Изучение особенностей международной торговли на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Теоретические основы исследования Международной торговли…..…...5
Теории международной торговли…………………………….…...5
Международная торговля в системе международных экономических отношений. Концепции международной торговли…..8
Основные показатели мировой торговли…………..……………..14
2 Современные тенденции развития Международной торговли…………......16
2.1 Внешнеторговая деятельность России…………………………….16
2.2 Конкурентоспособность России в международной торговле..…..23
2. 3 Направления развития международной торговли России………27
Заключение……………………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

особенностей международной торговли на современном этапе.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Однако, если продолжить рассуждения А. Смита до конца, то можно прийти к выводу: если та или  иная страна может найти за границей все, что нужно, за меньшую цену и  без ограничений, то в ее интересах приобретать все необходимые товары за границей. А сама она будет что-нибудь производить для реализации на мировом рынке? Ничто этого не гарантирует. Но тогда за счет каких доходов страна будет рассчитываться за свои покупки? Теория абсолютного преимущества заводит в тупик.

Д. Рикардо в  работе "Принципы политической экономии и налогообложения" (1817 г.) выводит  классическую теорию из логического  тупика. Он показывает, почему нации  торгуют, в каких пределах наиболее выгоден обмен между двумя  странами, выделяя критерии международной специализации. В интересах каждой страны, считает Д. Рикардо, специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость, и для которого относительная выгода является наибольшей. Его рассуждения нашли свое выражение в так называемом принципе или теории сравнительных преимуществ.

 Д. Рикардо  доказал, что международный обмен  возможен и желателен в интересах  всех стран. Он определил ту  ценовую зону, внутри которой  обмен выгоден для каждого.

Джон Стюарт Милль в своих "Принципах политической экономии" (1848 г.) показал, по какой  цене осуществляется товарный обмен. Согласно Миллю: цена обмена устанавливается  По закону спроса и предложения на таком уровне, что совокупность экспорта каждой страны позволяет оплачивать совокупность ее импорта. Этот закон международной стоимости или "теория международной стоимости" - важная заслуга Милля. Теория международной стоимости показывает, что существует цена, которая оптимизирует обмен товаров между странами. Эта рыночная цена зависит от спроса и предложения.

Новое слово  в развитии теории классиков буржуазной политэкономии было сказано Готфридом  Хаберлером, который конкретизировал  ее с точки зрения всех факторов производства, а не только труда.

 

 Основы современных представлений о том, какими причинами определяются направления и структура международных торговых потоков, возможные преимущества в международном обмене заложили шведские ученые - экономисты Эли Хекшер и Бертиль Олин. Их объяснение сравнительных преимуществ, которыми располагает та или иная страна в отношении определенных продуктов, находится на уровне обеспеченности факторами производства. Хекшер и Олин выдвинули теорему "выравнивания цен на факторы производства". Ее суть в том, что национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах, их ценами.

 В 1948 г.  американские экономисты Поль  Самуэлъсон и В. Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера-Олина, представив свою теорему: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. В концепциях торговли, основанных на модели Рикардо с дополнениями Хекшера, Олина и Самуэлъсона, торговля рассматриуается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, с помощью которого можно сократить разрыв в уровне развития между странами.

 Дальнейшее  развитие теория внешней торговли  получила в работе американского  экономиста В. Леонтьева под  названием "парадокс Леонтьева". Парадокс заключается в том,  что, используя теорему Хекшера-Олина,  Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом более трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил всем существовавшим ранее представлениям об экономике США. По общему мнению она всегда характеризовалась избытком капитала и в соответствии с теоремой Хекшера-Олина можно было утверждать, что США экспортируют, а не импортируют высококапиталоемкие товары. В последующие годы открытие В. Леонтьева получило широкий резонанс. Многие экономисты из разных стран дискутировали на эту тему, разъясняя "парадокс Леонтьева". В итоге теория сравнительных преимуществ получила дальнейшее развитие.

Заметное место  в зарубежных концепциях международной торговли занимает теория внешнеторгового мультипликатора. В соответствии с этой теорией: эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

Существенные  изменения, происходящие в системе  мирового хозяйства и международных  отношений в послевоенный период, привели к возникновению ряда факторов, которые на первый взгляд не вписывались в классическую теорию сравнительных преимуществ. Однако в действительности эти новые факторы не противоречили и не опровергали ее, а лишь адекватно отражали новые реалии международных экономических отношений, связанных с развитием научно-технического прогресса. Факторы сравнительных преимуществ стали включать новые составляющие, такие как: уровень компетенции с подчеркиванием роли квалифицированного труда; разницу между странами в зарплате, влияние экономии на масштабах производства при параллельном усложнении его процесса и др.

Особую роль конкуренции в объяснении причин развития внешней торговли, выхода фирм на внешний рынок показал  в своих исследованиях авторитетный американский экономист Майкл Портер. Конкурентность страны, в соответствии с его доказательствами, определяется прежде всего комплексом конкурентных преимуществ ее ведущих фирм.

Для обоснования  причин и особенностей развития международной  торговли, в особенности с развивающимися странами, была использована теория "жизненного цикла товара". Суть этой теории в том, что поначалу производство новых товаров базируется в одной стране, затем эти товары экспортируются в другие страны, которые осваивают их производство. И уже страны, впервые наладившие производство этих товаров, начинают их оттуда импортировать, в результате жизненный цикл товара удлиняется и это влияет на позицию стран в международной торговле.

Помимо теорий, ставящих своей задачей объяснить и обосновать процессы международной торговли с позиций теории сравнительных преимуществ, в западной экономической мысли получает развитие направление, анализирующее внешнюю торговлю с позиции поведения отдельных международных компаний, прежде всего транснациональных компаний (ТНК). Объективной основой такого подхода является тот факт, что 1/3 мировой торговли осуществляется через трансфертные цены, т. е. цены, по которым продукт передается внутри межстрановой филиальной сети крупных компаний. По утверждению В. Б. Буглая и Н. Н. Ливенцева на внутрифирменные связи приходится около 70% всей мировой торговли, 80-90% продаваемых лицензий и патентов, 40% экспорта капитала. Все возрастающая роль ТНК в мировой экономике существенным образом влияет на качественные характеристики торгового обмена. Действия международной монополии в процессе прямого инвестирования или закупок и поставок сырья и комплектующих частей зачастую противоречат теории сравнительных преимуществ. Транснациональные компании разбивают монополию отдельных стран на обладание сравнительными преимуществами. Они организуют производство там, где издержки производства наименьшие, и пользуются этими преимуществами в своих интересах.

    1. Основные показатели мировой торговли

 

Внешняя торговля всех стран в совокупности образует международную торговлю, в основе которой лежит международное разделение труда. В теории мировая торговля характеризуется такими основными показателями:

  • внешнеторговый оборот стран, представляющий собой сумму экспорта и импорта;
  • импорт – ввоз из-за границы в страну товаров и услуг. Ввоз материальных ценностей для их реализации на внутреннем рынке – видимый импорт. Импорт комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. п. составляет косвенный импорт. Затраты в иностранной валюте на перегрузку грузов, пассажиров, страхование туристов, технологии и другие услуги, а так же переводы компаний и частных лиц за границу включаются в т. н. невидимый импорт.
  • экспорт – вывоз из страны товаров и услуг, проданных иностранному покупателю, для реализации на внешнем рынке, или для переработки в другой стране. К нему также относятся перевозки товаров транзитом через третью страну, вывоз привезенных из других стран товаров для продажи в третьей стране, т. е. реэкспорт [15].

Кроме того, международная  торговля характеризуется такими показателями:

  • темпы роста в целом;
  • темпы роста относительно роста производства;
  • темпы прироста мировой торговли относительно прошлых лет.

Первый из названных  показателей определяется отношением показателя объёмов международной  торговли рассматриваемого года к показателю базового года. С его помощью можно охарактеризовать процентное соотношение изменений в объёмах международной торговли за определённый период времени.

Отнесение темпов роста объёмов  международной торговли к темпам роста производства является отправным моментом для определения нескольких характеристик, важных для описания динамики международной торговли. Во-первых, этот показатель характеризует производительность производства в стране, то есть то количество товаров и услуг, которое она может предоставить на мировой рынок за определённый промежуток времени. Во-вторых, с его помощью можно оценить в целом уровень развития производительных сил государств с позиции международной торговли.

