Инновационная деятельность организации(предприятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

В современном мире научно-технический прогресс не возможен без притворения в жизнь интеллектуальных продуктов, рождающихся в результате инновационной деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Виды инноваций 5
Инновационный и научно-технологический потенциал предприятия 8
Организационные формы инновационной деятельности 10
Оценка эффективности инноваций 16
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

kursovaya_Gavrilov_D_A.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE

Факультет очного и очно-заочного обучения

Кафедра экономики и международного бизнеса

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 «Инновационная деятельность организации(предприятия)»

 

 

 

Научный руководитель: Трофимова Н.Н.

Оценка: «     »_________.

Дата: «     »________ 2013г

Санкт-Петербург

2013

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире научно-технический  прогресс не возможен без притворения  в жизнь интеллектуальных продуктов, рождающихся в результате инновационной деятельности.

Установление конкретного  круга аспектов характеризующих  сущность понятия, является важным исходным моментом для формирования целей, структуры  и объёма дальнейших исследований. Именно поэтому уделяется много  внимания исследованию сущности понятия «инновация» и других рассматриваемых понятий.

 

Инновация - с английского (innovation) (нововведение),с латинского (novatio), что означает («обновление» или «изменение») и приставка in, что означает «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Данное определение формирует общее понятие, нас интересуют только технологические инновации и в области управления, организации и маркетинга.

 

Инновационная деятельность предприятия – деятельность,  направленная на реализацию (внедрение в производство) результатов проведённых научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений.

 

Направлена для достижения определённых целей :

  • Расширения и обновления номенклатуры;
  • Улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг);
  • Снижение % брака;
  • Снижение издержек производства
  • Совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

 

  Комплексный, системный методы инновационной деятельности выражаются в сложности и многогранности самого понятия — инновация. Оно включает обширный спектр различных нововведений с разной степенью новизны и воплощения в них знания, применяемых в различных сферах деятельноси, отраслях. Реализуется на разных рынках.

 

   Так как инновации могут значительно различаться между собой по множеству параметров, может привести к противоречиям между различными теориями инновационного менеджмента. Простыми словами ожидания от одних видов инноваций, могут не оправдаться или иметь другой характер от других видов.

 

    Есть даже область науки – «инноватика», изучающая различные теории нововведений, выработка инновационных решений, формирование новшеств, распространение и внедрение новшеств, адаптация сотрудников, персонала к нововведениям и факторам противодействующим нововведениям. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды инноваций

 

 

Все инновации можно  сгруппировать по нескольким принципам:

 

  1. Инновации по характеру применения:
  • Технологические инновации – представляют собой внедрённые новшества, для обеспечения качественного роста эффективности процессов, таких как  производство продукции, востребованное рынком. Инновации в области управления производством
  • Организационные – совершенствование системы менеджмента.
  • Маркетинговые — эти инновации обыно касаются рекламы, методов маркетинга, методов продаж, организации презентаций акций, формирование новых ценовых стратегий. Изменения дизайна не самого продукта — упаковки.
  •    Комплексные инновации – представляют единство нескольких видов изменений.
  •    Социальные инновации – ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур.
  •    Продуктовые инновации -  направлены на производство и использование новых продуктов и услуг.

 

  1. Инновации по степени новизны:
  • Базисные - радикальные изменения, инновации реализующие крупные изобретения. Обычно являются основой для формирования новых направлений развития техники.
  • Улучшающие —инновации связанные с внедрением мелких и средних изобретений. Чаще всего направлены на снижение цен на продукцию, улучшение качества, сохранение конкурентоспособности. В большинстве случаев применяются на стадии распространения продукции и на стадии развития научно-технического цикла.
  • Псевдоинновации - это лишь внешние улучшения продуктов, например, рестайлинг автомобиля, без изменения технических характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновациии могут быть  классифицированы следующим образом:

 

  1. По роли в процессе востпроизведения:
  • Потребительские
  • Инвестиционные

 

  1. По степени сложности:
  • Сложные
  • Простые

 

  1. По причинам возникновения:
  • Реактивные - направлены на выживание фирмы, они являются реакцией на радикальные инновационные преобразования осуществляемые конкурентными фирмами.
  • Стратегические - носят упреждающий характер, это как встрельбе по движущейся мешени : вы целитесь в т точку по направлению движения движения цели. Вам приблезительно известны дальнейшие действия конкурентов, и вы стараетесь сейчас позаботится о сохранении конкурентных преимуществ и перспектив в дальнейшем.

 

 

По характеру применения инновации различают:

  • Продуктовые - направлены на производство и использование новых продуктов и услуг.
  • Рыночные - открывающие новые сферы применения продуктов и позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках.
  • Инновации - нацелены на новые технологии, организацию процесса и управление.
  • Социальные - ориентированы на построение и функционирование новых социальных структур.
  • Комплексные - объединение нескольких видов изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Важным понятием, характеризующим инновацию, является ее «жизненный цикл». Он представляет собой совокупность стадий от создания новшества до снятия с производства и утилизации инновационного продукта.

     Инновация в своем жизненном цикле проходит следующие стадии:

  1. Зарождение, когда осуществляются научно-исследовательские и опытно-конструкторсие работы , ведётся разработка и создание опытной партии продукта.
  2. Зост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);
  3. Зрелось (серийное и массовое производство);
  4. Насыщение рынка (максимум  производства и продаж);
  5. Упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).

 

 

Реинжиниринг - представляет собой инновационный процесс, направленный на перестройку (перепроектирование) деловых процессов для достижения значительного скачкообразного улучшения деятельности предприятия.

 

По реинжинирингу выделяют два вида деятельности:

 

  1. Кризисный реинжиниринг;
  2. Реинжиниринг развития.        

 

В данной таблице выражены различия реинжиниринга (инновационного процесса ) и обычной (текущей) деятельности компании:

 

РЕИНЖИНИРИНГ

ТЕКУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цель деятельности

Удовлетворение новой потребности

Удовлетворение сложившейся  потребности

Риск

Высокий

Низкий

Тип процесса

Дискретный

Непрерывный

Управление

Низкая

Высокая

Результат для системы

Переход на новый уровень

Сохранение на прежнем  уровне

Отношение к интересам  участников 

Противоречит

Соответствует


 

Инновационный и научно-технологический потенциал предприятия

 

   Под инновационном потенциалом предприятия предполагается его способность и готовность осуществить, т.е. притворить в жизнь, некую инновационную концепцию, что предполагает ведение реинжиниринга. Для этого предприятию необходимо сбалансировать необходимую структуру потенциала ( т.е. необходимые ресурсы ) до необходимого уровня, по расчётом необходимого для достижения поставленной цели.

 

   Новаторство и инновационность предприятия могут играть очень важную роль, быть преимуществом этого предприятия. Если правильно и грамотно внедрить новые технологии это может повысить адаптивные способности предприятия, обеспечить защиту бизнеса от угроз из вне, и при этом расширить горизонт принятия решений в области управления, расширить разнообразие, ассортимент выпускаемой продукциии. Рынок чаще всего относится более позитивно к тому предприятию, которая выпускает современную, качественную интересную ( инновационную ) креативную  продукцию.( это конежно-же не может относится ко всей продукции, но  к любому предприятию.

 

Для развития инновационного потенциала необходимо решить задачи касающиеся оценки степени новизны  инновации. Выяснить: является ли этот инновационный продукт новым для этой отрасли, региона или страны, мировой рынок вцелом ( взависимости от того где предпологается реализация нового продукта ).

 

 Ответив на эти вопросы у вас появится необходимая информация:

  • Вес инновационной продукции в общем объёме выпускаемой продукции ( данным предприятием, и в этой отрасли)
  •   Влияние инновации на конечные технические и экономические результаты финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.
  • Влияние инноваций на эффективность использования тех или иных ресурсов.

 

Научно-технический потенциал предприятия включает в себя:

  1. Материально-техническная база научно-тех-ной деятельности;
  2. Научно-техническиеие и инженерные кадры;
  3. Информационное обеспечение;
  4. Система организации  научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и управление ими на предприятии;

 

 

 

Научно-технический потенциал  характеризуется след. показателями:

1)  Кадровые (кол-во  специалистов и их квалификация)

2)  Материально-техн. показатели, ( включают в себя ):

  • Затраты на  научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы ( НИОКР).
  • Уровень оснащенности работников, занимающимися НИОКР
  1. Уровень развития и возможности системы научно-технической информацией:
  • Кол-во накопленных информационных фондов на предприятии
  • степень удовлетворённости в информации;
    • Организационно-управленческий (отражает состояние управ.    НИОКР)
  • Инновационный (кол-во открытий и изобретений за период)
    • Обобщающий (кол-во осуществленных за период научно- техн. Мероприятий)
  • Экономия от снижения себестоимости
  • Рост производительности труда  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационные формы инновационной деятельности

 

Мaлaя иннoвaциoннaя фирмa  на сегоднишний день нет чёткого определения что это такое. Обычно это компания которая самостоятельно занимается научными исследованиями. Обычно с небольшим коллективом и дейстующих самостоятельно (независимо от других ) в узком направлении, имеют возможность быстрой переориентации. В настоящее время таких фирм ( а это сектор малого и среднего бизнеса ) очень немного и тенденции к росту не наблюдается. Несмотря на то, что в этой сфере работает лишь около 6% от общего числа работающих в малом предпринимательстве, эту область развития малого бизнеса можно поставить по значимости для развития экономики на одно из первых мест.

Информация о работе Инновационная деятельность организации(предприятия)