Инновации и инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:59, контрольная работа

Описание работы

Латинское слово innovatio (обновление, улучшение) является основой английского слова innovation (инновация), имеющего в переводе на русский язык значения «нововведение, новшество». Следовательно, термин «инновация» ассоциируется прежде всего с внесением нового, внедрением последних достижений науки и техники в производство и все другие сферы жизни людей. Несмотря на кажущуюся простоту, понятие «инновация» является весьма емким, многогранным. И в экономической литературе в настоящее время нет его единого толкования.

Содержание работы

Теоретическая часть
Раздел 1 Инновации и инновационная деятельность
Понятие, виды и классификация инноваций…………………………….3
Сущность и содержание инновационной деятельности предприятий....7
Практическая часть
Раздел 2 Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность
Задача № 1………………………………………………………………………..13
Раздел 3 Основные фонды и производственные мощности
Задача № 2………………………………………………………………………..17
Список используемой литературы……………………………………………..19

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ ОКСАНА.docx

— 51.34 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Теоретическая часть

Раздел 1 Инновации и инновационная деятельность

    1. Понятие, виды и классификация инноваций…………………………….3
    2. Сущность и содержание инновационной деятельности предприятий....7

Практическая  часть

Раздел 2 Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность

Задача  № 1………………………………………………………………………..13

Раздел 3 Основные фонды и производственные мощности

Задача  № 2………………………………………………………………………..17

Список  используемой литературы……………………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Раздел 1

              Инновации и инновационная деятельность.

    1. . Понятие, виды и классификация инноваций

   Латинское слово innovatio (обновление, улучшение) является основой английского слова innovation (инновация), имеющего в переводе на русский язык значения «нововведение, новшество». Следовательно, термин «инновация» ассоциируется прежде всего с внесением нового, внедрением последних достижений науки и техники в производство и все другие сферы жизни людей. Несмотря на кажущуюся простоту, понятие «инновация» является весьма емким, многогранным. И в экономической литературе в настоящее время нет его единого толкования.

   Понятие инновация более широкое, чем "новая  техника", т.к. последнее применяется  только в отношении орудий труда, новых материалов, реагентов и  пр., используемых в основном в производстве. Понятие же инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской  и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или  создающее условия для такой  экономии.

   Инновация — использование результатов  научных исследований и разработок, направленных на совершенствование  процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Этот термин может  иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит  от конкретных целей измерения или  анализа.

   Итак, инновация как экономическая  категория может быть охарактеризована в следующих аспектах:

    • во-первых, как результат стадии создания, в рамках которой происходит материализация, воплощение в практику новых идей, открытий и изобретений, новых научных решений, патентов, информации и других интеллектуальных новшеств. Этот результат обычно проявляется в виде продукта или процесса;
    • во-вторых, как новшество, способное удовлетворять рыночный спрос, т.е. обладающее коммерческой реализуемостью. В этом случае новшество принимает товарную форму и соответственно выступает как товар на рынке инноваций, где и происходит коммерциализация новшеств. Здесь инновация выступает как результат стадии распространения (диффузии) новшеств;
    • в-третьих, как фактор производственного процесса, постоянно возобновляемый и по сути неисчерпаемый. Это находит свое выражение во внедрении новой техники и технологии, в изменении организационных структур, методов управления и т. д. В результате использования прогрессивных новшеств производственная система переходит на новый, более высокий уровень, повышает эффективность своего функционирования;
    • в-четвертых, как эффект вследствие использования нововведений. Эффект может быть самый различный: технический, социальный, экономический и т.д. Экономический эффект на микроуровне проявляется в приросте прибыли предприятия, что способствует дальнейшей капитализации. Особым родом экономического эффекта являются конкурентные преимущества, получаемые в результате внедрения новшеств. На макроуровне экономический эффект выражается прежде всего в достижении основной цели общества — повышении качества жизни нации в целом.

     Инновации принято классифицировать  по ряду признаков. Так, по  степени радикальности, их значимости  в экономическом развитии инновации  можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например США). Догоняющий дешевле и может дать быстрый результат (например Япония). На этом пути создаются так называемые приростные инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов. По направленности результатов инновации делятся на инновации как научный инструментарий, инновации — процессы и инновации — продукты. Выделяются также и другие классификации инноваций в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы.