Последний из названных показателей  представляет собой отнесение объёма международной торговли в текущем году к значению базового года, при чём за базовый всегда берётся предшествующий текущему год.

 

2 современные тенденции развития Международной торговли

 

2.1  Внешнеторговая деятельность  России

 

По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России в 2012 году составил 469,0 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2011 годом уменьшился на 36,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 400,5 млрд.долларов США (снижение на 36,3%), со странами СНГ - 68,5 млрд.долларов США (снижение на 35,5%). Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 134,3 млрд.долларов США, что на 66,2 млрд. долларов США меньше, чем в 2011 году. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 109,3 млрд.долларов США (уменьшение на 58,1 млрд.долларов США), со странами СНГ - 25,0 млрд.долл. США (уменьшение на 8,0 млрд.долларов США).

Объем внешней торговли Российской Федерации в 2010-2012 г.г. (в млрд. долл. США) представлен в приложении 1.

Экспорт России в 2012 году составил 301,6 млрд.долларов США и по сравнению с 2011 годом уменьшился на 35,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 254,9 млрд.долларов США (снижение на 35,9%), в страны СНГ - 46,7 млрд.долларов США (снижение на 32,9%).

Причиной сокращения стоимостного объема экспорта России в 2012 году по сравнению с 2011 годом явилось резкое падение в конце 2011 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом следует отметить, что в течение 2012 года фиксировался их постепенный рост.

Основу российского экспорта в 2012 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 69,5% (в 2011 году - 72,6%) и по сравнению с 2011 годом стоимостной объем этих товаров сократился на 38,6%.

В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья среди товаров  топливно-энергетического комплекса 50,0% стоимостного объема занимает нефть  сырая, физические объемы поставок которой возросли по сравнению с 2011 годом на 2,9%, а стоимостные снизились на 37,9%. Вместе с тем, начиная с апреля 2012 года наблюдается плавный рост средних контрактных цен на нефть сырую (рост цены в декабре 2012 года по отношению к цене января 2012 года составил 177,2%).

Среди товаров топливно-энергетического  комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья  угля каменного на 15,8%, нефтепродуктов - на 7,1%, в том числе: бензина автомобильного - на 8,0%, керосина, топлива реактивного - на 96,0%, дизельного топлива - на 9,7%, топлива жидкого - на 5,7%. Физические объемы экспорта российского газа природного и электроэнергии снизились на 23,9% и 1,8% соответственно.

В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в 2012 году составила 11,2% (в 2011 году - 11,4%). Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них снизились на 6,6%, в том числе: полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 9,4%, чугуна - на 12,2%; возросли физические объемы экспорта проката плоского из железа и нелегированной стали - на 47,7%, меди - в 2,5 раза, алюминия - на 6,2%, никеля - снизились на 3,1%.

В товарной структуре экспорта доля товаров химической промышленности в 2012 году составила 5,7% (в 2011 году - 6,0%). По сравнению с прошлым годом стоимостной объем этой продукции сократился на 39,0%, физический объем - на 15,0%. Снижение стоимостных и физических объемов экспорта произошло практически по всем товарным группам продукции химической промышленности. Исключение составили: азотные удобрения, физический объем которых возрос на 15,6%, смешанных удобрений - на 19,3%, пластмасс и изделий из них - на 66,8%.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2012 году составила 2,6% (в 2011 году - 2,3%). По сравнению с 2011 годом снизились физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов - на 41,0%, целлюлозы - на 17,8%, при этом возросли физические объемы поставок в страны дальнего зарубежья пиломатериалов - на 4,7%, бумаги газетной - на 12,6%.

Доля экспорта машин и оборудования в 2012 году составила 4,6% (в 2011 году - 2,8%). Стоимостной объем поставок средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) возрос на 28,5%; вместе с тем сократились поставки электрооборудования - на 7,9%, механического оборудования - на 5,2%. Физические объемы экспорта легковых и грузовых автомобилей снизились на 18,3% и 25,4% соответственно.

Информация о работе Изучение особенностей международной торговли на современном этапе