Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:02, реферат
Целью данной работы является изучение и выявление «Измерение рыночной власти в экономике отрасли».
Для достижения цели необходимо решены следующие задачи:
-раскрыты сущность монополизации рынка;
-охарактеризованы признаки и сущность монополистической конкуренции;
- показаны основные подходы к распространению продукции;
- выявлены основные показатели монополизации фирмы.
4. Оценка объемов рынка и показатели монополизации фирмы
Источник рыночной власти фирмы, как правило, заключен в захвате ею существенной доли рынка.
Именно на рынке взаимодействуют фирмы, параметры рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для исследователя. Однако на практике определить границы рынка непросто.
Выявив емкость рынка,
необходимо определить фирмы, производящие
и или реализующие товар на
этом рынке. Исследование концентрации
продавцов на рынке приведет к
качественным результатам в том
случае, если показатель специализации
и показатель охвата достаточно велики.
Далее следует оценить
Перечень изучаемых параметров товарного рынка для оценки доминирования хозяйствующего субъекта определяется антимонопольными органами в каждом конкретном случае.
Количественной
Общий объем реализации товара определяется, как сумма реализации товара на данном рынке всеми продавцами [14].
Доля хозяйствующего субъекта - продавца на рассматриваемом товарном рынке (Di) определяется, как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к объему рынка.
Результаты расчета
Уже сам по себе размер крупнейших фирм может служить характеристикой концентрации на рынке. Именно этот критерий лежит в основе определения монопольной ситуации в России (свидетельством монополизма служит контроль не менее 35% рынка), в Великобритании (соответственно не менее 25% рынка).
Показатели концентрации Индекс концентрации (concentration ratio) измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке.
Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции [6, с.216].
Однако информация, которую дает нам индекс концентрации, далеко не достаточна для характеристики рынка. Показатель индекса концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании.
Общая посылка, на которой строятся все вышеназванные показатели, такова: рыночной властью могут обладать только активные фирмы, имеющие значительную долю на отраслевом рынке, способные устанавливать цены выше уровня предельных издержек и добиваться того, чтобы рынок оценивал их активы выше восстановительной стоимости последних. В этом — особое конкурентное преимущество таких фирм по отношению к другим участникам отраслевого рынка. Однако наличие рыночной власти фирмы может проявляться по-разному, в том числе в виде возведения ее собственными усилиями барьеров для входа конкурентов на рынок [9, с.480].
Заключение
Оценка выпускаемой продукции, изучение воздействующих на нее факторов, а также разработка мер по обеспечению необходимого уровня являются важнейшими предпосылками эффективного осуществления коммерческой деятельности предприятий, функционирующих на принципах маркетинга.
Проведенный в ходе работы, что определение монополистическая конкуренция на первый взгляд вызывает закономерный вопрос, о его стилистической грамотности. Ведь по своей сути данное определение состоит из двух взаимоисключающих понятий – монополия и конкуренция. Известно, что при монополии изначально не может быть конкуренции, так как монополия подразумевает наличие только одного продавца в пределах рынка [8, c.95-99].
Монополистическая конкуренция
является, возможно, наиболее распространенной
формой отраслевых структур. К сожалению,
она является также структурой, труднее
всего поддающейся изучению. Полярные
случаи чистой монополии и чистой
конкуренции много проще и
часто могут использоваться как
первые приближения к более сложным
моделям монополистической
Важную роль в дифференциации
продукта играет неценовая конкуренция.
Потребитель заинтересован в
покупке такого товара, который не
вызовет у него негативных реакций
при его потреблении. Если купленный
холодильник постоянно
Основными вопросами стали, число фирм присутствующих на рынке, дифференциация товара и барьеры для вступления в отрасль.
Изученная отрасль имеет некоторые черты, характерные для монополистической конкуренции, но она имеет и отличия от нее. На отдельных местных рынках может быть ограниченное число продавцов , в противоположность, монополистическая конкуренция предполагает наличие достаточного большого числа продавцов. К тому же, барьеры на вход в отрасль не характерны для монополистической конкуренции.
Прибыль отрасли была не выше средней, следовательно, в этом отношении, прибыль отрасли характерна для монополистической конкуренции [11, с.448].
Таким образом, при ценообразовании в условиях монополистической конкуренции необходимо изучить степень дифференциации изучаемого продукта.
Особое значение при формировании дифференциации, а значит и ценовой эластичности имеет реклама. В условиях, когда информационное пространство перенасыщена рекламой, реклама как продукт сама нуждается в дифференциации.
Список используемой литературы
1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. - М.: Изд-во Магистр, 2005. – 240с.
3. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2000. – 516с.
3. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. – 2006. – 458с.
4. Еленева Ю.Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности в комплексе «предпринимательское дело»: Дис. канд. техн. наук. — М., 2004.- 215с.
5. Курс микроэкономики: Учебник для вузов /Под ред. Нуреева Р.М. – М.: Издательство Норма, 2003. – 572 с.
6. Маренков Н.В, Цены и ценообразование в рыночной экономике России. М: Эдиториал УРСС, 2000. — 216 с.
7. Селищев А. С. Микроэкономика: Анализ рынка; Теория цены; Рынок и общество. СПб: Питер, 2002. - 448 с.
8. Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков // Российский экономический журнал, №3. – 2003. –с. 95-99
9. Хитер Кен. Экономика отраслей и фирм/ Учеб. пособ. М. Финансы и статистика. 2004. – 480 с.
10. Шерер Ф, Росс Д. Структура отраслевых рынков. — М.: ИНФРА-М. 2006. — 423с.
11. Экономика отрасли: Учебное пособие /Под ред. А.С. Пелиха. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2003 – 448 с.
12. http://www.finansy.ru/book/
13. http://www.finbook.biz/subj.
14. http://io.economicus.ru/
15. http://www.dis.ru/market/
Информация о работе Измерение рыночной власти в экономике отрасли