Изучение особенностей международной торговли на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Теоретические основы исследования Международной торговли…..…...5
Теории международной торговли…………………………….…...5
Международная торговля в системе международных экономических отношений. Концепции международной торговли…..8
Основные показатели мировой торговли…………..……………..14
2 Современные тенденции развития Международной торговли…………......16
2.1 Внешнеторговая деятельность России…………………………….16
2.2 Конкурентоспособность России в международной торговле..…..23
2. 3 Направления развития международной торговли России………27
Заключение……………………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

особенностей международной торговли на современном этапе.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, государственные  инвестиции, по крайней мере в скромных масштабах, оказываются необходимы, во всяком случае для преодоления провалов рынка. Однако возросшая неопределенность технико-экономических сдвигов препятствует установлению приоритетов и финансированию конкретных крупных инвестиционных проектов.

Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал рейтинги конкурентоспособности 133 стран за 2011-2012 годы. В соответствии с докладом Global Competitiveness Report, Россия упала с 51-го места на 63-е место, опустившись ниже таких стран, как Черногория, Турция, Мексика, Панама и Маврикий. Кроме того, Россия указана среди стран, которые глобальный финансовый кризис затронул наиболее сильно.

Главными преимуществами России по-прежнему являются большой  объем рынка и относительная макроэкономическая стабильность, хотя это частично стало результатом неожиданно возросших доходов от экспорта нефти, и поэтому в долгосрочной перспективе устойчивость может исчезнуть.

Однако для повышения  конкурентоспособности Россия должна побороть ряд структурных недостатков. Главной озабоченностью является недостаточная эффективность правительства -- по этому показателю Россия находится лишь на 110-м месте среди 133 стран. Среди других недостатков в докладе отмечаются малая независимость судебной системы (116-е место), отсутствие прав собственности (119-е место), а также «более общие озабоченности фаворитизмом властей в отношениях с частным сектором».

Недостатки отмечаются и в частном секторе. Так, российские компании отмечены низким уровнем корпоративной этики - по этому показателю Россия находится лишь на 110-м месте из 133-х.

Кроме того, падением в рейтинге конкурентоспособности Россия обязана слабой эффективности товарного (108-е место) и финансовых (119-е место) рынков.

 

2. 3 Направления развития международной торговли России

 

Целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Достижение этой цели предполагает:

  • специализацию российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг;
  • усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
  • обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;
  • достижение лидирующих позиций в осуществлении поставок энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков;
  • реализацию конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;
  • усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка;
  • географическую диверсификацию внешнеэкономических связей, обеспечивающую закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках и освоение новых рынков;
  • создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром - ЕврАзЭС, а также обеспечение благоприятных условий для налаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъектов Российской Федерации;
  • выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, повышающих долговременную устойчивость развития российской экономики;
  • крепление торгово-экономических отношений с Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией, странами АСЕАН и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки;
  • повышение эффективности содействия российским компаниям и инвесторам за рубежом, совершенствование международной договорно-правовой базы во внешнеэкономической и внешнеторговой сферах, в том числе в целях снижения технических барьеров в торговле.

Основные целевые индикаторы (по годам) приведены в таблице 1.

 

Таблица 1- Основные целевые индикаторы внешнеэкономической политики до 2020 года (млрд. долларов США)

 
 

2013 прогноз

2015 прогноз

2020 прогноз

 

Экспорт товаров, всего

503

385

638

442

903

477

 

экспорт топливно-энергетических товаров

313

230

375

247

484

232

 

экспорт машин и оборудования

30

28

55

49

122

94

 

Импорт товаров, всего

434

385

683

585

943

703

 

Экспорт транспортных услуг

13,1

23,4

41

 

Прямые инвестиции российских компаний за рубежом

46

93

216

 

Прямые иностранные инвестиции в Россию

64

108

209

 
         

Здесь: числитель - в текущих  ценах, знаменатель - в ценах 2006 года.

 

Основные принципы внешнеэкономической  политики Российской Федерации:

  • обусловленность внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики;
  • перевод экономики на инновационный путь развития;
  • активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав;
  • открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции;
  • предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;
  • специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний;
  • географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития;
  • активное участие в решении глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию;
  • расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики.

 

Заключение

 

Международная торговля является следствием международного разделения труда и международной специализации. Это закрепляет за ней серьёзные перспективы развития. Кроме того, мировая торговля способствует углублению интернационализации производства, международной экономической интеграции и глобализации. Исходя из этого изучение её современного положения и рассмотрение перспектив её развития необходимо для построения внешнеэкономической стратегии как на макро-, так и на микроуровне. Это означает, что не только государства должны иметь свою программу поведения на международном рынке товаров и услуг, но и сами предприятия и организации, работающие на этом рынке должны иметь стратегические концепции функционирования и поведения в меняющихся условиях.

Внешняя торговля, особенно в странах с открытой экономикой, где высока доля продукции, реализуемой на мировых рынках, оказывает огромное влияние на общее состояние экономики. Ухудшение условий экспорта товаров (снижение цен, уменьшение спроса на них) или импорта (его удорожание) может вести к падению национального производства, ухудшению состояния платёжного баланса, снижению курса национальной валюты. Особенно тяжело снижение объёмов внешней торговли отражается на положении стран с однобокой структурой экспорта, порождает нестабильность их экономики.

Динамика развития международной торговли характеризуется стремительным ростом объёмов товарооборота в последнее десятилетие. Это обусловлено как ростом экономического, так и научно-технического потенциала большинства государств. При этом важно отметить тенденцию, согласно которой растёт доля торговли готовой продукцией по отношению к доле торговли сырьём и материалами. В том числе повышаются и объёмы торговли полуфабрикатами. В растущем многообразии форм международной торговли весомое положение начинает занимать внутрикорпоративная торговля ТНК. Это объясняется прежде всего укреплением позиции на международном уровне самих ТНК, а так же естественным благоприятным положением связанных, но находящихся в разных странах подразделений.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран  под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства способствуют активизации международной торговли. Объёмы международной торговли, движущей все международные товарные потоки, растут быстрее производства. Они растут и относительно предыдущих, при чём большими темпами. Кроме того, меняется и структура торговли. Сейчас преобладает торговля готовой продукцией над торговлей сырьём и материалами. Географическая структура международной торговли также изменяется: основной товарооборот развивающихся стран направляется на развитые, они же в свою очередь торгуют по большей части между собой, переориентируясь при этом все в большей степени на рынок услуг, развивают сферу международного туризма. Кроме того, развивающиеся и постсоциалистические страны расширяют свой экспорт рабочей силы.

У России есть все  необходимые предпосылки для  достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить  не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие).

Во внешней  торговле особое значение должно предаваться  созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Наша страна должна принимать меры, чтобы стать более предсказуемой для внешнего инвестирования.

В области экспорта приоритетным направлением должна стать  поддержка высокотехнологичного и  наукоемкого экспорта.

Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными методами с постепенной  либерализацией. Нужно уменьшить  зависимость страны от импортного продовольствия, то есть увеличить производство АПК  России. Кроме этого, Россия должна получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет важную роль, удерживания страны от произвольных односторонних действий.

В современных  условиях активное участие страны в мировой торговле связано с получением значительных преимуществ: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, получить доступ к новым высоким технологиям, наиболее полно и разнообразно удовлетворить потребности внутреннего рынка.

 

Библиографический список

 

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Экономист, 2010. – 366 с.

2. Киреев А. Международная экономика. Часть первая. – М.: Международные отношения, 2010. – 414 с.

3. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 473 с.

4. Миклашевская  Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. – М: Дело и сервис, 2010. – 359 с.

5. Мировая экономика:  Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп.  – М: Экономистъ, 2010. – 376 с.

6. Мировая экономика:  Учебник для студентов, обучающихся  по специальности «Мировая экономика». – М: Омега-Л, 2010. – 306 с.

7. Мировая экономика:  Учебник для студентов вузов,  обучающихся по экономическим  специальностям и направлениям. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 438 с.

8. Михайлушкин  А.И., Шимко П.Д. Международная экономика: теория и практика. – С.-П.: Питер, 2010. – 464 с.

    1. 9. Россия и страны мира. 2006. Статистический сборник, официальное издание. – М.: Росстат, 2006. – 366 с.

10. Смитиенко  Б.М. Международные экономические отношения. – М: ИНФРА-М, 2010. – 528 с.

11. Трухачев  В.И. Международная торговля, учеб. пособие. – 2-е изд., перераб  и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 416 с.

12.  Куренко Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Вопросы экономики, 2008, № 3, с. 36-49.

13. Кучуков Р. Проблемы конкурентоспособного развития // Экономист, 2008, № 8, с. 25-37

14. Конец международной торговли: кризис побеждает спрос. // Финмаркет. – 18.11.08.

15. Мировое хозяйство и международные экономические отношения: Учебное пособие / Под ред. А.П. Голикова и др. – Симферополь: СОНАТ, 2010. – 432 с.

16. Популярная экономическая энциклопедия. – К.: ОАО «Енисей Груп», 2009.

17. Пузакова Е.П. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 448 с.

18. Устинов И.Н. Мировая торговля: Статистическо-аналитический справочник. – М.: Экономика, 2010.

19. Хойер. Как делать бизнес в Европе: Вступит. слово Ю.В. Пискунова. – М.: Прогресс, 2009.

20. Ширкунов С. Как аукнется, так и откликнется // За рубежом. – 2007. – №41. – С. 6.

21. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория». / Под. Ред. к.э.н. доцента А.С. Булатова. – М.: БЕК, 2008.

22.  Шмелева Е. Вскрытие покажет // Российская Бизнес-газета - Бизнес и власть. – Апрель 2011. – №797 (15).

23. http://www.gks.ru

 


Информация о работе Изучение особенностей международной торговли на современном этапе