным параметрам 12
3. Аналитическая часть 13
3.1. Анализ основных компонентов интерфейса (средств отображения информации и органов управления) 13
Заключение 16
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

эргонометрика.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

9. Число цветов, одновременно  отображаемых на экране дисплея,  должно быть минимальным. Для  точной идентификации цвета каждый  заданный по умолчанию набор  цветов должен включать не  более 11 цветов.

10. При необходимости  проведения быстрого поиска, основанного  на распознавании цветов, следует  применять не более 6 различных  цветов.

11. При необходимости  вызова параметров цвета из  памяти ЭВМ следует применять  не более 6 различных цветов.

 

2.2. Требования безопасности к визуальным параметрам.

 

1. Яркость знака должна  быть не менее 35 кд/м2 для  дисплеев на ЭЛТ и не менее  20 кд/м2 для плоских дискретных  экранов.

2. Неравномерность яркости  рабочего поля экрана должна  быть не более 20 %.

3.  Неравномерность яркости элементов знака должна быть не более 20 %.

4. Яркостный контраст  изображения должен быть не  менее 3:1 (для плоских дискретных  экранов при угле наблюдения  от минус 40° до плюс 40°). Яркостный  контраст внутри знака и между  знаками должен быть не менее 3:1.

5. Ширина контура знака  должна быть от 0,25 до 0,5 мм.

6. Степень несведения  цветов в любом месте многоцветного  экрана для дисплеев на ЭЛТ  должна быть не более 3,4¢  при проектном расстоянии наблюдения.

7. Временная нестабильность  изображения (мелькания) для дисплеев на ЭЛТ и на плоских дискретных экранах не должна быть зафиксирована. Для дисплеев на ЭЛТ частота обновления изображения должна быть не менее 75 Гц при всех режимах разложения, гарантируемых нормативной документацией на конкретный тип дисплея и не менее 60 Гц для дисплеев на плоских дискретных экранах.

8 Амплитуда смещения  изображения (пространственная нестабильность  изображения - дрожание) должна быть  не более 2×10-4l, где l - проектное  расстояние наблюдения, мм.

10. Изменение размеров однотипных знаков по рабочему полю должно быть в пределах ±5 % высоты знака.

11. Максимальная разность  длин строк текста на рабочем  поле должна быть не более  2 % средней длины строки, длин  столбцов не более 2 % средней  длины столбца.

 

3. Аналитическая часть.

3.1. Анализ основных компонентов  интерфейса (средств отображения  информации и органов управления).

 

В современном оборудовании применяются различные виды органов  управления для приведения в действие оборудования и процессов.

В компьютерном оборудовании широко используются органы управления (устройства ввода данных), представленные в виде функциональных или алфавитно-цифровых клавиатур, различных видов манипуляторов (например, «мышь», световое перо, сенсорное устройство указания).

Органы управления как часть человеко-машинного интерфейса могут иметь различную степень важности в диалоге между оператором и оборудованием или машиной.

Проанализируем домашний ПК. Средства отображения информации и органов управления.

1. Существует ли соответствие  между перемещением органов управления и вызываемыми ими эффектами? (вперед - открытие, движение вперед, больше, назад – наоборот, вправо – открытие, движение направо, больше, влево – наоборот)?

Соответствие между  перемещением органов управления и  вызываемыми ими эффектами существует.

2. Соответствует ли  расположение средств отображения  информации размещению ручек,  рукояток, и проч.? Размещены ли  органы управления порядке, соответствующем  последовательности выполнения  действий?

Органы управления и  связанные с ними контрольные устройства размещены согласно требованиям стандарта и функционально взаимосвязаны.

3. Легко ли могут  быть опознаны органы управления  по форме, размерам, обозначению,  цвету в нормальных и аварийных  условиях?

Обозначения органов  управления легко распознаются и однозначно соответствуют назначению, конечному результату и взаимосвязаны с органами управления.

4. Выделяются ли срочные  сигналы в виде звуковых? Не  длится ли важный сигнал менее  одной секунды? Повторяется ли  он?

Звуковой сигнал выдается как ответ на операцию органа управления, особенно для стандартных действий.

При использовании звукового  сигнала учитываются характер и  громкость звука в соответствии с уровнем окружающего шума и  расстоянием от оператора до источника  звука. Сигнал сохраняется, и повторяться до момента вмешательства оператора.

