Инновации и инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:59, контрольная работа

Описание работы

Латинское слово innovatio (обновление, улучшение) является основой английского слова innovation (инновация), имеющего в переводе на русский язык значения «нововведение, новшество». Следовательно, термин «инновация» ассоциируется прежде всего с внесением нового, внедрением последних достижений науки и техники в производство и все другие сферы жизни людей. Несмотря на кажущуюся простоту, понятие «инновация» является весьма емким, многогранным. И в экономической литературе в настоящее время нет его единого толкования.

Содержание работы

Теоретическая часть
Раздел 1 Инновации и инновационная деятельность
Понятие, виды и классификация инноваций…………………………….3
Сущность и содержание инновационной деятельности предприятий....7
Практическая часть
Раздел 2 Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность
Задача № 1………………………………………………………………………..13
Раздел 3 Основные фонды и производственные мощности
Задача № 2………………………………………………………………………..17
Список используемой литературы……………………………………………..19

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ ОКСАНА.docx

— 51.34 Кб (Скачать файл)

   Инновации являются результатом творческой предпринимательской  деятельности, в которой обычно участвуют  многие подразделения фирмы и  на которую оказывают все большее  воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические  требования, кооперация с другими  институтами и пр.). Инновации  имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и  завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле  можно выделить шесть типичных фаз  с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений  и результатами.

   Фазы, как правило, следуют одна за другой, однако не исключены случаи некоторого параллелизма (и тем самым пересечения) отдельных фаз. Так, оценки и расчеты  экономической эффективности необходимо проводить не только в фазе поиска идей, но и в последующих фазах. Между процессом исследований и  разработок и освоением в производстве новых решений, с одной стороны, и внедрением продукта на рынок, с  другой, происходит неоднократное временное, а также и содержательное дублирование определенных задач.

   1-я  фаза: стратегия предприятия  и инновации.

   Стратегические  решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области  общей стратегии предприятия  и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет  заранее установить планку в инновационных  устремлениях предприятия. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:

    • выбор рынка или рыночного сегмента;
    • утверждение применяемой технологии;
    • выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии;
    • решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;
    • установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.

   В данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В практике предпринимательства возможно и  прямо противоположное, т.е. инновации  могут оказать решающее влияние  на стратегическую направленность политики предприятия. На малых и средних  предприятиях часто случается так, что единственная инновация надолго  предопределяет развитие всего предприятия.

   2-я  фаза: поиски идей  и их оценка.

   В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При  этом можно выделить три пути поиска:

    • разработка новых идей (генерирование идей);
    • критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений;
    • поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий).

   При поиске новых идей малым и средним  предприятиям особенно рекомендуется  чаще обращаться к внешним источникам информации, например банкам данных, лицензионным посредникам, материалам ярмарок и  исследовательских центров.

   Для внутрифирменного генерирования идей можно использовать ряд методов.

   При применении интуитивных методов  центральным пунктом является спонтанное творческое генерирование идей людьми, обладающими интеллектом выше среднего уровня, а также специальными знаниями. В качестве примера поиска новых  идей можно назвать методы "мозговой атаки", конкурсы, экспертные опросы.

   Главное место в аналитических методах  занимают логически структурированные  процедуры. Сюда относятся метод  дерева решений, морфологические методы, методы аналогий, сценариев, синектика, а также эвристические методы.

   Найденные идеи подвергаются оценкам: сначала  отбрасываются неподходящие, затем  проверяются самые перспективные  с одновременным выявлением их потенциальных  рыночных шансов. Результатом отбора лучших идей является предложение о  производстве нового продукта, где  излагаются основы дальнейших мероприятий.

   3-я  фаза: продуктовое  решение.

   В этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в  стратегическую программу предприятия и продвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования, которое охватывает:

    • постановку целей и задач по данному продукту;
    • составление временного графика использования ресурсов, необходимых в рамках данной фазы;
    • планирование производства для предприятия в целом;
    • планирование сбыта с расчетом экономической эффективности.

   Подобное  планирование содержит в себе все  важные задачи, которые необходимы для дальнейшей аналитической работы в рамках процесса исследований и  разработок вплоть до успешного внедрения  продукта на рынок. Здесь намечаются точки пересечения маркетинга и  производства; устанавливаются области  соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.

   4-я  фаза: научные исследования  и разработки, технологический трансфер.

   В сфере научных исследований и  разработок проводятся следующие различия: фундаментальные исследования не имеют  прямого отношения к продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес представляет конкретный рыночный результат. Что  касается данной сферы в условиях малых и средних предприятий, то у них дело ограничивается, как  правило, разработками; исследования в  собственном смысле отходят здесь  на задний план.

   Исходя  из своих целеустановок, эти предприятия могут осуществить техническую реализацию продукта посредством собственных разработок (возможно, исследований) или прибегнуть к кооперации с другими компаниями. В принципе эта задача должна решаться с учетом следующих моментов:

    • окончательное уточнение задачи и разработка принципиального решения по новому товару или новой услуге;
    • конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа;
    • проектирование и подготовка производства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.

   И в этой фазе настоятельно рекомендуется  прибегать к внешним источникам знания, например в таких формах:

    • обмен научно-технической информацией путем участия в конференциях, ярмарках, публикации статей;
    • трансфер знания благодаря принятию на работу сотрудников со специальной подготовкой, выпускников университетов;
    • совместные исследования с другими предприятиями;
    • приобретение патентов и лицензий для использования в специальном проекте;
    • кооперация в разработках.

   Постоянно растущее влияние современных технологий на конкурентоспособность малых  и средних предприятий требует  целенаправленного использования  всех предоставляющихся возможностей технологического трансфера. Даже высокоэффективные в своей области технологические лидеры сегодня редко в состоянии уследить за всеми направлениями технологического прогресса и соответствующим образом воплотить в жизнь новейшие практические и теоретические достижения.

   5-я  фаза: освоение производства.

   Разработка  продукта считается законченной, когда  можно начать производство и все  внимание сосредоточить на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно следующее:

    • адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям;
    • ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;
    • запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности;
    • поиски новых каналов снабжения.

   Для инновационного менеджмента в данной фазе важно обеспечить максимально  короткие сроки развертывания производства, в частности с помощью соответствующей  подготовки и планирования, а также  гибкой реализации целей. Сокращение времени  подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ  перед конкурентами, а также позволяет  быстро снизить издержки и увеличить  прибыль предприятия.

   6-я  фаза: внедрение на  рынок

   Инновационный процесс завершается внедрением новинки на рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных лишь около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки.

   Под внедрением на рынок товаров или  услуг понимается проверка с помощью  рыночных тестов конкурентоспособности  продукции, а также целевое использование  маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного  внедрения следует рассматривать  длительную подготовку рынка сбыта  для новой продукции. Этого можно  достичь с помощью соответствующей  работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также  путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен  правильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия  на рынок с новой продукцией.

   На  крупных предприятиях перед окончательным  введением новинки проводится тестирование изделия и рынка по возможности  в максимально ранней фазе инновационного проекта. С помощью подобных тестов можно снизить риски, но это связано  с высокими издержками. Поэтому и  продуктовое, и рыночное тестирование проводится малыми и средними предприятиями  лишь в редких случаях. Чаще всего  они полагаются здесь на теоретические" суждения, а также на опыт и интуицию участников инновационного процесса.

   Каждая  фаза инновационного процесса наряду со временем требует довольно крупных  денежных средств. В задачи инновационного менеджмента входит управление процессом  таким образом, чтобы оптимально использовать необходимые ресурсы. В табл. 3 приводится примерное распределение  общих издержек по инновационным  проектам на малых и средних предприятиях.  

   Таблица 2 Распределение издержек инновационного процесса.

Фазы  инновационного процесса Содержание  работ Доля в общих  издержках инновационного проекта, %
Фазы 1 - 4 От поиска продуктовой  идеи до создания прототипа 53
Фаза 5 Освоение в  производстве 26
Фаза 6 Внедрение на рынок 21
 

Исследования  показывают, что на этих предприятиях сильно недооцениваются затраты, приходящиеся на последнюю фазу - внедрение на рынок. 
 

Раздел 2

Тема: Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность

Задача  № 1.

1.В таблице имеются данные по нескольким вариантам ведения бизнеса на предприятии. Постоянные издержки для всех вариантов остаются неизменными; объем реализации равен объему производства.

Заполните таблицу и определите, какой вариант  даст наибольшую прибыль.

Расчет  возможных прибылей (убытков) при различных  объемах выпуска  продукции

№ варианта Цена, тыс. руб. /шт. Выпуск  и реализация, шт. Выручка тыс. руб. Удельные  переменные издержки, тыс. руб./шт. Общие переменные издержки, тыс. руб./шт. Удельные  постоянные издержки, тыс. руб./шт. Общие постоянные издержки, тыс. руб./шт. Удельные  совокупные издержки, тыс. руб./шт. Совокупные  издержки, тыс. руб./шт. Прибыль(убыток) на единицу, тыс.руб./шт. Прибыль(убыток), тыс. руб. /шт.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 92 2000           98      
2 90         25   75      
3 72     42       62      
4         188000     92     61430
5   3500   44   36       12  
6 105       194000         15  

Информация о работе Инновации и инновационная деятельность