Измерение рыночной власти в экономике отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:02, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение и выявление «Измерение рыночной власти в экономике отрасли».
Для достижения цели необходимо решены следующие задачи:
-раскрыты сущность монополизации рынка;
-охарактеризованы признаки и сущность монополистической конкуренции;
- показаны основные подходы к распространению продукции;
- выявлены основные показатели монополизации фирмы.

Файлы: 1 файл

Изменение рыночной власти.docx

— 46.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Оценка объемов рынка и показатели монополизации фирмы

 

Источник рыночной власти фирмы, как правило, заключен в захвате  ею существенной доли рынка.

Именно на рынке взаимодействуют  фирмы, параметры рыночного равновесия и возможности его изменения  представляют основной интерес для  исследователя. Однако на практике определить границы рынка непросто.

Выявив емкость рынка, необходимо определить фирмы, производящие и или реализующие товар на этом рынке. Исследование концентрации продавцов на рынке приведет к  качественным результатам в том  случае, если показатель специализации  и показатель охвата достаточно велики. Далее следует оценить положение  каждого участника рынка на предмет  его доминирования.

Перечень изучаемых параметров товарного рынка для оценки доминирования  хозяйствующего субъекта определяется антимонопольными органами в каждом конкретном случае.

Количественной характеристикой  объема товарного рынка является общий объем реализации товара в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и (или) натуральных показателях.

Общий объем реализации товара определяется, как сумма реализации товара на данном рынке всеми продавцами [14].

Доля хозяйствующего субъекта - продавца на рассматриваемом товарном рынке (Di) определяется, как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к объему рынка.

Результаты расчета показателей  концентрации могут существенно  зависеть от выбора меры «размера»  фирмы. Например, если крупные фирмы  используют более капиталоемкие  технологии по сравнению с мелкими, то уровень концентрации, измеренный по доле стоимости активов фирм в стоимости активов отрасли, будет больше уровня концентрации для той же отрасли, но измеренного по уровню продаж или занятости.

Уже сам по себе размер крупнейших фирм может служить характеристикой  концентрации на рынке. Именно этот критерий лежит в основе определения монопольной  ситуации в России (свидетельством монополизма служит контроль не менее 35% рынка), в Великобритании (соответственно не менее 25% рынка).

Показатели концентрации Индекс концентрации (concentration ratio) измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке.

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции [6, с.216].

Однако информация, которую  дает нам индекс концентрации, далеко не достаточна для характеристики рынка. Показатель индекса концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а  также об относительной величине фирм из выборки. С этой особенностью индекса концентрации связана возможная  неточность при его использовании.

Общая посылка, на которой  строятся все вышеназванные показатели, такова: рыночной властью могут обладать только активные фирмы, имеющие значительную долю на отраслевом рынке, способные  устанавливать цены выше уровня предельных издержек и добиваться того, чтобы  рынок оценивал их активы выше восстановительной  стоимости последних. В этом —  особое конкурентное преимущество таких  фирм по отношению к другим участникам отраслевого рынка. Однако наличие  рыночной власти фирмы может проявляться  по-разному, в том числе в виде возведения ее собственными усилиями барьеров для входа конкурентов на рынок [9, с.480].

 

 

Заключение

 

Оценка выпускаемой продукции, изучение воздействующих на нее факторов, а также разработка мер по обеспечению  необходимого уровня являются важнейшими предпосылками эффективного осуществления  коммерческой деятельности предприятий, функционирующих на принципах маркетинга.

Проведенный в ходе работы, что определение монополистическая конкуренция  на первый взгляд вызывает закономерный вопрос, о его стилистической грамотности. Ведь по своей сути данное определение состоит из двух взаимоисключающих понятий – монополия и конкуренция. Известно, что при монополии изначально не может быть конкуренции, так как монополия подразумевает наличие только одного продавца в пределах рынка [8, c.95-99].

Монополистическая конкуренция  является, возможно, наиболее распространенной формой отраслевых структур. К сожалению, она является также структурой, труднее  всего поддающейся изучению. Полярные случаи чистой монополии и чистой конкуренции много проще и  часто могут использоваться как  первые приближения к более сложным  моделям монополистической конкуренции. В подробной модели отрасли монополистической  конкуренции многое зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию  и технологию, а также от природы  стратегического выбора, имеющегося у фирм.

Важную роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция. Потребитель заинтересован в  покупке такого товара, который не вызовет у него негативных реакций  при его потреблении. Если купленный  холодильник постоянно ломается, телевизор не дает качественного  изображения, а музыкальный центр  — чистого звука, то проблема гарантийного ремонта приобретает первостепенное значение. Наличие этих услуг оказывается  не менее важным, чем более низкая цена товара. В условиях научно-технического прогресса стремительно увеличивается число предлагаемых товаров и услуг. Важную роль в их проталкивании на рынке играет реклама.

Основными вопросами стали, число фирм присутствующих на рынке, дифференциация товара и барьеры  для вступления в отрасль.

Изученная отрасль имеет  некоторые черты, характерные для  монополистической конкуренции, но она имеет и отличия от нее. На отдельных местных рынках может  быть ограниченное число продавцов , в противоположность, монополистическая конкуренция предполагает наличие достаточного большого числа продавцов. К тому же, барьеры на вход в отрасль не характерны для монополистической конкуренции.

Прибыль отрасли была не выше средней, следовательно, в этом отношении, прибыль отрасли характерна для монополистической конкуренции [11, с.448].

Таким образом, при ценообразовании  в условиях монополистической конкуренции  необходимо изучить степень дифференциации изучаемого продукта.

Особое значение при формировании дифференциации, а значит и ценовой эластичности имеет реклама. В условиях, когда информационное пространство перенасыщена рекламой, реклама как продукт сама нуждается в  дифференциации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. - М.: Изд-во Магистр, 2005. – 240с.

3. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2000. – 516с.

3. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. – 2006. – 458с.

4. Еленева Ю.Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности в комплексе «предпринимательское дело»: Дис. канд. техн. наук. — М., 2004.- 215с.

5.   Курс микроэкономики: Учебник для вузов /Под ред. Нуреева Р.М. – М.: Издательство Норма, 2003. – 572 с.

6.   Маренков Н.В, Цены и ценообразование в рыночной экономике России.  М: Эдиториал УРСС, 2000. — 216 с.

7.   Селищев А. С.  Микроэкономика: Анализ рынка; Теория цены; Рынок и общество. СПб: Питер, 2002.   - 448 с. 

8.   Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков // Российский экономический журнал, №3. – 2003. –с. 95-99

9.   Хитер Кен. Экономика отраслей и фирм/ Учеб. пособ. М. Финансы и статистика. 2004. – 480 с.

10.   Шерер Ф, Росс Д. Структура отраслевых рынков. — М.: ИНФРА-М. 2006. — 423с.

11.   Экономика отрасли: Учебное пособие /Под ред. А.С. Пелиха. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2003 – 448 с.

12.   http://www.finansy.ru/book/

13.   http://www.finbook.biz/subj.php?prm=2

14.   http://io.economicus.ru/

15.   http://www.dis.ru/market/arhiv/2002/1/1.html

 


Информация о работе Измерение рыночной власти в экономике отрасли