5. Легко ли перепутать  сигналы? Означают ли сигналы  всегда одно и то же? Будет  ли работник сразу проинформирован  о результате неправильной реакции  на сигнал?

Значение звукового  сигнала ясно оператору и однозначно им воспринимается. Информация, переданная осязательным сигналом, хорошо известна оператору. Значение каждого сигнала указано на оборудовании и в инструкции по эксплуатации, которая поставляется с оборудованием.

6. Возможно ли одновременное  поступление сигналов от разных источников? Складывается ли информация, воспринимаемая одновременно, более чем из пяти отдельных элементов?

Одновременное поступление  сигналов от разных источников возможно. Воспринимаемая одновременно, более  чем из пяти отдельных элементов, информация складывается воедино.

7. Вся ли поступающая  информация необходима для выполнения  работы?

Вся поступающая информация необходима для выполнения работ.

8. Является ли поступающая  информация ясной, достоверной,  однозначной?

Вся поступающая информация является ясной и достоверной.

9. Насколько существенны  последствия неправильной реакции  работника и в чем они заключаются?

10. Вся ли информация, необходимая для правильного  принятия решения поступает работнику  в соответствующее время и  в правильной последовательности?

Вся информация, необходимая  для правильного принятия решения  поступает в соответствующее  время и в правильной последовательности.

11. Предусмотрено ли  в рабочем цикле время для  принятия решения и для выполнения  этого решения?

В рабочем цикле предусмотрено  достаточно времени для принятия решения, и его выполнения.

 

Заключение

 

Информационная модель – множество упорядоченных в  соответствии с определенной системой правил сигналов, генерируемых средствами отображения информации и несущих информацию об объекте управления (контроля), внешней среде и самой системе управления. На основе восприятия информационная модель у оператора формируется образ (концептуальная модель) реальной обстановки. Воспринимая информационную модель, оператор производит анализ и оценку сложившейся ситуации, планирует управляющие воздействия, наблюдает и оценивает результаты их реализации. Информационные модели должны удовлетворять трем важнейшим требованиям: по содержанию они должны адекватно и с необходимой полнотой отображать объекты управления (контроля) и окружающую среду; по количеству информации – обеспечивать оптимальный информационный баланс между человеком и средствами автоматизации и не приводить к таким явлениям, как дефицит информации или перегрузка информацией; наконец, по форме и композиции они должны соответствовать задачам и возможностям оператора по управлению. Всесторонний учет этих требований обеспечивает необходимую оперативность деятельности человека по приему, переработке информации, принятию решений и осуществлению управляющих воздействий и, в конечном счете, оперативное и точное выполнение системой предназначенных ей функций.

Классы, виды и разновидности  информационных моделей, используемых в современных системах контроля и управления, весьма разнообразны. Процесс приема и переработки информации оператором при работе с каждым из них имеет специфические характеристики, которые необходимо учитывать при оценке эффективности средств отображения информации, генерирующих ту или иную информационную модель.

 

Все модели можно разбить  на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные.

Предметные модели воспроизводят  геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений).

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.

Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой  зрительные образы объектов, зафиксированные  на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке). Широко используются образные информационные модели в образовании (учебные плакаты по различным предметам) и науках, где требуется классификация объектов по их внешним признакам (в ботанике, биологии, палеонтологии).

Знаковые информационные модели строятся с использованием различных  языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в  форме текста, формулы, таблицы  и  так далее.

В данной работе рассмотрели  информационную модель и принципы ее построения, эргономические требования к средствам отображения информации и органов управления, провели анализ основных компонентов интерфейса на примере домашнего ПК.

 

Список используемой литературы

 

  1. ГОСТ Р ИСО 6385-2007 Эргономика. Применение эргономических принципов при проектировании производственных систем.
  2. ГОСТ Р 27833-88 Средства отображения информации. Термины и определения.
  3. ГОСТ Р 50923-96 Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде.
  4. ГОСТ Р 50948-2001 Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности.
  5. ГОСТ 12.2.049-80 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие эргономический требования.
  6. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. – М.: Логос, 2009.
  7. Эргономика: учебник. /Под ред. А.А. Крылова и Г.В. Суходольского/ ЛГУ, 2010.
  8. Эргономика: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.В. Адамчука. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

 

Данная работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы: 23740


Информация о работе Информационная модель и принципы ее построения