Измерение рыночной власти в экономике отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:02, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение и выявление «Измерение рыночной власти в экономике отрасли».
Для достижения цели необходимо решены следующие задачи:
-раскрыты сущность монополизации рынка;
-охарактеризованы признаки и сущность монополистической конкуренции;
- показаны основные подходы к распространению продукции;
- выявлены основные показатели монополизации фирмы.

Файлы: 1 файл

Изменение рыночной власти.docx

— 46.65 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В рыночной экономике все  субъекты хозяйствования действуют  обособленно и выступают по отношению  друг к другу как конкуренты, а  обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции  во всем мире рассматриваются как  важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного  развития страны и ее национальный престиж.

Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических  субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения  наибольшей прибыли (дохода). Конкуренция  является необходимым и важнейшим  элементом рыночного механизма, но сам характер и формы ее различны на различных рынках и в различных  рыночных ситуациях.

В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия  с любой формой собственности  является конкурентоспособность его  продукции.

Это некая относительная  и интегральная характеристика, отражающая отличие товара (фирмы-конкурента) и, определяющая его привлекательность в глазах потребителя [1, с.240].

Целью данной работы является изучение и выявление «Измерение рыночной власти в экономике отрасли».

Для достижения цели необходимо решены следующие задачи:

-раскрыты сущность монополизации рынка;

-охарактеризованы признаки  и сущность монополистической  конкуренции;

- показаны основные подходы к распространению продукции;

- выявлены основные показатели монополизации фирмы.

 

 

  1. Измерение рыночной власти

 

Подход к определению  показателей рыночной власти основан на 
сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении цены и затрат: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных затрат, тем большей рыночной властью обладает фирма и тем в большей степени рынок становится несовершенным.

Большинство показателей рыночной власти явно или неявно оценивает либо величину экономической прибыли, либо разницу между ценой и предельными затратами.

Экономическая прибыль— разница между общим доходом и издержками, которые включают вмененные (дополнительные к бухгалтерским, неучтенные в бухгалтерских) издержки производителя, упущенные им возможности.

Чистая экономическая  прибыль рассчитывается как разница  между расчетной бухгалтерской  и нормальной прибылью.

Бухгалтерская прибыль - общая валовая прибыль предприятия за счет всех источников за вычетом платы за ресурсы и процентов за краткосрочные кредиты. Бухгалтерскую прибыль находят путем определения разницы между общим доходом и денежными издержками, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предприятия.

Нормальная прибыль - уровень прибыли, необходимый и достаточный для того, чтобы ресурсы, задействованные в производстве конкретного продукта, не были пущены на другие цели. Превышение объемов нормальной прибыли привлекает в отрасль дополнительные ресурсы и создает условия для доступа в отрасль новых компаний. При уровне прибыли ниже нормального часть ресурсов выводится из отрасли в расчете на более благоприятные возможности производства других товаров.

Нормальная прибыль - важный компонент условий совершенной конкуренции, при которых в долгосрочном периоде возможно получать только нормальную прибыль.

Предельные затраты - дополнительные издержки производства, необходимые для производства дополнительной единицы продукции. 
Для измерения рыночной власти фирмы используют следующие показатели: индекс Бэйна (норма экономической прибыли), индекс Лернера, коэффициент Тобина, индекс Папандреу.

Индекс Бэйна показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала. Он определяется как:

                                               (1)

При вычислении и использовании  индекса Бэйна возникает ряд трудностей: 
• в оценке стоимости капитальных активов и величины амортизации; 
• в оценке расходов на нематериальные активы (прежде всего на рекламу и научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), которые по влиянию на поведение фирмы подобны капитальным затратам (совершаются в один год, а доход могут приносить в течение нескольких лет); 
• в учете налогов на прибыль и учете рискованности вложений капитала. 
Индекс Лернера - использование данного индекса для оценки степени монопольной власти было предложено в 1934 г. экономистом Аббой 
Лернером:

 

                                                                                                  (2)

L-индекс, показывающий степень монопольной власти;

Р-цена;

МС-предельные издержки.

Предполагается, что с  ростом монополизма увеличивается  разрыв между ценой товара и предельными  издержками на его производство. Значение индекса Лернера всегда находится между 0 и 1. При совершенной конкуренции он равен 0.

Цена и предельные издержки связаны друг с другом посредством  эластичности спроса по цене. Ценовая  эластичность спроса ограничивает превышение цены над пре-дельными издержками, доступное для фирм, действующих на рынках с несовершенной конкуренцией. Если спрос неэластичен, фирмы могут увеличить цену по сравнению с 
издержками в большей степени, чем в условиях эластичного спроса. Кроме того, чем ниже эластичность спроса, тем легче для доминирующей фирмы одновременно ограничивать вход в отрасль и получать экономическую прибыль. [3, с.458].

Коэффициент Тобина - показатель рыночной власти, характеризующий относительную оценку состояния фирмы рынком по сравнению с внутренней оценкой самой фирмой.

Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (изме-ряемой рыночной ценой ее акций и облигаций) с восстановительной стоимостью ее активов:

                                                                                                (3)

Р- рыночная стоимость активов фирмы;

С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимой для приобретения активов фирмы по текущим ценам. 
Если фондовый рынок оценивает фирму больше, нежели составляет восстановительная стоимость ее активов, т. е. если P > C (q > 1), то это означает, что фирма получает дополнительную прибыль. Фактический или ожидаемый уровень прибыли в отрасли выше, чем необходим, чтобы удерживать фирму в данной отрасли.

