Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:21, курсовая работа
Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.
Введение………………………………………………………………………...…3
Теоретические основы исследования Международной торговли…..…...5
Теории международной торговли…………………………….…...5
Международная торговля в системе международных экономических отношений. Концепции международной торговли…..8
Основные показатели мировой торговли…………..……………..14
2 Современные тенденции развития Международной торговли…………......16
2.1 Внешнеторговая деятельность России…………………………….16
2.2 Конкурентоспособность России в международной торговле..…..23
2. 3 Направления развития международной торговли России………27
Заключение……………………………………………………………………...31
Таким образом, государственные инвестиции, по крайней мере в скромных масштабах, оказываются необходимы, во всяком случае для преодоления провалов рынка. Однако возросшая неопределенность технико-экономических сдвигов препятствует установлению приоритетов и финансированию конкретных крупных инвестиционных проектов.
Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал рейтинги конкурентоспособности 133 стран за 2011-2012 годы. В соответствии с докладом Global Competitiveness Report, Россия упала с 51-го места на 63-е место, опустившись ниже таких стран, как Черногория, Турция, Мексика, Панама и Маврикий. Кроме того, Россия указана среди стран, которые глобальный финансовый кризис затронул наиболее сильно.
Главными преимуществами России по-прежнему являются большой объем рынка и относительная макроэкономическая стабильность, хотя это частично стало результатом неожиданно возросших доходов от экспорта нефти, и поэтому в долгосрочной перспективе устойчивость может исчезнуть.
Однако для повышения конкурентоспособности Россия должна побороть ряд структурных недостатков. Главной озабоченностью является недостаточная эффективность правительства -- по этому показателю Россия находится лишь на 110-м месте среди 133 стран. Среди других недостатков в докладе отмечаются малая независимость судебной системы (116-е место), отсутствие прав собственности (119-е место), а также «более общие озабоченности фаворитизмом властей в отношениях с частным сектором».
Недостатки отмечаются и в частном секторе. Так, российские компании отмечены низким уровнем корпоративной этики - по этому показателю Россия находится лишь на 110-м месте из 133-х.
Кроме того, падением в рейтинге конкурентоспособности Россия обязана слабой эффективности товарного (108-е место) и финансовых (119-е место) рынков.
2. 3 Направления развития международной торговли России
Целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.
Достижение этой цели предполагает:
Основные целевые индикаторы (по годам) приведены в таблице 1.
Таблица 1- Основные целевые индикаторы внешнеэкономической политики до 2020 года (млрд. долларов США)
2013 прогноз |
2015 прогноз |
2020 прогноз |
||
Экспорт товаров, всего |
503 385 |
638 442 |
903 477 |
|
экспорт топливно-энергетических товаров |
313 230 |
375 247 |
484 232 |
|
экспорт машин и оборудования |
30 28 |
55 49 |
122 94 |
|
Импорт товаров, всего |
434 385 |
683 585 |
943 703 |
|
Экспорт транспортных услуг |
13,1 |
23,4 |
41 |
|
Прямые инвестиции российских компаний за рубежом |
46 |
93 |
216 |
|
Прямые иностранные инвестиции в Россию |
64 |
108 |
209 |
|
Здесь: числитель - в текущих ценах, знаменатель - в ценах 2006 года.
Основные принципы внешнеэкономической политики Российской Федерации:
Заключение
Международная торговля является следствием международного разделения труда и международной специализации. Это закрепляет за ней серьёзные перспективы развития. Кроме того, мировая торговля способствует углублению интернационализации производства, международной экономической интеграции и глобализации. Исходя из этого изучение её современного положения и рассмотрение перспектив её развития необходимо для построения внешнеэкономической стратегии как на макро-, так и на микроуровне. Это означает, что не только государства должны иметь свою программу поведения на международном рынке товаров и услуг, но и сами предприятия и организации, работающие на этом рынке должны иметь стратегические концепции функционирования и поведения в меняющихся условиях.
Внешняя торговля, особенно в странах с открытой экономикой, где высока доля продукции, реализуемой на мировых рынках, оказывает огромное влияние на общее состояние экономики. Ухудшение условий экспорта товаров (снижение цен, уменьшение спроса на них) или импорта (его удорожание) может вести к падению национального производства, ухудшению состояния платёжного баланса, снижению курса национальной валюты. Особенно тяжело снижение объёмов внешней торговли отражается на положении стран с однобокой структурой экспорта, порождает нестабильность их экономики.
Динамика развития международной торговли характеризуется стремительным ростом объёмов товарооборота в последнее десятилетие. Это обусловлено как ростом экономического, так и научно-технического потенциала большинства государств. При этом важно отметить тенденцию, согласно которой растёт доля торговли готовой продукцией по отношению к доле торговли сырьём и материалами. В том числе повышаются и объёмы торговли полуфабрикатами. В растущем многообразии форм международной торговли весомое положение начинает занимать внутрикорпоративная торговля ТНК. Это объясняется прежде всего укреплением позиции на международном уровне самих ТНК, а так же естественным благоприятным положением связанных, но находящихся в разных странах подразделений.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства способствуют активизации международной торговли. Объёмы международной торговли, движущей все международные товарные потоки, растут быстрее производства. Они растут и относительно предыдущих, при чём большими темпами. Кроме того, меняется и структура торговли. Сейчас преобладает торговля готовой продукцией над торговлей сырьём и материалами. Географическая структура международной торговли также изменяется: основной товарооборот развивающихся стран направляется на развитые, они же в свою очередь торгуют по большей части между собой, переориентируясь при этом все в большей степени на рынок услуг, развивают сферу международного туризма. Кроме того, развивающиеся и постсоциалистические страны расширяют свой экспорт рабочей силы.
У России есть все необходимые предпосылки для достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие).
Во внешней торговле особое значение должно предаваться созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Наша страна должна принимать меры, чтобы стать более предсказуемой для внешнего инвестирования.
В области экспорта приоритетным направлением должна стать поддержка высокотехнологичного и наукоемкого экспорта.
Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными методами с постепенной либерализацией. Нужно уменьшить зависимость страны от импортного продовольствия, то есть увеличить производство АПК России. Кроме этого, Россия должна получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет важную роль, удерживания страны от произвольных односторонних действий.
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано с получением значительных преимуществ: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, получить доступ к новым высоким технологиям, наиболее полно и разнообразно удовлетворить потребности внутреннего рынка.
Библиографический список
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Экономист, 2010. – 366 с.
2. Киреев А. Международная экономика. Часть первая. – М.: Международные отношения, 2010. – 414 с.
3. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 473 с.
4. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. – М: Дело и сервис, 2010. – 359 с.
5. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Экономистъ, 2010. – 376 с.
6. Мировая экономика:
Учебник для студентов,
7. Мировая экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 438 с.
8. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика: теория и практика. – С.-П.: Питер, 2010. – 464 с.
10. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения. – М: ИНФРА-М, 2010. – 528 с.
11. Трухачев В.И. Международная торговля, учеб. пособие. – 2-е изд., перераб и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 416 с.
12. Куренко Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Вопросы экономики, 2008, № 3, с. 36-49.
13. Кучуков Р. Проблемы конкурентоспособного развития // Экономист, 2008, № 8, с. 25-37
14. Конец международной торговли: кризис побеждает спрос. // Финмаркет. – 18.11.08.
15. Мировое хозяйство и международные экономические отношения: Учебное пособие / Под ред. А.П. Голикова и др. – Симферополь: СОНАТ, 2010. – 432 с.
16. Популярная экономическая энциклопедия. – К.: ОАО «Енисей Груп», 2009.
17. Пузакова Е.П. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 448 с.
18. Устинов И.Н. Мировая торговля: Статистическо-аналитический справочник. – М.: Экономика, 2010.
19. Хойер. Как делать бизнес в Европе: Вступит. слово Ю.В. Пискунова. – М.: Прогресс, 2009.
20. Ширкунов С. Как аукнется, так и откликнется // За рубежом. – 2007. – №41. – С. 6.
21. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория». / Под. Ред. к.э.н. доцента А.С. Булатова. – М.: БЕК, 2008.
22. Шмелева Е. Вскрытие покажет // Российская Бизнес-газета - Бизнес и власть. – Апрель 2011. – №797 (15).
23. http://www.gks.ru
Информация о работе Изучение особенностей международной торговли на современном этапе