Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 14:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятия «иностранного капитала», его сущности, основных видов.
При написании данной работы я поставила перед собой следующие задачи:
Изучить что такое иностранные инвестиции, их сущность и классификацию;
рассмотреть основные направления привлечения иностранных инвестиций в экономику России, а также основные виды инвестиций;
рассмотреть, какие страны-инвесторы содействуют в отношении России, какова доля каждой из стран в общем объеме инвестиций;
Введение……………………………………………………………………………5
Иностранные инвестиции: сущность, классификация ………………...7
1.1 Сущность иностранных инвестиций …………….…………….……..…..….7
1.2 Классификация иностранных инвестиций ….…….…………………..….....9
2 Иностранные инвестиции в России..……………………………......….…..15
2.1 Объем и структура иностранных инвестиций в России…………………...15
2.2 Отраслевая и региональная структура распределения иностранных инвестиций. Основные инвесторы………………………..............………………..…….…..17
2.3 Основные направления привлечения иностранных инвестиций и инвестиционный климат России…………………………………………………………………21
2.4 Риски в сфере международного предпринимательства…………………….24
Заключние……………………………………………………….…….……….…30
Список изученной литературы…………………………………………….…..32
По фактору времени риск может подразделяться на: долгосрочный риск, связанный с развитием на перспективу и краткосрочный риск, зависящий от факторов конъюнктурного характера. [6, c. 7-25]
Таблица 4
Основные типы рисков.
КРИТЕРИИ |
ТИПЫ РИСКОВ |
По способу измерения |
Абсолютные потери. Относительные потери (в процентах к определенной базе) |
По типу расчета |
Расчетный риск, определяемый на стадии проектирования. Текущий риск, определяемый в процессе реализации проекта. |
По фактору времени |
Долгосрочный риск. Краткосрочный риск. |
По отношению к предприятию |
Внешние риски деловой среды (международной |
В зависимости от факторов риска |
Рыночный. Коммерческий. Валютный. Кредитный. Производственный и др. |
При определении уровня риска в зависимости от величины потерь обычно выделяют несколько зон:
а) безрисковая зона, которой соответствуют нулевые потери или даже отрицательные (превышение прибыли над ожидаемой);
б) зона допустимого риска – область, в пределах которой данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они меньше ожидаемой (расчетной) прибыли; границы этой зоны соответствуют уровню потерь, равному расчетной прибыли;
в) зона критического риска – область, характеризуемая возможностью потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли и достигающих величины денежного объема выручки, т.е. суммы затрат и прибыли;
г) зона катастрофического риска – область потерь, которые превышают выручку и в максимуме могут достигать (или превосходить) величины собственного капитала или имущества предпринимателя.
Существуют
различные способы оценки риска
предпринимательства –
В настоящее время одним из наиболее распространенных вариантов оценки уровня рисков (особенно страновых) является оценка, специализированными рейтинговыми агентствами, которые рассчитывают и так называемые инвестиционные рейтинги.
Под инвестиционным рейтингом понимается оценка способности заемщика (страны, фирмы и т. д.) выполнить свои обязательства по своевременному погашению основной суммы долга и процентов по нему в соответствии с условиями договора.
В мире действует несколько авторитетных рейтинговых агентств – «Стандарт энд Пурз», «Мудиз» и другие, которые присваивают рейтинги странам и отдельным экономическим субъектам - компаниям, банкам и т. д. К концу 2005 г. Международные рейтинговые агентства «Мудиз», «Фитч» и «Стандарт энд Пурз» в очередной раз повысили кредитный рейтинг России, что делает страну более привлекательной для иностранных инвестиций. Однако следует отметить, что эти рейтинги оценивают кредитный риск страны, а не деловой риск, так что вряд ли их повышение вызовет значительный приток иностранных инвестиций, особенно прямых.
Суверенные рейтинги – рейтинги, присваиваемые отдельным странам, играют важную роль при оценке инвестиционного риска, касающегося всех экономических субъектов этой страны. При этом никакой экономический субъект, находящийся на территории страны, не может иметь рейтинг выше рейтинга данной страны. Данное обстоятельство еще больше повышает значение суверенных рейтингов. [6, c. 7-25]
Особенности предпринимательских рисков в России
Анализ сравнительно непродолжительного (немногим более десятилетия) опыта реализации совместных проектов с участием иностранных инвесторов в России позволил выявить ряд специфических рисков, присущих российской экономике, с которыми должны считаться не только иностранные инвесторы, но и российские участники. Эти риски связаны с такими внешними для совместных предприятий факторами, как нестабильность и несовершенство правовой базы, высокий уровень монополизации отдельных сегментов экономики, неустойчивость финансово-кредитной системы, определенный вакуум в сфере объективной комплексной информации о состоянии развития промышленных и других предприятий. В России во многих случаях сохраняются длительные бюрократические процедуры: переговоры между потенциальными партнерами иногда длятся 1-2 года, подписание и утверждение контрактов – 2-3 месяца, согласование и получение лицензии еще 2-3 месяца. Часто эти процедуры столь сложны и запутанны, что позволило некоторым специалистам говорить о новом типе риска — «бюрократическом».
