Инновации:сущность и виды.Оценка инновационной эффективности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

В современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.

Сегодня конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках всё больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое знание.

Содержание работы

Сущность инноваций………………………………………………………..4
Виды инноваций…………………………………………………………….9
Оценка инновационной активности предприятия………………………11
Роль инноваций в развитии предприятия………………………………….13

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ.docx

— 38.39 Кб (Скачать файл)

 

Экономико-правовой колледж

при Набережночелнинском филиале

ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права (г. Казань)

 

 

 

 

 

«Инновации: сущность и виды. Оценка

инновационной активности предприятия»

(контрольная работа по дисциплине: «Экономика организации»)

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент I курса группы К2111                    Субботина А. В.

Проверил: ассистент                                                            Гатина Р. Р.

 

 

 

 

 

Набережные Челны – 2011

Содержание

Введение

  1. Сущность инноваций………………………………………………………..4
  2. Виды инноваций…………………………………………………………….9
  3. Оценка инновационной активности предприятия………………………11
  4. Роль инноваций в развитии предприятия………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном экономическом  мире инновации выступают одним  из ключевых факторов, определяющих перспективы  социального и экономического развития организаций.

Сегодня конкурентоспособность  на отечественном и мировом рынках всё больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое  знание. И если в прошлом успех  и развитие организации во многом зависели от доступа к природным  ресурсам, то сегодня они нуждаются  в науке, нововведениях и образовании  работающих.

В настоящее время вся  ответственность по осуществлению  инноваций легла на плечи руководителей отдельных хозяйствующих субъектов. Но сегодня не только правильная оценка и выбор, но и успешная реализация инновационных проектов позволяют организациям занимать лидирующие позиции в отрасли и обеспечивают стабильную основу для дальнейшего роста.

Поэтому актуальность темы объясняется, прежде всего, существующей на сегодняшний день потребностью экономики  в повышении интенсивности инновационной деятельности на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность инноваций

       Инновация - результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью инновации является повышение конкурентоспособности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы. Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках страны.

       Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.

       При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и субъекты. Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.

       Субъекты инновационной деятельности - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации. Среди субъектов могут быть и инноваторы. Инноватор - автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации).

Факторы, определяющие инновационное  развитие:

- рыночная конъюнктура и конкуренция (как на внутреннем, так и внешних рынках);

- среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная база, политическая и экономическая стабильность);

- кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);

- ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура).

Побудителями инноваций  являются постоянные изменения, происходящие в различных сферах человеческой деятельности. В каждой из них целями нововведений являются внедрение новых  процессов или продуктов, которые  направлены на обеспечение устойчивого  и долгосрочного экономического роста. К ним относятся:

- усовершенствование или создание новых материалов, оборудования, технологических процессов, продуктов, услуг и методов, коренным образом изменяющих или существенно улучшающих эффективность экономики;

- изменения в социальной структуре для повышения социального статуса личности и достижения оптимального соотношения личных и общественных интересов;

- модификации сложившейся системы управления, позволяющие улучшать деятельность предприятий и организаций и способствующие адаптации к меняющимся условиям.

Под инновациями в широком  смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного  характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения  новшества и до его использования  принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как  инновационный процесс.

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам.

Термины «инновация» и  «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации – конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) - это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.

Следовательно, научно-технические  инновации должны:

- обладать новизной;

- удовлетворять рыночному  спросу;

- приносить прибыль производителю. 

Распространение нововведений, как и их создание, является составной  частью инновационного процесса.

В повседневной практике, как  правило, отождествляют понятие  новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может  быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что  новшество используется. С момента  принятия к распространению новшество  приобретает новое качество и  становится инновацией.

Любые изобретения, новые  явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом  качестве они выступают как нововведения (инновации).

Современные компании воспринимают инновации как средство увеличения прибыли и завоевания более широкого сегмента рынка. Правительства считают  их панацеей с точки зрения ускорения  экономического роста посредством  повышения конкурентоспособности  в мире.

Инновации создают стоимость  и материальные богатства, опираясь на некую форму изменений (в любой области - технологии, материалов, цен, услуг, демографии), формируя новый спрос или прибегая к новым способам замещения основного капитала и использованию «зрелых рынков». Инновации содействуют перемещению ресурсов в сферу более высокой производительности и прибыли.

Производственные организации, в свою очередь, также пришли к  пониманию необходимости осуществления  инновационной деятельности. Внедрение  инноваций все больше рассматривается  ими как единственный способ повышения  конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому  предприятия, преодолевая экономические  трудности, начали своими силами вести  разработки в области продуктовых  и технологических инноваций.

Основные функции инноваций:

· они вовлекают в производство новые производительные силы, способствуют повышению производительности труда  и эффективности производства, сокращают  различного рода затраты;

· повышают уровень жизни  каждого человека и общества в  целом за счет разнообразия и качества производимой продукции и услуг, удовлетворения потребностей населения;

· помогают привести в соответствие структуру производства со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддержанию равновесия между спросом  и предложением, между производством  и потреблением;

· являются результатом применения творческих возможностей и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует  дальнейший рост творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды инноваций

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – это цвет, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на:

- продуктовые инновации.  Они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.

- процессные инновации  означают новые методы организации  производства (новые технологии). Процессные  инновации могут быть связаны  с созданием новых организационных  структур в составе предприятия  (фирмы).

По типу новизны для  рынка инновации делятся на:

- новые для отрасли  в мире;

- новые для отрасли  в стране;

- новые для данного  предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

- инновации на входе  предприятия (изменения в выборе  и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации  и др.);

- инновации на выходе  предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

- инновации системной  структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:

- радикальные (базовые);

- улучшающие;

- модификационные (частные).

В Научно-исследовательском  институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная  классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому  признаку выделяются инновации:

- технологические;

- производственные;

- экономические;

- торговые;

- социальные;

- в области управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оценка инновационной активности предприятия

В условиях современной рыночной экономики развитие бизнеса идет через инновации. Поэтому все  современные передовые и успешные компании постоянно нацелены на новшества. Они превосходят своих соперников не только потому, что в их распоряжении умные технологи и конструкторы, создающие новые технологии и  продукты, но и благодаря  представлению  инновационного процесса, представлению, что этот процесс непосредственно  связан с коммерческой деятельностью.

 Как известно, инновационная активность и инновационный потенциал предприятия зависит от ряда различных факторов, но в научной литературе нет точного ответа на вопрос, от чего же зависит увеличение или снижение уровня инновационной активности предприятия.

Информация о работе Инновации:сущность и виды.Оценка инновационной эффективности предприятия