   Классификация инноваций по степени новизны  — распределение совокупности инноваций  на однородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости. Понятие  новизны инновации может относиться к продукту или технологическому процессу в целом в случае его  абсолютной новизны либо только к  некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего  продукта или процесса. С этих позиций  выделяются базисные инновации, которые  относятся к принципиально новым  продуктам; улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов, а также  инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.

   Следует различать инновации и несущественные видоизменения продуктов и технологических  процессов (так называемые псевдоинновации) под которыми подразумеваются эстетические (в цвете, декоре и т. п.), а также незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия и входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов ИП.

   Классификация инноваций по степени новизны  осуществляется и по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций. С точки зрения технологических  параметров инновации подразделяются на:

    • продуктовые — применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);
    • процессные — новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям).

   По  типу новизны для рынка в составе  инноваций выделяются: новые для  отрасли в мире, новые для отрасли  в стране, новые для данного  ИП (группы ИП).

   Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В табл. 1 предложен  классификатор инноваций, использование  которого позволит оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, более комплексно подмечать их результативность и  определять направления инновационного процесса, требующие корректировки  или поддержки, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать  методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого инновационного процесса. 
 
 

   Таблица 1 Классификация инноваций.

№ п/п Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
1 Области применения управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.
2 этапы НТП, результатом  которых стали инновации научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
3 степень интенсивности  инноваций “бум”, равномерная, слабая, массовая
4 темпы осуществления  инноваций быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные
5 масштабы инноваций трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие
6 результативность  инноваций высокая, низкая, стабильная
7 эффективность инноваций экономическая, социальная, экологическая, интегральная
 

   Инновации, различающиеся по этапам НТП, весьма своеобразны, а именно:

    • технические. Появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
    • технологические. Возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
    • организационно-управленческие. Связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
    • информационные. Решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
    • социальные. Направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

   Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические  требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические  инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия  для управленческих инноваций, поскольку  вносят изменения в организацию  производства. Приведенные классификации  свидетельствуют о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру.  

    1. . Сущность и содержание инновационной деятельности предприятий

   Производственные  предприятия должны постоянно совершенствовать все сферы своей деятельности, вводить различные новшества  в связи с наличием объективных  факторов: возрастающие потребности  населения, конкуренция, развитие науки  и техники. В этих условиях ни одно предприятие не сможет сколько-нибудь долго существовать без заметных усовершенствований своей деятельности. Побудительным мотивом развития инноваций на предприятии является стремление снизить издержки предпринимательской  деятельности и увеличить прибыль  в условиях жесткой конкуренции.

   Отсюда  у каждого предприятия возникает  необходимость создавать конкурентные преимущества, а это возможно за счет использования инноваций.

   Прежде  всего, совершенствуются средства, методы и организация производства. В  этой связи производится освоение новой  продукции, внедряется в производства новое оборудование, используются новые  технологии и способы производства, происходит усовершенствование методов  и правил организации и управления производством. Усовершенствование техники  и организации производства осуществляется посредством инновационной деятельности предприятия.

   Инновационная деятельность предприятия – это  деятельность, направленная на использование  результатов научных исследований и разработок для обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой  продукции, совершенствования технологии ее изготовления. Инновационная деятельность предприятия включает:

    • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идей новшества, проведению лабораторных исследований и изготовлению лабораторных образцов новой продукции;
    • подбор необходимых видов материалов для изготовления новых видов продукции;
    • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники;
    • разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
    • подготовку, обучение, переквалификация персонала;
    • проведение работ или приобретение необходимой документации по патентованию, лицензированию.

   Источниками финансирования инноваций на предприятии  являются собственные средства (новая  эмиссия акций, прибыль, амортизация  и себестоимость продукции) и заемные средства (кредиты, лизинг, прочие ресурсы, привлеченные на возвратной и безвозвратной основе).

Информация о работе Инновации и инновационная деятельность