Кроме того, российские предприятия уделяют недостаточное внимание выявлению и прогнозированию организационных рисков, связанных в первую очередь с качеством менеджмента, что обусловлено недостаточной подготовкой и отсутствием опыта у российских управляющих, незнанием ими принятых на Западе методик оценки рисков и эффективности инвестиционных проектов, отсутствием команды управления, обеспечивающей преемственность при изменении в персональном составе высшего руководства предприятия. В результате случаются факты, когда жизнеспособный проект практически рассыпался из-за болезни директора и неспособности его заместителей осуществлять должное руководство проектом. Наличие надежной и квалифицированной команды управляющих помогло бы предотвратить такие случаи.
Особое внимание при организации совместного проекта в России следует уделять анализу и оценке его устойчивости. Дело в том, что в настоящее время российский рынок сырья и комплектующих изделий в значительной степени монополизирован, что делает возможным ценовой диктат поставщиков. Имеются факты, когда после положительного решения об участии иностранного инвестора в финансировании проекта цены смежников повышались в несколько раз. Для минимизации подобных рисков малые предприятия могут создавать запасы материалов и комплектующих, рынок которых монополизирован. Крупные предприятия могут предпринять определенные организационно-правовые меры (например, закрепление в договоре определенных условий и жестких санкций за их несоблюдение) по предотвращению внезапного повышения цен.
Для успешной реализации инвестиционных проектов в России важным является обеспечение эффективного взаимодействия и поддержки местных (региональных) властей, что может обеспечить получение льгот по местному налогообложению, реальные гарантии по возврату средств и т.д.
Все эти и другие риски, присущие российской экономике, во многом связаны с переживаемым страной переходным этапом и с течением времени будут смягчаться или вовсе исчезать. Но уже и сегодня осуществление на стадии проработки совместного инвестиционного проекта комплекса специальных организационных мер позволяет минимизировать эти риски. Как показывает опыт успешно действующих в России иностранных инвесторов, затраты на проработку таких мер с лихвой окупаются в ходе реализации проекта.
Преодоление всех этих трудностей и недостатков будет способствовать решению одной из главных задач, стоящей перед Россией — задачи повышения конкурентоспособности российской экономики на основе преодоления ее отставания в инвестиционно-технологической области. Решение этой задачи предполагает активное привлечение иностранных прямых инвестиций. [6, c. 121-130]
Заключение
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику в больших масштабах преследует долгосрочные стратегические цели по созданию в России социально ориентированного цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рабочей силы, рынка товаров и капитала.
В 2012г. в экономику России поступило 154,6 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 18,9% меньше, чем в 2011 году.
Основные страны-инвесторы в I квартале 2012 г. - Кипр, Нидерланды, Соединенное Королевство (Великобритания), Германия, Швейцария, США, Франция, Ирландия. На долю этих стран приходилось 108 млрд 579 млн долл. США, или 73% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 2 млрд 167 млн долл. США, или 6% объема всех накопленных прямых иностранных инвестиций.
Несмотря на проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию, перечисленных мною в данной курсовой работе, в настоящее время активность иностранных инвесторов набирает высокие темпы. Это можно объяснить тем, что состояние российской экономики с каждым днем улучшается и в ней сейчас достаточно большое количество золотовалютных резервов.
Достижения научно-технического прогресса и высококвалифицированный управленческий опыт может привнести в Россию иностранный капитал. Исходя из этого, можно сказать, что включение России в мировое сообщество хозяйства и привлечение иностранного капитала – необходимые условия построения в стране гражданского общества.
Россия заинтересована в обновлении и восстановлении своего производственного потенциала, обеспечении потребительского рынка высококачественными благами, проведении антиимпортной политики, в развитии и перестройке экспортного потенциала, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы напротив заинтересованы в новой площадке для получения прибыли за счет внутреннего рынка России, квалифицированной и дешевой рабочей силы, ее природных богатств, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.
Поэтому перед нашей страной стоит сложная задача: привлечь в страну иностранный капитал и направлять его на достижение общественных целей мерами экономического регулирования.
Список использованных источников
Системный мониторинг. Глобальное и региональное развитие. М.: Либроком, 2009.
Информация о работе Иностранные инвестиции в России: приобретение и потери