Интеллектуальный капитал как важнейший фактор оценки бизнеса в условиях новой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение роли интеллектуального капитала в современных условиях.
В соответствии с целью работы мы рассмотрим следующие задачи:
-ознакомимся с различными понятиями интеллектуального капитала;
-разберем, из чего он состоит;
-изучим методы его оценки
- узнаем как интеллектуальному капиталу относятся в России.

Содержание работы

Введение 2
1)Понятие интеллектуального капитала 3
2) Методы измерения и оценки интеллектуального капитала 10
3)Особенности отношения к интеллектуальному капиталу в России. 18
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

План курсача.docx

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

1)Понятие интеллектуального капитала 3

2) Методы измерения и оценки интеллектуального капитала 10

3)Особенности отношения к интеллектуальному капиталу в России. 18

Заключение 23

Список использованной литературы 24

 

Введение

Вместе с развитием  технологий и НТП все большую  роль на предприятиях стали занимать не машины и станки, а интеллектуальный капитал. Подчас интеллектуальный капитал имеет для компании намного большее стратегическое значение, чем ее материальные и финансовые активы.  Поэтому очень важно уметь правильно оценивать, развивать и эффективно использовать состояние интеллектуального капитала предприятий, являющегося не только основным ресурсом современного производства, но и важнейшим компонентом, определяющим рыночную стоимость современной компании. Ведь в современных условиях рост стоимости коммерческих организаций во многом определяется приращением интеллектуального капитала.

Этим и обусловлена  актуальность рассматриваемой темы курсовой работы, так как сегодня невозможно представить эффективную деятельность компаний без таких нематериальных факторов, как технологии, ноу-хау, изобретения, фирменные наименования, базы дынных, компетенция и знания персонала, месторасположение. Все они играют важную роль в функционировании предприятия. Исследования интеллектуального капитала - это задача приоритетного характера, которая является актуальной для всех предприятий.

Целью работы является рассмотрение роли интеллектуального капитала в  современных условиях.

В соответствии с целью  работы мы рассмотрим следующие задачи:

-ознакомимся с различными понятиями интеллектуального капитала;

-разберем, из чего он состоит; 

-изучим методы его оценки

- узнаем как интеллектуальному капиталу относятся в России.  

1)Понятие  интеллектуального капитала

 

В современном понимании интеллектуальный капитал – это ясные, недвусмысленные, передаваемые знания, которыми обладает организация; знание, которое может  быть конвертировано в стоимость. Определение  интеллектуального капитала может  формулироваться по-разному, в зависимости  от того, какой его аспект рассматривается. Так, экономисты определяют интеллектуальный капитал как форму капитализации  интеллектуального потенциала, в  деловой прессе интеллектуальным капиталом  часто называют патенты, управленческие навыки, процессы, технологии, опыт, связи  с потребителями и поставщиками и знания о них. В практике бизнеса  интеллектуальным капиталом часто  считают совокупность нематериальных активов организации, которые доступны к оцениванию и управлению, хотя и не зафиксированы формально  в документации.1

Итак, определить интеллектуальный капитал можно как «основанные на связях структурированное знание и способности, обладающие потенциалом развития и создания стоимости» (Daum J. H.) Интеллектуальный капитал организации – это квалификация, опыт, мотивация персонала, знания, технологии и каналы коммуникации, способные создать добавленную стоимость и обеспечивающие конкурентные преимущества организации на рынке.

По мнению профессора школы бизнеса  Открытого университета К. Брадли «интеллектуальный  капитал - это превращение знаний и неосязаемых активов в полезные ресурсы, которые дают конкурентные преимущества индивидуумам, фирмам и  нациям». Автор верно заметил, что  интеллектуальный капитал, как полезный ресурс, может стать мощным конкурентным преимуществом объекта.

По Иноземцеву В.Л. «интеллектуальный  капитал - это информация и знания, специфические по своей природе  и формам участия в производственном процессе факторы, в рамках фирм принимают  облик интеллектуального капитала». Составные части интеллектуального  капитала, согласно точки зрения Иноземцеву В.Л.: первое - человеческий капитал, воплощенный  в работниках компании в виде их опыта знаний навыков, способностей к нововведениям, а так же к  общей культуре, философии фирмы, ее внутренним ценностям; второе - структурный  капитал, включающий патенты, лицензии, торговые марки, организационную структуру, базы данных, электронные сети.

Под интеллектуальным капиталом того или иного субъекта Б.Б. Леонтьев понимает стоимость совокупности имеющихся  у него интеллектуальных активов, включая  интеллектуальную собственность, его  природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а так  же накопленные им базы знаний и  полезные отношения с другими  субъектами. Ценность субъекта интеллектуального  капитала всегда должна рассматриваться  в соотношении с реально ожидаемыми результатами его интеллектуальной деятельности и на этом основании  должна выражаться соответствующей  стоимостью.

По А. Стюарду «интеллектуальный  капитал - это сумма знаний всех работников компании, обеспечивающая ее конкурентоспособность. Патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о  потребителях и поставщиках, объединенные вместе, эти знания составляю интеллектуальный капитал.

По К. Тейлору «интеллектуальный  капитал компании составляют знания ее сотрудников, накопленные ими  при разработке продуктов, оказании услуг, а также ее организационная  структура и интеллектуальная собственность.

 

Интеллектуальный капитал является видом капитала в том смысле, что, наряду с другими видами, является фактором производства. Подобно капиталу физическому, он также возникает  в результате вложений различных  ресурсов, точно так же может обесцениваться и устаревать. Основное же отличие  интеллектуального капитала от физического  – его нематериальная природа  и присущие ей свойства. Так, достаточно сложно найти средства измерения  интеллектуального капитала – трудно представить себе единицу измерения, которая могла бы точно, надежно, объективно измерить такие вещи, как  опыт сотрудников, знания, которыми они  владеют, их интуицию, а тем более  подсчитать и оценить совокупность их опыта. Кроме того, в отличие  от физического капитала, который  оценивается финансово, интеллектуальный капитал оценивается как стоимостно, так и нестоимостно. Еще одно отличие  в том, что интеллектуальный капитал  не может полностью находиться в  собственности организации. Интеллектуальный капитал нацелен на будущее, в  то время как финансовый представляет собой результат действий, совершенных  в прошлом.

Организация, прилагающая усилия к  развитию своего интеллектуального  капитала, много ресурсов вкладывает в исследования, обучение, разработки. При этом рыночная капитализация  такой компании за счет развитого  интеллектуального капитала выше, чем  бухгалтерская стоимость ее материальных активов и фондов. Интеллектуальный капитал – это синергетический  феномен, то есть формируется не путем  простого сложения своих отдельных  частей, но как свойство их взаимодействия. Носители интеллектуального капитала организации – это сотрудники, структуры, клиенты.

Интеллектуальный капитал имеет  определенную структуру: состоит из человеческого, организационного и  потребительского капиталов организации.

Человеческий капитал – это знания, творческий и интеллектуальный потенциал, личные качества, моральные ценности, умения и навыки, лидерство, культура труда, которые используются для получения дохода организацией либо индивидом. Причем это не простая совокупность знаний и качеств каждого конкретного сотрудника: в коллективной работе проявляется синергический эффект, многократно увеличивающий эффективность индивидуальных решений. Человеческий капитал принципиально не может являться собственностью организации, так как является неотъемлемой частью личностей сотрудников. Организация может лишь стремиться к извлечению максимально возможной выгоды из работы каждого сотрудника, пока он работает на нее. Для достижения этой цели крайне важны такие стороны управления, как эффективное лидерство, мотивация сотрудников, управление изменениями и так далее.

Организационный капитал включает технологии, процедуры, системы управления, культуру, техническое и программное обеспечение, патенты, организационные формы и структуры. Иными словами, это способность организации отвечать требованиям рынка, и то, как она использует свой человеческий капитал. Организационный капитал большей частью находится в собственности организации и может быть объектом купли-продажи. Желая оставаться успешной, организация нуждается в регулярном пересмотре своего организационного капитала. Это подразумевает как масштабную исследовательскую деятельность, так и постоянное развитие корпоративной культуры, которая также является частью интеллектуального капитала. Корпоративная культура имеет своей основой некий свод понятий, известный и ясный всем сотрудникам: это ценности, миссия, видение, нормы поведения и коммуникации, символы, способы ведения дел и так далее. Наличие всего этого создает общий вектор движения организации в будущее в соответствии с ее системой целей, создает уникальное лицо организации. Именно такой облик организации определяет и облик ее типичных клиентов и партнеров, ту нишу, которую она занимает на рынке.

Потребительский капитал организации – это система устойчивых связей и отношений с клиентами и потребителями. Потребительский капитал обеспечивает потребителям, клиентам возможность продуктивного, удовлетворяющего их потребности общения и взаимодействия с персоналом организации. Потребительский капитал часто понимается как «капитал отношений». В этом смысле он включает в себя контракты и соглашения, репутацию, бренд, товарные знаки, каналы распределения продукции и портфель заказов, отношения с клиентами. Так, деловая репутация организации, складывающаяся из ее этических норм и норм поведения, социальной ответственности, представляет собой рыночную категорию. Если организация пользуется доверием, она может продавать продукты по более высоким ценам, увеличивать объемы продаж, пользоваться высокой лояльностью клиентов и сотрудников, привлекать для трудоустройства лучших специалистов. Символом деловой репутации часто выступают товарные знаки и бренды. Маркетинговая стратегия – также часть потребительского капитала организации: выбор целевых рынков, создание отличительных преимуществ, стимулирование лояльности потребителей, базы данных о клиентах и их анализ, call-центры для потребителей.

