Инновационня деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является исследование инновационной деятельности предприятия, а так же изучение основных методов оценки эффектов инноваций.
Исходя из цели выполнения работы, поставлены следующие задачи:
- изучение понятия «инновации» и «инновационная деятельность»;
- рассмотрение систем показателей эффективности инновационной деятельности;
- ознакомиться с организацией анализа эффективности инновационной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность инноваций 5
1.2 Инновационная деятельность предприятия 9
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТОВ ИННОВАЦИЙ 12
2.1 Система показателей эффективности инновационной деятельности 12
2.2 Организация анализа эффективности инновационной деятельности 18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 20
1. РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ 20
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ 26
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА 37
3.1 Расчет выручки от реализации продукции, работ, услуг 37
3.2 Расчет прибыли до налогообложения (балансовой прибыли) 39
3.3 Планирование чистой прибыли 44
3.4 Использование чистой прибыли 45
4. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 47
4.1 Расчет фондоотдачи основных производственных фондов: 47
4.2 Расчет фондоемкости основных производственных фондов: 47
4.3 Расчет рентабельности основных производственных фондов: 48
4.4 Расчет рентабельности оборотных средств: 48
4.6 Расчет показателей рентабельности продаж (валовой и общей ....рентабельности): 50
4.7 Расчет доли прибыли, остающейся в распоряжении предприятия 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word.docx

— 348.92 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 5

     1.1 Сущность инноваций 5

     1.2 Инновационная деятельность предприятия 9

2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТОВ ИННОВАЦИЙ 12

     2.1 Система показателей эффективности инновационной деятельности 12

     2.2 Организация анализа эффективности инновационной деятельности 18

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 20

1. РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ 20

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ 26

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА 37

    3.1 Расчет выручки от реализации продукции, работ, услуг 37

    3.2 Расчет прибыли до налогообложения (балансовой прибыли) 39

    3.3 Планирование чистой прибыли 44

    3.4 Использование чистой прибыли 45

4. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 47

    4.1 Расчет фондоотдачи основных производственных фондов: 47

    4.2 Расчет фондоемкости основных производственных фондов: 47

    4.3 Расчет рентабельности основных производственных фондов: 48

    4.4 Расчет рентабельности оборотных средств: 48

    4.6 Расчет  показателей рентабельности продаж (валовой и общей   ....рентабельности): 50

    4.7 Расчет доли прибыли, остающейся в распоряжении предприятия 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главной целью большинства  стран мира является долгосрочное обеспечение  экономического роста, что напрямую зависит от уровня и качества производства товаров и услуг. Чем больше и  качественнее произведено, тем выше уровень качества жизни населения.

Инновационная деятельность является сильным толчком к экономическому росту. Инновации  вышли на первый план еще в индустриальном обществе. В наше время они заняли прочное  и устойчивое место основного  генератора экономического роста. 

Следовательно, экономический  рост сопровождается сокращением безработицы, увеличением эффективности производства, стабильной экономикой, расширением внешнеэкономических связей и другими положительными экономическими и социальными процессами.

Помимо экономического роста  и его вытекающих, инновации способствуют созданию и развитию новых отраслей экономики, организуют единое рыночное пространство, развивают законодательную  базу в сфере защиты интеллектуальных прав, стимулируют конкуренцию и  повышают конкурентоспособность отдельного физического лица, организации, страны. С помощью новейших более экономичных  инновационных  технологий предприятия  имеют возможность значительно  снижать издержки производства. А  так же инновации решают глобальные проблемы человечества и часто спасают  миллионы жизней. 

Роль инноваций в наше время трудно переоценить. Они выполняют  множество функций и задач. Являются универсальным инструментом на все  случаи жизни. В их спектр задач входят как экономические, так и социальные функции. Инновации охватывают практически  все стороны жизни общества. В  долгосрочной перспективе без инноваций  невозможен дальнейший общественный рост по интенсивному пути развития.

Целью выполнения данной курсовой работы является исследование инновационной деятельности предприятия, а так же изучение основных методов оценки эффектов инноваций.

Исходя из цели выполнения работы, поставлены следующие задачи:

- изучение понятия «инновации» и «инновационная деятельность»;

- рассмотрение систем показателей эффективности инновационной деятельности;

- ознакомиться с организацией  анализа эффективности инновационной  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Сущность инноваций

 

Существует несколько  терминов такие как «нововведения» и «инновации». Эти два термина  имеют некоторые точки соприкосновения  и в чем-то похожи, но следует их различать. Понятие слова инновации  имеет более широкий смысл.

В данный момент в научной  литературе нет общепринятого определения  термину инновации. Английский профессор  В.Р.Спенсер дал такое определение: «Инновация – это нечто совершенно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда мы начинаем осознавать это».

По словам великого австро-американского экономиста Йозефа Шумпетера инновация — это «креативное разрушение». Организации должны периодически отказываться от того, что введено ранее, касающееся всех сфер производства продукции, услуг или процессов, набора навыков, человеческих и общественных отношений или собственно организации. В ней должны протекать постоянные перемены. Предприятие должно заставить знания и навыки работать над продуктами, оборудованием и процессом, над проектированием работы; над знаниями как таковыми. Специфика знания заключается в том, что оно стремительно меняется, мир не стоит на месте. И то, что сегодня является, несомненно, новым, завтра становится абсурдом.

Р.Федерманн (ФРГ) трактует  термин «инновация», как открытие новых  возможностей решения проблем. С  одной стороны инновации, по его  мнению, находятся в противоречии с консервативным положением дел, с  другой же стороны они направлены на «имитацию», на моделирование существующего  положения с учетом стратегии  изменений.

Более конкретно, к определению  понятия слова инновация подходят российские исследователи. Как полагают В.Логинов и А.Кулагин термин «инновация»  более широкий,  чем понятие «новая техника», которое достаточно долго употреблялось в нашей стране. В основном это понятие использовалось главным образом в отношении материалов и орудий труда. Инновация – это новшество, нововведения в производственной, финансовой, организационной, научно-технической и других сферах.

Нововведения в научно-технической  сфере необходимо рассматривать  как процесс трансформации научного знания в научно-техническую идею, а идею в свою очередь в непосредственное производство продукции для удовлетворения потребностей пользователей. Из этого  можно выделить два подхода к  научно-техническому нововведению:

  • В первом подходе в основном отражается продуктивная ориентация нововведения. Инновация конкретизируется как процесс модификации ради производства готовой продукции. Это направление актуально тогда, когда позиции потребителя по отношению к производителю слабы. Хотя сами по себе продукты это еще не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей пользователей.
  • Во втором подходе научно-технический процесс нововведения рассматриваются как способ передачи научного или технического знания прямо в сферу удовлетворения спроса потребителя. В этом случае продукт является носителем технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.

Таким образом, инновация  должна носить рыночную структуру для  удовлетворения потребностей пользователей. Любые инновации всегда рассматриваются  как сложный технологический  процесс, рассчитывающий на изменения  как научно-технического, так и  экономического, социального и структурного характера. При использовании инновации  акцент ставится на быстром внедрении  новшества в производственный процесс. Инновации должны принести предприятию  экономический, технический, социальный и экологический эффект.

Инновационный процесс - это  процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно определить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновации вызревают  от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяются при  практическом использовании. Инновационный  процесс направлен на создание требуемых  рынков продуктов, технологий или услуг  и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической  среды, в которой он функционирует  и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.  

Инновационная деятельность - это  деятельность, направлена на использование  и коммерциализацию результатов  научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой  продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

Инновация можно рассматривать  как:

- процесс;

- систему;

- изменение;

- результат.

Инновация четко ориентирована  на конечный результат прикладного  характера, она всегда должна рассматриваться  как сложный процесс, который  обеспечивает определенный технический  и социально-экономический эффект.

Инновация в своем развитии (жизненном цикле) может менять формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием  многих факторов. Использование в предпринимательской практике той или иной формы организации инновационных процессов определяют три фактора:

- состояние внешней среды  (политическая и экономическая  ситуация, тип рынка, характер  конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического  регулирования и т.д.);

- состояние внутренней  среды данной хозяйственной системы  (наличие лидера-предпринимателя  и команды поддержки, финансовые  и материально-технические ресурсы,  применяемые технологии, размеры,  и т.д.);

- специфика самого инновационного  процесса как объекта управления.

Важным условием успеха инновации  является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы  воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал  производство, продвинул новый товар  на рынок, взял на себя основной риск и  реализовал свой коммерческий интерес.

Новшества формируют рынок  новаций, инвестиции - рынок капитала, инновации - рынок конкуренции инноваций. Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуг) и максимальный прирост  добавленной стоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Инновационная деятельность  предприятия

 

В России инновационная деятельность предприятий чрезвычайно осложнена  неприспособленностью прежней системы  управления инновациями к новому климату хозяйствования. Политика предприятий, касающаяся непосредственно инноваций, должна стимулировать тенденцию  направления на рост производства принципиально  нового вида продукции и технологии, а так же должна способствовать сбыту  отечественных товаров не только на территории нашей страны, но и  за рубеж.

Различают две модели предпринимательства: классическая и инновационная.

Классическая модель —  это предпринимательство традиционное, репродуктивное, рутинное. Предприниматель  в рамках такой модели приводит в  действие внутренние резервы предприятия  для увеличения прибыли, повышения  рентабельности. Успех предпринимательства  по этой модели часто увязывают субсидированием, протекционизмом со стороны федерального правительства и региональных органов  власти.

 Вторая модель представляется  инновационным (продуктивным) предпринимательством. При этой модели предполагается  поиск таких путей развития  организации, в основу которых  положены инновации или новшества,  доведенные до стадии конечного  использования.  Реальная новизна  продукта или процесса всегда  приведет к росту экономического  эффекта от его использования.

 Новизна бывает абсолютная, относительная и частичная. Новизна  считается абсолютной в том  случае, если на рынке нет аналогов  конкретному новшеству. Новизна  будет относительной, если касается  новшества, впервые внедряемого  на данном предприятии, но уже  применяется на других предприятиях. Частичная новизна — это обновление  какого-либо элемента, узла изделия.  А так же еще выделяют инновации  по степени новизны: базисные, улучшающие, псевдоинновации. 

Базисные инновации реализуют  крупные изобретения и являются основой для формирования новых  поколений и направлений развития техники.

Улучшающие инновации  связаны с внедрением мелких и  средних изобретений и преобладают  на стадиях распространения и  стабильного развития научно-технического цикла.

Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.  По причинам возникновения инновации  делят на два вида: реактивные и  стратегические.  Реактивные инновации  направлены на выживание фирмы, они  появляются как реакция на радикальные  инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.  Стратегические инновации  носят упреждающий характер и  направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.

По характеру применения инновации различают:

- продуктовые инновации,  нацеленные на производство и  использование новых продуктов  и услуг; 

- рыночные инновации,  позволяющие открыть новые сферы  применения продуктов и реализовать  потребности в продуктах, услугах  на новых рынках;

Информация о работе Инновационня деятельность предприятия