Многочисленные исследования установили, что коэффициент q в среднем  довольно устойчив во времени, а фирмы  с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, т. е. для этих фирм характерно наличие монопольной ренты. Фирмы с небольшими значениями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.

Индекс монопольной власти Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности спроса.

Необходимым условием осуществления  монопольной власти служит слабое влияние на объем продаж данной фирмы цен других фирм одного и того же рынка.

Однако сам по себе показатель перекрестной эластичности спроса не может служить показателем монопольной власти, так как его величина зависит от двух факторов, оказывающих влияние на монопольную власть: от числа фирм на рынке и от уровня заменяемой товара рассматриваемого продавца и товаров других фирм. Увеличение числа фирм на рынке приводит к снижению их взаимозависимости и соответствующему снижению показателя перекрестной эластичности остаточного спроса. На рынке совершенной конкуренции эластичность спроса на товар фирмы стремится к нулю. Снижение взаимозаменяемости товара фирмы и товаров других продавцов в результате углубления дифференциации продукта приводит к снижению эластичности спроса. Но точно так же и уход крупных продавцов с рынка, где действует рассматриваемая нами фирма, будет приводить к снижению ее зависимости от ценовых решений других фирм, к снижению эластичности остаточного спроса. По определению чистой монополии, продукт фирмы не должен иметь близких заменителей. Следовательно, если рыночная доля фирмы стремится к единице, т. е. структура рынка приближается к монопольной, то эластичность спроса (приближающегося к рыночному спросу) будет стремиться к нулю [7, с.448].

Кроме того, влияние ценовой  политики других фирм на рынке на объем  продаж рассматриваемой фирмы зависит  от ограниченности мощности других фирм, от того, насколько они смогут в  действительности увеличить объем собственных продаж и тем самым снизить долю рынка данной фирмы. 
Для преодоления этой проблемы А. Папандреу в 1949 г. предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент [1, с.240].

 

  1. Показатели доминирования фирмы

 

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке, проще говоря  - это дань, которой они облагают других предпринимателей и население. Чтобы получить сверх прибыль, монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных цен для них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. В противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении [2, с.516].

Так, монополистические объединения  стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров  отрасли. Это позволяет устанавливать  монопольно высокую цену, превышающую  общественно необходимые затраты  труда. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая  выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложение. В данном случае, монопольный доход  представляет собой разницу между  монопольно высокой ценой и стоимостью товара (или равновесной ценой). Естественно, что покупатели теряют часть своего нормального дохода в пользу монополий. Обогащение монополий за счет повышенных цен – одна из решающих причин инфляции.

Фирма-монополист стремится также быть единственным покупателем определенного продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно – необходимых затрат труда. В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом из нормального дохода продавцов.

Монополия предполагает, что  в отрасли имеется только один производитель, который полностью  контролирует объем предложения  товара. Это позволяет ему устанавливать  цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной  власти в установлении цены будет  зависеть от наличия близких заменителей  товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число  продуктов, не имеющих заменителей, ограничено [4, c.215].

Фирма – монополист обычно имеет высокую прибыль и это  привлекает в отрасль других производителей.

 

  1. Барьеры входа в отрасль

 

Естественно, что высокая  экономическая прибыль, получаемая монополистом, привлечет  на рынок  потенциальных производителей данного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно, требует наличия условий, которые предотвращают конкуренцию новых продавцов с монополистом. Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы  поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен  свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые  монополистом, привлекли бы  на рынок новых продавцов,  значит возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами  исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном  счете,  стали бы конкурентными. [10, c.423].

Можно выделить несколько  основных типов барьеров для входа  в отрасль: 

Исключительные  права, полученные от государства.  Иногда, правительство сознательно идет на то, чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или в определенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого  монополиста может выступать само государство.  

Патенты и авторские  права.   Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки etс исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает.   

Собственность на все предложение производственного  ресурса.   Монополия также может поддерживаться  в результате владения всеми источниками конкретного ресурса, необходимого для  производства монополизированного товара.  

 Уникальные  способности и знания также  могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт.   

Преимущество  низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка, Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы  возможно, если бы  на рынке было бы большее количество продавцов. Это может способствовать монополизации рынка, так как монополист имеет возможность устанавливать низкие цены, соответствующие его издержкам, что сделает недоступным  данный рынок для потенциальных продавцов, так как они не смогут получать прибыль при данной цене. Так, если фирмы могут последовательно снижать средние издержки и при этом получать прибыль путем расширения производства, удовлетворяя долгосрочный рыночный спрос,   то в итоге на рынке останется только одна фирма - монополист. При появлении доминирующей фирмы новые фирмы не могут войти на рынок, так как они изначально слишком малы, чтобы достичь таких средних издержек, которыми обладает фирма - монополист. Последняя может использовать контроль над ценой, чтобы устранять конкурентов со своих рынков сбыта. Фирма, которая может обеспечить весь рыночный спрос на какой - либо товар с меньшими средними издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли бы такое же количество товара, называется естественной монополией (natural monopoly) [5, с.572]. 

Информация о работе Измерение рыночной власти в экономике отрасли