Эффективность государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы определяется фундаментальными преобразованиями во всех сферах общественной жизни России и необходимостью коренного переосмысления роли управленческих структур всех уровней в современном обществе.
Анализировать проблему повышения производительности и эффективности управления, давать ей адекватную оценку – задача сложная.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Эффективность процесса управления 5
1.1. Сущность и критерии понятия «эффективность управления» 5
1.2. Сущность оценки эффективности управления 9
ГЛАВА 2. Эффективность государственного управления 13
2.1. Оценки производительности и эффективности государственного управления 13
2.2. Оценка эффективности государственных политики и программ 16
Заключение 22
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

НАДЯ.docx

— 49.96 Кб (Скачать файл)

Сейчас особое внимание уделяется проблемам повышения качества и эффективности работы органов государственной власти, оказывающих услуги населению. Это связывают с ростом спроса на различные услуги, увеличением их объема и стоимости, что вызывает необходимость в дополнительных финансовых расходах, покрываемых в основном за счет налогов с населения. Работать приходится в условиях ограниченности государственных ресурсов и постоянного дефицита государственного бюджета, поэтому так важно повышать инновационный потенциал государственного управления, в том числе за счет разнообразных федеральных, региональных и муниципальных программ.

В мире накоплен положительный опыт повышения эффективности государственной политики в ряде социально-ориентированных областей.

 Охрана окружающей  среды. Для того чтобы получать максимальный эффект, государству следует вмешиваться избирательно. Отказ от вносящих искажение субсидий дает три выгоды: снижается деградация окружающей среды, достигается большее равенство, и экономятся бюджетные средства. Эффективные “зеленые” налоги способствуют использованию более “чистых” энергоносителей. Полезным для окружающей среды и роста может стать переход от налогов на доход к налогам на потребление. Прогрессивные налоги на потребление обеспечивают равенство и, поощряя сбережения, способствуют экономическому росту. В мировой практике распространено применение специализированной экологической оценки (экспертизы) при принятии государственных решений.

Одна из основных дилемм при оценке государственных программ и политики заключается в том, что они в демократическом государстве должны отвечать двум основным критериям: быть экономически эффективными и обеспечивать справедливое распределение государственных средств, что часто ведет к конфликтной ситуации, особенно когда происходит выбор приоритетов на основе различных ценностей и интересов. Вследствие этого возникают трудности, как политического, так и технического характера, что значительно усложняет процедуру оценочных исследований, а часто отказ от их проведения.

Оценка политики эффективна лишь в том случае, если она основывается на правильно проведенных оценочных исследованиях, представляющих совокупность научных методов сбора и систематизации информации, а также её анализ. [3,c.58]

Главные инструменты и средства, используемые при проведении оценочных исследований, можно условно разделить на две основные группы.

1. Научные методы оценки.

Методы анализа:

• модели анализа «выгоды – издержки», «выгоды – эффективность», «выгоды – результаты»;

• моделирование и разработка сценариев (имитация) социальных процессов;

• анализ и оценка в проведении пилотных проектов и экспериментов;

• анализ социальных индикаторов и статистических данных;

• сравнительный анализ;

• исследование конкретных примеров и ситуаций (кейсов).

Методы сбора данных:

• открытое и скрытое наблюдение;

• проведение социологических исследований;

• анкетирование;

• интервьюирование;

• обсуждение в фокус-группе;

• контент-анализ;

• консультирование и оценка экспертов (метод Дельфи).

2. Традиционные (общественные) формы оценки:

• межведомственные заседания по оценке возможных результатов;

• консультации с заинтересованными сторонами;

• парламентские слушания;

• отчеты государственных руководителей;

• контрольные комиссии и инспекции;

• государственный аудит;

• разработки и анализ бюджета;

• оценка со стороны профессиональных ассоциаций, СМИ и др.

Особое внимание в настоящий момент уделяется такому эффективному инструменту, как анализ влияния – относительно новому правлению, активно разрабатываемому в последнее время и широко используемому в работе государственных структур, особенно федеральных министерств и ведомств, занятых разработкой общественной политики и целевых программ. Под термином «влияние» понимается целенаправленное воздействие на различные сферы общественной жизни со стороны государственно-административных структур в процессе выполнения политики/программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, оценка эффективности управления является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.

