Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Главная цель курсовой работы провести оценку экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
-определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;
- анализ основных показателей экономической безопасности России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……6
Общее понятие экономической безопасности………………………….6
Экономическая безопасность как вид государственной безопасности…………………………………………………………….10
Внутренние и внешние угрозы, воздействующие на экономическую безопасность…………………………………………………………….15
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ………………………………………………21
Валовой внутренний продукт………………………………………….21
Демографические показатели…………………………………………22
Индикаторы уровня жизни населения…………………………………23
Энергетическая безопасность………………………………………….25
Внешнеэкономическая деятельность………………………………….26
Необходимые меры и действия для обеспечения экономической безопасности страны…………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….34

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 68.85 Кб (Скачать файл)

Источник: [16, c. 34]

 

Анализ основных демографических показателей выявляет их сильно негативные тенденции развития. Идет ежегодная естественная убыль населения, нация просто вырождается. