Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Главная цель курсовой работы провести оценку экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
-определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;
- анализ основных показателей экономической безопасности России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……6
Общее понятие экономической безопасности………………………….6
Экономическая безопасность как вид государственной безопасности…………………………………………………………….10
Внутренние и внешние угрозы, воздействующие на экономическую безопасность…………………………………………………………….15
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ………………………………………………21
Валовой внутренний продукт………………………………………….21
Демографические показатели…………………………………………22
Индикаторы уровня жизни населения…………………………………23
Энергетическая безопасность………………………………………….25
Внешнеэкономическая деятельность………………………………….26
Необходимые меры и действия для обеспечения экономической безопасности страны…………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….34

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 68.85 Кб (Скачать файл)

- показатели объемов и темпов промышленного  производства,

- отраслевой структуры хозяйства и динамики отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

- показатели, характеризующие  природно-ресурсный,  производственный,   научно-технический потенциал страны;

- показатели, характеризующие динамичность  и  адаптивность  хозяйственного  механизма,  а также  его  зависимость  от  внешних  факторов  (уровень  инфляции,  дефицит консолидированного   бюджета,   действие    внешнеэкономических    факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

- показатель  качества жизни (ВВП  на  душу  населения,  уровень  дифференциации  доходов, обеспеченность основных групп населения материальными  благами  и  услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.)

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая  безопасность - это  способность  экономики   обеспечивать   эффективное  удовлетворение общественных потребностей на национальном  и  международном  уровнях.  Иными словами,  экономическая   безопасность   представляет   собой   совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному  динамическому росту  национальной  экономики,  её  способности  удовлетворять  потребности общества,  государства,  индивида,  обеспечивать  конкурентоспособность  на внешних и внутренних  рынках,  гарантирующую  от  различного  рода  угроз  и потерь.

Из этого можно сделать два вывода:

Во-первых, экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики, то есть, наряду  с  защитными  мерами, осуществляемыми государством,  она  должна  защищать  сама  себя  на  основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Во-вторых, обеспечение  экономической  безопасности  страны  не  является прерогативой какого-либо  одного  государственного  ведомства,  службы.  Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми  звеньями и структурами экономики.

 

1.2 Экономическая безопасность как вид государственной безопасности

 

Признаками государства являются:

  • наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти;
  • право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;
  • определенная территория, на которую распространяется юрисдикция государства и на которой проживает ее население.

Жизнь и деятельность народа, государства развертываются в различных сферах, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства. В содержательном плане выделяются следующие виды (сферы) его деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, технологическая, культурная, интеллектуальная, информационная, демографическая, психологическая и многие другие.

Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз.

Угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости.

Существуют следующие виды государственной безопасности:

  • геополитическая безопасность;

Геополитическая безопасность – это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность государственных интересов.

  • политическая безопасность;

Каждое государство заинтересовано в наличии стабильной внутренней политической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Политическая безопасность – это состояние защищенности геополитической жизни страны. Цель политической безопасности определяется типом государства. Сущность политической безопасности определяется возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства.

  • военная безопасность;

Военная безопасность – это способность защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внутренних и внешних угроз. Военная безопасность включает в себя следующие сферы: государственные границы, вооруженные силы, сдерживание, военное образование, военная наука и военная промышленность.

  • экономическая безопасность.

Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. Ученые предлагают собственные дефиниции, определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями и явлениями. Однако в рассматриваемой сфере еще много «темных пятен». До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.

Легальное определение понятия «экономическая безопасность» можно обнаружить в Федеральном законе от 13 октября 1995г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики – главный признак экономической безопасности.

Поэтому в сжатом (концентрированном) виде можно сказать, что национальная экономическая безопасность есть состояние защищенности основных национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз.

Важно подчеркнуть, что такие понятия как «условия», «факторы», «соотношение» характеризуют экономическую безопасность с разных точек зрения. Так, условие есть среда (окружение), в которой протекает (реализуется) экономическая безопасность. Различают экономические, геополитические, экологические, правовые и иные условия. Фактор выступает причиной, движущей силой экономической безопасности. Соотношение экономических интересов понимается как их взаимное отношение, расположение относительно друг друга.

Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Объектами экономической безопасности являются:

  • экономическая система страны: производители и продавцы продукции, работ и услуг;
  • природные богатства страны – сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые.

Субъекты экономической безопасности – это:

  • функциональные и отраслевые министерства и ведомства;
  • налоговые и таможенные службы;
  • банки, биржи, фонды и страховые компании;
  • производители и продавцы продукции, работ и услуг;
  • общества защиты прав потребителей.

В России доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996г. № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Как отмечено в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, «в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в Российской Федерации и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне». Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ на ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Совет Безопасности РФ и др.) возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиск оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению (т.е. по выходу страны из зоны опасности), проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.

Для понимания сущности угроз экономической безопасности России рассмотрим структуру современного мирового сообщества.

Некоторые ученые делят мировое сообщество на две части: привилегированные и примыкающие к ним богатые развитые государства (Кувейт, Арабские Эмираты, Сингапур и некоторые другие) с населением около 1млрд. человек («золотой миллиард») и остальные непривилегированные страны.

Другие ученые делят страны на три группы: страны «золотого миллиарда», новые индустриальные страны, закрепившиеся на периферии развитого мира (Китай, Индия, большинство «азиатских тигров», часть стран Латинской Америки, бывшие социалистические страны, большинство нефтедобывающих государств), и, наконец, третья группа так называемых «падающих» государств (значительная часть стран Американского континента и Азии, а также бывшего СССР).

Особенность такого разделения стран в том, что конкуренция между указанными группами государств практически невозможна, «вертикальные» перемещения наверх чрезвычайно затруднены, в то время как конкуренция внутри каждой из групп приобретает все более жесткий характер.

Место России по общим экономическим показателям можно определить на нижней границе второй группы государств. Реальность угрозы закрепления на этой границе и возможного дальнейшего ослабления позиций основана на структурном регрессе экономики России как основной тенденции прошедшего десятилетия.

 

1.3 Внешние и внутренние угрозы, воздействующие на экономическую безопасность

Непосредственную опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние угрозы.

К внешним относятся, прежде всего, факторы геополитические и внешнеэкономические, а также глобальные экологические процессы.

Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требует: во-первых, чтобы участие страны в мирохозяйственных связях создавало наиболее благоприятные условия национального производства; во-вторых, чтобы национальная экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятное развитие событий в мире как в экономической, так и в политической области, хотя полностью избежать этого влияния в условиях открытой экономики невозможно.

К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

- преобладание  сырьевых товаров в экспорте,

- потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции:

  1. зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;
  2. увеличивающаяся внешняя задолженность;
  3. недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;
  4. неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта;
  5. неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции.

Информация о работе Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны