Инвестиционные рейтинги и их воздействие на инвестиционную политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Тема инвестиций чрезвычайно актуальна для современной в России, так как спрос на инвестиции постоянно превышает предложение, и дополнительные вложения требуются в любой отрасли. Инвестиции — это локомотив развития российской экономики, залог успешного развития её регионов. Пока основные потоки инвестиций идут в регионы сырьевой специализации. А как быть другим, более многочисленным и не менее нуждающимся в инвестициях субъектам хозяйствования?

Файлы: 1 файл

Актуальные вопросы экономики.docx

— 41.06 Кб (Скачать файл)

2. Каждому  показателю или группе однородных  показателей присваиваются весовые  коэффициенты, соответствующие его  (их) вкладу в инвестиционную привлекательность  региона.

3. Рассчитывается  интегральная оценка инвестиционной  привлекательности для каждого  региона.

4. Полученные  величины ранжируются с присвоением  соответствующего номера (ранга).

Для решения  задачи оценки инвестиционной привлекательности  региона исследователь должен располагать  более гибким и адаптируемым к  требованиям конкретного заказчика  или инвестора аналитическим  инструментарием. Зачастую важно не только определить место региона  по уровню развития инвестиционного  комплекса, но и сопоставить характеристики внутрихозяйственных процессов  ряда региона.

3. Инвестиционный  рейтинг России

 

В ноябре 2003 года инвестиционный рейтинг был  впервые присвоен России агентством Fitch, а агентство Moody's приняло аналогичное  решение еще в октябре 2003 года. Последнее повышение российского  рейтинга агентством Standard & Poor's произошло  в конце января 2004 года, когда  он был увеличен до уровня "BB+" с уровня "ВВ".

Standard & Poor's последним из трех ведущих  рейтинговых агентств повысило  долгосрочный инвестиционный рейтинг  России в иностранной валюте  до инвестиционного уровня. В  сообщении агентства указывается,  что рейтинг повышен до уровня  «BBB- с "BB+" при стабильном  прогнозе.

Также были повышены долгосрочный рублевый рейтинг  с "BBB-" до "BBB" и краткосрочный  валютный рейтинг - с "В" до "А-3". Агентство объясняет повышение  рейтингов недавним существенным улучшением условий обслуживания внешнего долга  и возросшей внешней ликвидностью. Отмечается, что эти улучшения  перевешивает политические риски, которые  «остаются серьезными и растущими».

Агентство обращало внимание на увеличение золотовалютных резервов России благодаря благоприятной  конъюнктуре нефтяных цен, в результате чего к концу 2004 года Россия получила статус нетто-кредитора.

Вместе  с тем, эксперты агентства подчеркивали, в 2004 году «в России возросла политическая неопределенность», что выразилось в замедлении процесса реформ и снижении политической предсказуемости. S&P считало  попытки судебной и административной реформ, предпринятые в России неэффективными. Также отмечалась приостановка реструктуризации в секторе электроэнергетики  и задержки с реформой «Газпрома».

Для увеличения доверия инвесторов эксперты агентства  советовали улучшить в стране политический климат и возобновить реформы. В  противном случае бегство частного капитала из России в среднесрочном  периоде ускорится.

В 2008 году все ведущие рейтинговые агентства  понизили рейтинг РФ до неблагоприятного, что было вызвано сильным влиянием мирового финансового кризиса на экономику России.

Наконец, в июне 2009 года международное рейтинговое  агентство Fitch объявило о присвоении России рейтинга на уровне “BBB-”, могло  бы сделать это еще год назад, считают аналитики инвестиционных компаний.

Аналитик  ИГ «Атон» Алексей Воробьев считает, что рейтинговые агентства по существу изменяют рейтинг постфактум, то есть когда уже произошли какие-либо положительные или отрицательные  изменения в стране. «Сейчас произошло  повышение, по существу, за былые заслуги», - говорит он.

Как отмечает аналитик, в связи с тем, что  решения агентств запаздывают, они  иногда кажутся парадоксальными. Как  считает эксперт, если принимать  во внимание больше экономические показатели, чем политические, в целом агентство  по достоинству оценило Россию. «Но  есть и проблемы в структурных  реформах, о которых, в том числе, твердят и рейтинговые агентства», - отмечает аналитик.

Экономист «Тройки Диалог» Антон Струченевский  также отмечает, что совершенно очевидно, что страна может обслуживать  свои внешние долги - платежный баланс России находится в отличном состоянии. «Совсем непонятно, зачем надо было целый год ждать, потому что по большому счету ничего с тех пор не изменилось», - говорит аналитик. «Если исходить из подхода агентства - хороший платежный баланс и бюджетные показатели - они опоздали» - подчеркнул А. Струченевский.

Старший аналитик ФК «Уралсиб» Владимир Савов  считает, что по тем показателям, на которые обычно смотрят рейтинговые  агентства, Россия еще в прошлом  году могла получить инвестиционные рейтинги. “С тех пор эти показатели только улучшились, в первую очередь, речь идет о способности вовремя  выплачивать долги. Нет сомнений в кредитоспособности государства, поэтому повышения рейтинга следовало  ожидать», - говорит аналитик.

А. Струченевский  отмечает, что S&P требует от России проведения структурных реформ. Однако, с другой стороны, агентство «будет находиться под определенным давлением». Как считает аналитик, «если агентство  будет верно своему принципу - надо еще подождать».

В. Савов  говорит, что в своем нежелании  повышать рейтинг России S&P может  отмечать необходимость проведения структурных реформ, дело «ЮКОСа», но макропоказатели страны увеличивают  давление на агентство, требуя «что-то сделать». «Агентства оценивают не экономику в целом, насколько  хорошо жить в России, а именно рейтинг  государства» - отмечает эксперт. Повышение  рейтинга России вызовет приток средств  со стороны западных фондов, считают  аналитики 

Аналитики считают, что повышение рейтинга России, безусловно, окажет позитивное влияние на инвестиционный климат и  вызовет приток средств со стороны  западных фондов.

Как отмечает А.Воробьев, на западные пенсионные фонды  накладываются ограничения, разрешающие  вкладывать деньги в страну, имеющую  два инвестиционных рейтинга двух из трех крупнейших рейтинговых агентств. «После повышения рейтинга следует  ожидать спроса на российские активы» - говорит эксперт. По его мнению, приток средств продолжится в  сферу ТЭК, хотя там есть некоторые  трудности законодательного характера, и в потребительский рынок. «В первую очередь это касается фондового  рынка. Рейтинг агентств показывает климат для портфельных инвестиций, а не для прямых», - отмечает эксперт.

Что касается долговых инструментов, по мнению А.Воробьева, облигации уже котируются на инвестиционные уровне. «Может быть, их загонят еще больше, но там возможности для получения большой прибыли не осталось. Бонды уже оценены по достоинству и торгуются на инвестиционном уровне», - говорит он. При этом, по мнению эксперта, рынок российских акций имеет большой потенциал.

Что касается возможного упрощения работы российских компаний за рубежом, В. Савов придерживается мнения, что работа упростится, но не очень сильно. «Всегда проще, когда  приходит компания и говорит - мы работаем в стране с инвестиционным рейтингом. Это помогает, но на уровне кредитования банки смотрят на конкретную компанию, и не стоит ожидать, что они  будут давать кредиты только из-за этого», - отмечает аналитик.

Таким образом, в связи с мировым финансовым кризисом инвестиционный рейтинг РФ понизился, но, по мнению многих экспертов, такая ситуация в условиях проведенных  антикризисных мер продлится  недолго и рейтинг РФ будет  повышен.

Инвестиционный  рейтинг  отражает улучшение или  ухудшение системы управления в  Российской Федерации. При  повышении  рейтинга укреплячется долговая политика, что проявляется в принятии важных законодательных  мерах и продолжении  укрепления бюджетной дисциплины.

4. Воздействие инвестиционных рейтингов на инвестиционную политику.

       Общепризнанным является  тот факт, что жизнеспособность и процветание любого бизнеса, любой социально-экономической системы в значительной степени зависит от рациональной инвестиционной политики. Эта политика затратна и рискованна по определению. Иными словами, во-первых, инвестиций не бывает без затрат ¾ сначала необходимо вложить средства, т. е. потратиться, и лишь в дальнейшем, если расчеты были верны, сделанные затраты окупятся; во-вторых, невозможно предугадать все обстоятельства, ожидающие инвестора в будущем, ¾ всегда существует ненулевая вероятность того, что сделанные инвестиции будут полностью или частично утеряны. Анализируя опыт работы в области планирования инвестиций, можно отметить, что компании определяют для себя  группу критериев, позволяющих принимать решения об объемах и направлениях инвестиций.  Можно определить основные критерии, являющиеся базовыми практически для всех компаний, занимающихся инвестиционным планированием, это: размеры местного  рынка; природные ресурсы и географическое положение страны (региона); доступность рынка; рабочая сила; валютный риск; возвращение капитала; защита прав интеллектуальной собственности;  торговая политика (уровень тарифов, обменный курс национальной валюты, квоты, лицензии и др.); политическая стабильность; макроэкономическая политика (экономическая стабильность); инфраструктура и услуги (дороги,  порты, коммуникационные сети, юридические, страховые фирмы, коммерческие банки и др.). 

Соответственно  инвестор  смотрит на инвестиционный рейтинг, ведь чем выше рейтинг по данному региону  тем выше привлекательность данных обязательств  для инвесторов. Нужно бороться за инвестиции, т.е. улучшать инвестиционный климат, чтобы каждый потенциальный инвестор смог оценить степень инвестиционной привлекательности региона, а также уровень существующих.

Регионы могут даже влиять  на методы регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне – посредством законодательной инициативы.  Таким образом, регионы обладают богатым инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики – создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.                    Например, по оценкам независимых экспертов, Республика Коми имеет один из наиболее высоких инвестиционных рейтингов среди регионов России. Это обоснованно, так как республика  обладает рядом уникальных преимуществ для инвесторов, обусловленных наличием богатейшей минерально-сырьевой базы (валовая ценность запасов полезных ископаемых республики составляет 8 % прогнозного потенциала России), недра республики содержат почти 30 % разведанных, подготовленных к промышленному освоению запасов бокситов России, около 50 % титановых руд, около 80 % пьезооптического и кварцево-жильного сырья, значительную часть ресурсов России по высококачественным баритовым рудам, каменным и каменно-магниевым солям. Таким образом, Республика Коми располагает значительным потенциалом для привлечения и, что важнее, для эффективного применения инвестиций, расширения уже существующих производств и создания новых. В частности, в настоящее время в республике разработан ряд инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное  значение.                                                                                                               В современных условиях  развития экономики, для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения  и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций. Привлечению инвестиций в регион может способствовать определение рейтинга корпоративного управления предприятиями. Данный рейтинг представляет собой анализ, показывающий, в какой степени  управление данной компанией соответствует положениям  Корпоративного кодекса  и международным принципам корпоративного управления и определяющий, как интересы акционеров компании поддерживаются управленческими действиями.  Наличие рейтинговой оценки корпоративного управления в конечном итоге будет способствовать стабильному положению компании в глазах потенциальных инвесторов и привлечению масштабных  инвестиций.

Развитие экономики  

Заключение

 

Будущее России и ее статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической  основе. На передний план выдвигается  проблема обеспечения устойчивого  экономического роста. Поэтому особо  остро стоит вопрос о поиске инвестиционного  механизма, чтобы дать мощный импульс  развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций - отечественных  и иностранных.

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством  роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической  базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального  неблагополучия, играет привлечение  иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

В этой связи  на первый план выходят задачи создания благоприятных условий и механизмов накопления национального капитала и его трансформации в реальные инвестиции, содействие реализации инвестиционных программ крупного корпоративного национального  капитала, усиление функций государства  как «стратегического» инвестора, стимулирование и поддержка инвестиционной деятельности среднего и малого предпринимательства, создание благоприятных условий  для привлечения иностранных  капиталов.

Практическая  реализация этих задач предъявляет  жесткие требования к режиму функционирования экономики, направлениям и эффективности  использования инвестиционных ресурсов, скорости и результативности институциональных  преобразований. Поэтому очень важную роль играет внешний имидж России для инвесторов, который определяется в виде инвестиционного рейтинга. При разработке государственной инвестиционной политики  с целью создания условий для повышения конкурентноспособности и устойчивого социально-экономического  развития страны  необходимо производить оценку инвестиционного климата на уровне региона. Успешность проведения инвестиционной политики  на уровне региона зависит от наличия комплексного  и системного использования  функций, методов и инструментов управления  инвестициями  региональными органами власти.

В данной контрольной работе было рассмотрено  понятие инвестиционного рейтинга, воздействия его на инвестиционуя политику.

Информация о работе Инвестиционные рейтинги и их воздействие на инвестиционную политику