Инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) понимаются «инвестиции в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.
Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

Файлы: 1 файл

контрольная ЭОП 2003.doc

— 603.00 Кб (Скачать файл)

1. Инновации: понятие, виды.

Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) понимаются «инвестиции в новацию» как результат практического  освоения нового процесса, продукта или  услуги.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

К инновациям относятся  все изменения, которые впервые  нашли применение на предприятии  и приносят ему конкретную экономическую и (или) социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

  • новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
  • новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
  • новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
  • измененные социальные отношения на предприятии (кадровые инновации);
  • новые или улучшенные производственные системы.

Сущность инновации  проявляется в ее функциях. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.

При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги - инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные. Внедрение нового продукта определяется как радикальная продуктовая инновация. Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении.

Процессная  инновация – это освоение новых  или значительно усовершенствованных  способов производства и технологий, изменения в оборудовании или  организации производства.

По степени  новизны инновации подразделяются на принципиально новые, т.е. не имеющие аналогов в прошлом и в отечественной и зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. Принципиально новые виды продукции, технологии и услуг обладают приоритетностью, абсолютной новизной и являются оригинальными образцами, на основании которых тиражированием получают новшества-имитации, копии.

Среди инноваций-имитаций различают технику, технологию и  продукцию рыночной новизны, новой  сферы применения и новшества  сравнительной новизны (имеющие  аналоги на лучших зарубежных и отечественных предприятиях) и нововведения-усовершенствования. В свою очередь нововведения-усовершенствования по предметно-содержательной структуре подразделяются на вытесняющие, замещающие, дополняющие, улучшающие и прочие. [8].

Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.

 

Схема 1. Обобщенная схема жизненного цикла инноваций.

Инновация в  своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:

  • зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
  • рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);
  • зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);
  • насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);
  • упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).[1].

 

 

 

1.2. Инновационная деятельность.

Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий  по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Принципиальные отличия инновационной деятельности предприятия от текущего производства заключаются в том, что оценка текущего состояния предприятия, в том числе и техники и технологии, строится на выявлении условий успеха на основании прошлого опыта и сложившихся тенденций. Характерными подходами являются: комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности, анализ технико-организационного уровня производства, анализ использования производственных ресурсов и анализ взаимосвязи себестоимости, объема продукции и прибыли.

В условиях расширяющегося рыночного пространства, множественной  диверсификации усиливаются темпы  обновления, и увеличивается разнообразие видов продукции и применяемых  для их производства техники и  технологии. В производстве одновременно оказываются товары, техника и технология на разных стадиях жизненного цикла, принадлежащие к разным моделям и поколениям. В связи с этим резко возрастает изменчивость технологии и необходимость приспособления производственного аппарата к этим изменениям.[2].

1.3. Характеристика инновационного процесса, содержание его этапов.

Под инновационным  процессом понимается деятельность, пронизывающая научно-технические, производственные, маркетинговые и  сбытовые процессы при изготовлении новой продукции и услуг и  нацеленная на удовлетворение конкретных общественных потребностей.

Для организации  управления сложным инновационным  процессом требуется проведение так называемой структуризации этого  процесса, то есть разбивка его на определенные составные части.

Структуризация инновационного процесса по стадиям в виде более удобном для практической работы выглядит следующим образом:

1) маркетинговые  исследования потребностей рынка; 

2) инициация  инновации: генерация идей и  их фильтрация;

3) техническая  и экономическая экспертиза проекта;

4) научно-исследовательские  работы по тематике изделия; 

5) опытно-конструкторская  работа;

6) маркетинг  инновации (пробный маркетинг);

7) подготовка  производства изделия на заводе-изготовителе  серийной продукции; 

8) выпуск (производство) инновации;

9) реализация  инновации; 

10) продвижение  инновации; 

11) оценка экономической  эффективности инновации; 

12) диффузия (распространение)  инновации. 

Результатом инновационных  процессов являются новшества, а  внедрение их в хозяйственную  практику принято называть нововведениями.

По своему характеру  инновационные процессы, новшества  и нововведения делятся на взаимосвязанные  виды (рис. 2.).

 

Рис. 1. Основные источники, классификация и взаимосвязь инновационных процессов (новшеств, нововведений) на предприятии.

 

Технические новшества  и нововведения проявляются в  виде новых продуктов (изделий), технологий их изготовления, средств производства (машин, оборудования, энергии, конструкционных материалов). [9, стр. 412].

Организационные нововведения охватывают новые методы и формы организации всех видов деятельности предприятий и других звеньев общественного производства (организационные структуры управления сферами науки и производства, формы организации различных типов производства и коллективного труда и т. п.).

К экономическим  новшествам (нововведениям) относятся  методы хозяйственного управления наукой и производством путем реализации функций прогнозирования и планирования, финансирования, ценообразования, мотивации  и оплаты труда, оценки результатов деятельности.

К социальным — различные формы активизации человеческого фактора (профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала, прежде всего руководящего состава всех уровней; стимулирование творческой деятельности; улучшение условий и постоянная поддержка высокого уровня безопасности труда; охрана здоровья человека и окружающей среды; создание комфортных условий жизни и т.п.).

Юридическими  нововведениями признаются новые и  измененные законы и разнообразные  нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности предприятия и организации.

По масштабности и силе влияния на эффективность  деятельности определенных звеньев  общественного производства все  новшества и нововведения можно  объединить в две группы — локальные (единичные) и глобальные (крупномасштабные). Глобальные новшества, являющиеся в большинстве случаев революционными (принципиально новыми), кардинально повышают организационно-технический уровень производства, обеспечивая существенные положительные сдвиги в экономических и социальных процессах.

Эффективные технические, организационные и экономические  нововведения ведут к заметным положительным  изменениям социальных процессов на предприятиях, а постоянная актуализация неотложных задач социального характера  инициирует решение их с помощью новых экономических методов. Наконец, все нововведения на предприятиях, направленные на динамическое развитие и неуклонное повышение эффективности производства, должны опираться на собственный юридический фундамент, соответствующие нормативно-правовые акты. В противном случае они не смогут оказать надлежащее влияние на масштабность целей предприятий и организаций и сроки их достижения.

 

 

 

1.4 Динамика  инновационной деятельности в  Республике Беларусь за последние годы.

Таблица 1. Основные показатели инновационной деятельности организаций промышленности Республики Беларусь с 2007 по 2011г.г. [3].

 

2007

2008

2009

2010

2011

Число организаций, осуществляющих технологические инновации, единиц

380

371

234

324

443

Удельный вес  организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе организаций, процентов

17,8

17,6

12,1

15,4

22,7

Затраты на технологические  инновации, млрд. руб. в том числе:

2785,6

2947,6

2700,4

2793,2

8763,7

исследование  и разработка новых продуктов, услуг  и методов их производства (передачи), новых производственных процессов

708,7

562,2

312,1

597,5

2226,8

приобретение  машин и оборудования, связанных  с технологическими инновациями

1314,5

1569,7

1786,6

1818,1

5732,7

приобретение  новых и высоких технологий

14,6

13,6

36,0

12,0

11,7

приобретение  компьютерных программ и баз данных, связанных с технологическими инновациями

5,7

14,1

8,3

11,1

13,3

производственное  проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых  продуктов, внедрения новых услуг  или методов их производства (передачи)

211,4

250,2

249,8

258,7

576,8

обучение и  подготовка персонала, связанные с  технологическими инновациями

2,4

3,9

2,8

2,3

4,3

маркетинговые исследования, связанные с технологическими инновациями

3,7

9,0

9,3

4,8

23,8

прочие затраты на технологические инновации

524,6

524,9

295,5

88,8

174,3

Объем продукции (работ, услуг) собственного производства в фактических отпускных ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов и  платежей из выручки), млрд. руб.

70724,8

94281,7

92803,6

128232

254957,9

из нее инновационной  продукции (работ, услуг)

10441,6

13410,2

10089,2

18609,5

36723,4

Информация о работе Инновации