Основываясь на материалах, собранных в ходе исследования данной темы, в соответствии с целью и задачами данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Эффективность управления представляет собой результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели имеют как количественные характеристики, так и качественные.

2. Оценка эффективности управления в организации помогает понять сильные стороны и недостатки, соответствие изначальному плану, приводит ли деятельность к достижению запланированных результатов и какие изменения необходимо внести в процесс функционирование организации, чтобы сделать её более эффективной.

Информация, полученная в ходе оценки, позволяет принимать взвешенные, обоснованные решения об организационном развитии. Оценка может быть полезной на различных стадиях функционировании организации.

Для оценки существует 3 подхода, выбор которых зависит от обстоятельств. Это целевой подход, системный подход, многопараметрический подход и модель конкурирующих оценок.

3. Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

4. Государство как главный субъект власти тесно связано со всеми сферами общественной жизни и представляют собой главный инструмент реализации интересов всего общества. Здесь определяющую роль играют функции государства как управляющей системы. Государственное управление, как и управление, частным предприятием должно стремиться к максимальной производительности и эффективности.

Для осуществления радикальных перемен в обществе, для решительных экономических преобразований необходима адекватная им система управления, которая смогла бы на базе рыночных отношений, государственного регулирования и новых морально-этических позиций обеспечить эффективность производства, удовлетворить потребности населения. А для выбора направления дальнейшего движения и подведения итогов проделанной работы необходим налаженный, адекватный и слаженный механизм оценки эффективности управления, проработки результатов такой оценки, формулировки рекомендаций  и оперативного применения этих результатов в дальнейшей деятельности.

Критерии и оценки эффективности государственного управления и государственных структур на научном уровне стали разрабатываться недавно. Ученые стремятся свести их в единую систему, придать стройность, выделить закономерности, обосновать теорию эффективности управления государственной власти. Научный анализ в этой области существует в отдельных фрагментах, представленных в различных научных дисциплинах.

Это связано с трудностью, обширностью исследуемой проблемы, и с политической остротой выводов. Однако в последнее время аспекту эффективности государственной власти стало уделяться заметное внимание в нашей литературе. [11,c.12] Суждения оценочного и сравнительно - оценочного плана, касающиеся эффективности власти, высказываются очень часто, опираясь как бы на сами собой разумеющиеся некие общечеловеческие мерки эффективности. Хотелось бы в связи с этим подчеркнуть, что такого рода мерки должны носить конкретно-исторический характер и быть связаны, прежде всего, с цивилизационными рамками и условиями осуществления государственной власти. [1,c.72]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Анализ и оценка эффективности государственного управления: теоретический аспект / И.В. Коврижных - Наука и практика организации производства и управления (Организация – 2008): сборник научных докладов Международной научно - практической конференции [Часть I] / Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ,2008.
  2. Анализ и оценка эффективности управления в организации / И.В. Коврижных: Учебно-методическое пособие. – Барнаул: АФ СибАГС, 2006.
  3. Анализ и оценка эффективности управления в организации: Хрестоматия для дистанционного обучения./ О.В. Симагина.- Новосибирск. :СибАГС, 2013.
  4. Государственное и муниципальное управление: Справочник. – М.: Магистр, 2007.
  5. Государственное управление: Основы теории и организации / Под ред. В. А. Козбаненко.— М.:Статут, 2008.
  6. Общее управление организацией. / З.П. Румянцева - Теория и практика: Учебник. — М.: ИНФРА—М, 2010.
  7. Организации: поведение, структура, процессы. Пер. с англ./Дж. Л. Гибсон, Д. М. Иванцевич, Д. X. Доннели — 8-е изд. — М., 2010.
  8. Стратегия и экономическая политика государства/ Е.Н, Ведута: — М.: Академический Проект, 2009.
  9. Теория организации и организационное проектирование: Учеб. Пособие / под ред. Т. П. Фомкиной, Ю. А. Корсакова, Н. Н. Слонова. – Саратов, 1997.
  10. Теория организации: Курс лекций. / П.В. Шеметов—       МИНФРА—М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004.
  11. Ценность как проблема науки в государстве / Л.С. Мамут - Общественные науки и современность. – 2007.
  12. Человеческие ресурсы управления / Дж.М. Иванцевич, А.А. Лобанов - М.: Дело, 2013.

 


Информация о работе Эффективность государственного управления