Следует понимать, что такое разделение интеллектуального капитала на виды достаточно условно, так как в  реальности они не обособлены, а  существуют совместно, порождая эффект синергии. Существуют и иные модели структуры интеллектуального капитала, например, разделение его на внешнюю  структуру (соответствует потребительскому капиталу), внутреннюю структуру (организационный  капитал) и индивидуальные компетенции (человеческий капитал). Также можно условно разделить интеллектуальный капитал на собственно интеллектуальный – к нему относятся знания, информация, технологии и т. п. – и эмоциональный, то есть эмоции, ценности, символы, культура, репутация, философия компании и так далее.

Какими бы ни были условно выделенные виды интеллектуального капитала, они  так или иначе существуют в  тесном единстве, а значит, и инвестиции должны вкладываться в развитие интеллектуального  капитала в целом, во все его разновидности. Развитие лишь одной из сторон интеллектуального  капитала в ущерб другим не только не принесет организации больших  преимуществ, но может даже нанести  ущерб.

Понятие интеллектуального  капитала шире, чем понятие интеллектуальной собственности или нематериальных активов.2Оно употребляется для обозначения тех активов, которые являются знаниями и компетенцией персонала, и не могут быть отделены от предприятия, но доступны предприятию и применяются им для получения экономических выгод.  

Например, человеческий капитал, воплощенный в работников в виде опыта и знаний, способностей, а  также в общей культуре, философии  фирмы - определяет успешность любого предприятия и влияет на формирование рыночной стоимости предприятия. Клиентский (потребительский) капитал (в том  числе деловая репутация и  связи с потребителями) характеризуется  такими качествами, как степень проникновения, распространения, постоянность, уверенность  в том, что потребители и дальше будут отдавать преимущество данному  предприятию [2].  

Большинство из этих ценностей (репутация, знания персонала, и т.д.), фактически не принадлежат предприятию, однако эксплуатируются им. Таким  образом, интеллектуальные ценности выступают  как заемный капитал, который  позволяет предприятию увеличивать  рентабельность собственных активов. 3При этом настоящими владельцами являются другие субъекты: персонал, компании - контрагенты, общество. То есть в рассматриваемом смысле интеллектуальные ресурсы проявляют свойства полноценного капитала.4

 

 

2) Методы измерения и оценки интеллектуального капитала

 

Наиболее полно свойства интеллектуального капитала раскрываются при оценке совокупного интеллектуального  капитала, поскольку в этом случае очевидно наличие множества взаимосвязей между элементами, которые увеличивают  непредсказуемость системы в  целом.

Может показаться очевидным, что стоимость интеллектуального  капитала равна рыночной стоимости  предприятия за вычетом активов  материальных. Однако здесь возникает  вопрос о правомерности однозначной  оценки, которая, в принципе, весьма зависима от методов, используемых для  её получения. Поэтому не удивительно, что существует уже 25 методов оценки интеллектуального капитала, которые  можно сгруппировать в 4 категории (см. рис. 1).

 

Рис.1. Методы оценки стоимости интеллектуального капитала5

 

Методы первой группы - методы прямого измерения (Direct Intellectual Capital methods - DIC) основываются на идентификации  и оценке в денежных величинах  отдельных активов или компонентов  интеллектуального капитала, после  чего выводится интегральная оценка. Недостаток данных методов исходит  из эмерджентности интеллектуальных активов: если, условно говоря, оценив две единицы некоего оборудования, мы имеем представление о том, как они могут взаимодействовать, то взаимодействие отдельных, пусть и замечательных самих по себе идей вовсе не наверняка даст положительный совокупный эффект .6

"Неудобный" момент  нахождения интегральной стоимости  совокупного интеллектуального  капитала можно обойти, рассчитав  их стоимость сразу, без разбора  по частям. На этом принципе  основаны методы рыночной капитализации  (Market Capitalization Methods - MCM). В этом случае  вычисляется разность между рыночной  капитализацией компании и собственным  капиталом ее акционеров, а полученная  величина рассматривается как  стоимость ее интеллектуального  капитала или нематериальных  активов. При всем своем удобстве  данный подход показывает не  собственную стоимость интеллектуальных  ресурсов организации, а то, сколько  за них готовы доплатить потенциальные  потребители. Вместе с тем,  по мере возрастания роли интеллектуальных  ресурсов от подобной точки  зрения, судя по всему, придется  отойти.

Информация о работе Интеллектуальный капитал как важнейший фактор оценки бизнеса в условиях новой экономики