Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:22, контрольная работа
Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) понимаются «инвестиции в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.
Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.
1. Инновации: понятие, виды.
Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) понимаются «инвестиции в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.
Инновация представляет
собой материализованный
К инновациям относятся все изменения, которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и (или) социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:
Сущность инновации проявляется в ее функциях. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.
При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги - инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.
Различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные. Внедрение нового продукта определяется как радикальная продуктовая инновация. Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении.
Процессная
инновация – это освоение новых
или значительно
По степени
новизны инновации
Среди инноваций-имитаций
различают технику, технологию и
продукцию рыночной новизны, новой
сферы применения и новшества
сравнительной новизны (имеющие
аналоги на лучших зарубежных и отечественных предприятиях) и нововведения-
Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.
Схема 1. Обобщенная схема жизненного цикла инноваций.
Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:
1.2. Инновационная деятельность.
Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.
Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.
Принципиальные отличия инновационной деятельности предприятия от текущего производства заключаются в том, что оценка текущего состояния предприятия, в том числе и техники и технологии, строится на выявлении условий успеха на основании прошлого опыта и сложившихся тенденций. Характерными подходами являются: комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности, анализ технико-организационного уровня производства, анализ использования производственных ресурсов и анализ взаимосвязи себестоимости, объема продукции и прибыли.
В условиях расширяющегося рыночного пространства, множественной диверсификации усиливаются темпы обновления, и увеличивается разнообразие видов продукции и применяемых для их производства техники и технологии. В производстве одновременно оказываются товары, техника и технология на разных стадиях жизненного цикла, принадлежащие к разным моделям и поколениям. В связи с этим резко возрастает изменчивость технологии и необходимость приспособления производственного аппарата к этим изменениям.[2].
1.3. Характеристика инновационного процесса, содержание его этапов.
Под инновационным
процессом понимается деятельность,
пронизывающая научно-
Для организации управления сложным инновационным процессом требуется проведение так называемой структуризации этого процесса, то есть разбивка его на определенные составные части.
Структуризация инновационного процесса по стадиям в виде более удобном для практической работы выглядит следующим образом:
1) маркетинговые
исследования потребностей
2) инициация инновации: генерация идей и их фильтрация;
3) техническая и экономическая экспертиза проекта;
4) научно-исследовательские работы по тематике изделия;
5) опытно-конструкторская работа;
6) маркетинг инновации (пробный маркетинг);
7) подготовка
производства изделия на
8) выпуск (производство) инновации;
9) реализация инновации;
10) продвижение инновации;
11) оценка экономической эффективности инновации;
12) диффузия (распространение) инновации.
Результатом инновационных процессов являются новшества, а внедрение их в хозяйственную практику принято называть нововведениями.
По своему характеру инновационные процессы, новшества и нововведения делятся на взаимосвязанные виды (рис. 2.).
Рис. 1. Основные источники, классификация и взаимосвязь инновационных процессов (новшеств, нововведений) на предприятии.
Технические новшества и нововведения проявляются в виде новых продуктов (изделий), технологий их изготовления, средств производства (машин, оборудования, энергии, конструкционных материалов). [9, стр. 412].
Организационные нововведения охватывают новые методы и формы организации всех видов деятельности предприятий и других звеньев общественного производства (организационные структуры управления сферами науки и производства, формы организации различных типов производства и коллективного труда и т. п.).
К экономическим
новшествам (нововведениям) относятся
методы хозяйственного управления наукой
и производством путем
К социальным — различные формы активизации человеческого фактора (профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала, прежде всего руководящего состава всех уровней; стимулирование творческой деятельности; улучшение условий и постоянная поддержка высокого уровня безопасности труда; охрана здоровья человека и окружающей среды; создание комфортных условий жизни и т.п.).
Юридическими нововведениями признаются новые и измененные законы и разнообразные нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности предприятия и организации.
По масштабности и силе влияния на эффективность деятельности определенных звеньев общественного производства все новшества и нововведения можно объединить в две группы — локальные (единичные) и глобальные (крупномасштабные). Глобальные новшества, являющиеся в большинстве случаев революционными (принципиально новыми), кардинально повышают организационно-технический уровень производства, обеспечивая существенные положительные сдвиги в экономических и социальных процессах.
Эффективные технические,
организационные и
1.4 Динамика инновационной деятельности в Республике Беларусь за последние годы.
Таблица 1. Основные показатели инновационной деятельности организаций промышленности Республики Беларусь с 2007 по 2011г.г. [3].
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Число организаций, осуществляющих технологические инновации, единиц |
380 |
371 |
234 |
324 |
443 |
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе организаций, процентов |
17,8 |
17,6 |
12,1 |
15,4 |
22,7 |
Затраты на технологические инновации, млрд. руб. в том числе: |
2785,6 |
2947,6 |
2700,4 |
2793,2 |
8763,7 |
исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов |
708,7 |
562,2 |
312,1 |
597,5 |
2226,8 |
приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями |
1314,5 |
1569,7 |
1786,6 |
1818,1 |
5732,7 |
приобретение новых и высоких технологий |
14,6 |
13,6 |
36,0 |
12,0 |
11,7 |
приобретение компьютерных программ и баз данных, связанных с технологическими инновациями |
5,7 |
14,1 |
8,3 |
11,1 |
13,3 |
производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи) |
211,4 |
250,2 |
249,8 |
258,7 |
576,8 |
обучение и подготовка персонала, связанные с технологическими инновациями |
2,4 |
3,9 |
2,8 |
2,3 |
4,3 |
маркетинговые исследования, связанные с технологическими инновациями |
3,7 |
9,0 |
9,3 |
4,8 |
23,8 |
прочие затраты на технологические инновации |
524,6 |
524,9 |
295,5 |
88,8 |
174,3 |
Объем продукции (работ, услуг) собственного производства в фактических отпускных ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов и платежей из выручки), млрд. руб. |
70724,8 |
94281,7 |
92803,6 |
128232 |
254957,9 |
из нее инновационной продукции (работ, услуг) |
10441,6 |
13410,2 |
10089,2 |
18609,5 |
36723,4 |