Эффективность государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы определяется фундаментальными преобразованиями во всех сферах общественной жизни России и необходимостью коренного переосмысления роли управленческих структур всех уровней в современном обществе.
Анализировать проблему повышения производительности и эффективности управления, давать ей адекватную оценку – задача сложная.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Эффективность процесса управления 5
1.1. Сущность и критерии понятия «эффективность управления» 5
1.2. Сущность оценки эффективности управления 9
ГЛАВА 2. Эффективность государственного управления 13
2.1. Оценки производительности и эффективности государственного управления 13
2.2. Оценка эффективности государственных политики и программ 16
Заключение 22
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

НАДЯ.docx

— 49.96 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                     3

ГЛАВА 1. Эффективность процесса управления              5

    1. Сущность и критерии понятия «эффективность управления»  5
    2. Сущность оценки эффективности управления              9

ГЛАВА 2. Эффективность государственного управления           13

2.1.    Оценки производительности и эффективности государственного управления                   13

2.2.    Оценка эффективности государственных политики и программ         16

Заключение                  22

Библиографический список                25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной курсовой работы определяется фундаментальными преобразованиями во всех сферах общественной жизни России и необходимостью коренного переосмысления роли  управленческих структур всех уровней в современном обществе.

Анализировать проблему повышения производительности и эффективности управления, давать ей адекватную оценку – задача сложная. Этим занимаются многие ученые, используя различную терминологию и методологию, что затрудняет взаимодействие между разными научными областями и созданию единого подхода.

Анализ и оценка эффективности управления базируется на меж предметных связях и знании таких предметов, как: теория управления, система государственного и муниципального управления, стратегическое управление, управление персоналом, основы нормотворческой деятельности, региональная экономика и управление, формирование эффективной структуры организации и т.д. [2,c.12]

Рассматриваемые в данной курсовой работе аспекты в области эффективности управления, особенностей оценки эффективности управления и видов такой оценки нашли свое отражение в работах отечественных и зарубежных специалистов.

Объектом исследования данной курсовой работы является эффективность управления.

Предметом исследования данной курсовой работы является оценка эффективности управления.

Цель исследования проанализировать процедуру оценки эффективности управления.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

  1. Изучить понятие «эффективность управления».
  2. Выявить значение и основные подходы оценки эффективности управления в современных условиях.
  3. Описать основные показатели, характеризующие эффективность системы управления.
  4. Ознакомиться с оценкой эффективности государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

    1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ПОНЯТИЯ

«ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ»

В любой сфере человеческой деятельности, будь это материальное или духовное производство, ключевым фактором, оправдывающим или отрицающим конкретные формы и методы этой деятельности, является ее эффективность. Термин «эффективность» – достигающий определенного эффекта, нужного результата, действенные меры. [4,c.475]

В современной науке и практике существует много подходов к определению эффективности организации. Но, до сих пор, отсутствует единый методологический подход. Это связано с многомерностью рассматриваемой категории.

Эффективность – это интегральная и структурированная характеристика деятельности организации, комплексно отражающая успешность этой деятельности, её в соответствии миссии, целям и задачам организации. [9,c.153]

Достаточно трудно определить какой-либо единый критерий эффективности работы организации, годный для всех структур и при любых обстоятельствах. Но в общем виде выделяют четыре подхода в этом вопросе: достижение поставленных целей, использование ресурсов, оптимальность внутренних процессов и коммуникаций, удовлетворенность персонала.

Обычно выделяет несколько компонентов эффективности, которые можно количественно и качественно оценить:

1) результативность (уровень достижения поставленных целей);

2) экономность (сокращение издержек и затрат);

3) экономическая эффективность (соотношение результатов и издержек);

4) степень воздействия (прямые и косвенные последствия действий).

Все подходы к определению сущности эффективности организации можно условно разделить на три группы, которым соответствуют определённые виды эффективности:

1.Частная экономическая  эффективность организации .

2. Социально-экономическая  эффективность.

3. Эффективность управления.

Последний определяется путём сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на процесс управления. С конца 19 века производительность стала наиболее приемлемой мерой для описания эффективности организации. Наблюдается тенденция и отождествление этих двух понятий. С начала 20 века американская нация  “заболела тейлоризмом”, во многих городах  действовали комитеты эффективности. Понадобилось время, чтобы тейлоризм воплотился в законы. В 1928 году в США разработаны способы оценки эффективности работы государственных служб. В 80-е годы, в период неконсервативной волны, в индустриально развитых странах Запада появились убеждения в необходимости сокращать издержки в государственном секторе.

Эффективность управления можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Эффективность воспринимается как само содержание управления организацией: «вся наука и все искусство управления как раз и состоит в эффективном использовании ресурсов административными организациями». [9,c.155]

На современном этапе развития оценка эффективности  управления представляет собой важную проблему. Нет такого способа, с помощью которого можно было бы решить проблему с учетом  всех предложений и без некоторого ущерба для эффективности. Зачастую необходимо учитывать  прямые и косвенные, материальные и  нематериальные, реальные  и денежные  выгоды  и расходы. Следует учитывать “внешние эффекты”. Необходим строгий контроль общества над государственными органами.

Существуют три измерения эффективности в органах государственного управления и власти:

1) выполнение стратегических целей (уровень министерств и ведомств);

2) реализация программ/проектов (уровень среднего и высшего звена руководителей);

3) решение оперативных задач (уровень сотрудников госучреждений).

Критерии эффективности управления включают ряд показателей:

1. Характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управления.

2. Характеризующих содержание организации процесса управления, текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и процесса управления, текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управлений. К нормативным характеристикам аппарата управления мог быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надежность.

3. Характеризующих рациональность организационной структуры и ее техническо-организационный уровень. К структурам относятся звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости сбалансированность распределения прав и ответственности. Оценивая эффективность управления важно определить соответствие системы управления и ее организационной структуры объекта управления.

Такие критерии призваны отразить рациональность организационного построения управляющих подсистем. Критерии:

1. Целевая обоснованность организации и функционирование субъектов управления.

2. Затраты времени на решение управленческих вопросов.

3. Стиль функционирования субъектов управления.

4. Сложность организации субъектов управления, их подсистем и звеньев.

5. Общие (совокупные) экономические, социальные, технические, кадровые и  другие издержки на содержание и обеспечение функционирования соответствующих субъектов управления, их подсистем и звеньев.

Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность управления может быть оценена по степени достижения этих целей: по конечным результатам производственной деятельности, по качеству планирования, по эффективности вложений, по увеличению скорости оборачиваемости капитала и т.п. Самым простым примером может служить оценка эффективности управления по показателю уровня прибыли, по тенденции увеличения или снижения этого показателя.

Другим экономическим критерием эффективности, подчиненным критерию прибыльности, является продуктивность, характеризуемая показателями индивидуальной и групповой производительности труда, объемом выпускаемой продукции, качеством продукции. Сюда же относятся показатели использования материальных ресурсов, человеческих ресурсов, внедрение нововведений.

Эффективность управления все чаще отождествляется с экономичностью: полезный результат сравнивается с затратами деятельности, причем среди последних различаются затраты, действительно влияющие на получение полезного результата, а также неизбежные и неоправданные потери.

Современная теория управления приходит к необходимости, во-первых, согласования показателей эффективности управления с показателями эффективности и производительности фирмы; во-вторых, к необходимости учета многостороннего воздействия управления на фирму, используя набор дополнительных критериев.

Таким образом, современный комплексный анализ "выхода" организации, с точки зрения ее эффективности, включает многосторонний учет социальных и экологических последствий производственной деятельности, влиянию производимой продукции или услуг на потребителя.

1.2. СУЩНОСТЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

Оценка эффективности управления в организации помогает понять сильные стороны и недостатки, соответствие изначальному плану, приводит ли деятельность к достижению запланированных результатов и какие изменения необходимо внести в процесс функционирование организации, чтобы сделать её более эффективной.

Информация, полученная в ходе оценки, позволяет принимать взвешенные, обоснованные решения об организационном развитии. Оценка может быть полезной на различных стадиях функционировании организации.

Для проведения оценки управления организацией необходимо определить ее цели и задачи; использовать систематический подход к сбору и анализу информации; четко знать, какие решения руководители должны принять на основании результатов оценки. Оценки – сложное и дорогостоящее мероприятие. [3,c.30]

Планирование оценочной деятельности:

1. Определение цели оценки.

2. Определение уже имеющейся  в организации информации и  выявление информационных пробелов.

3. Разработка вопросов, ответы  на которые предполагается получить  в ходе оценки.

4. Определение возможных  подходов к структуре (модели) оценки, сбору и анализу данных, новым  источникам информации.

5. Принятие решения о  том, будет ли это внутренняя  или внешняя оценка; определение  умений и навыков, которые необходимы  отдельному эксперту или команде  для проведения оценки.

6. Составление примерного  графика и сметы работ.

В ходе оценки следует учитывать принципы полезности, выполнимости, соблюдение принципов этичности и законности, точности и достоверности информации.

Общая схема методики оценки эффективности деятельности (и управления деятельностью) следующая: ЭД = Р/Ц х ЗО/ЗП, где Ц – цель деятельности; Р – результат деятельности; ЗО – оптимальные затраты; ЗП – производительные затраты; ЭД – показатель эффективности деятельности.

Используя методологию Р. Акофа и Ф. Эмери, отечественные учёные А. Д. Урсул и А. И. Дронов ещё в середине 80-х годов предложили формулу эффективности деятельности, основанную на учёте четырёх основных параметров деятельности: результативности, целеосуществлённости, объективной значимости и оперативности. [3,c.33]

ЭД = Ц/П х Р/Ц х ТО/ТД х (РП/З – РН/ЗК), где ЭД – коэффициент эффективности деятельности; Ц – цель деятельности; П – потребность, на удовлетворение которой направлена деятельность; Р – результат деятельности; ТО – оптимальное время для осуществления целевого проекта; ТД – действительно затраченное время; З – общие затраты; РП – общие позитивные затраты; РН – общие негативные результаты; ЗК – величина отражающая степень негативности результатов и включающая затраченные усилия и ресурсы. Данная формула может быть в основе для подготовки методики оценки эффективности любой деятельности.

Для оценки эффективности можно использовать любой из перечисленных ниже подходов в зависимости от обстоятельств.

Целевой подход. Основной критерий для оценки эффективности – достижение цели. Применение целевого подхода связано с рядом проблем:

Информация о работе Эффективность государственного управления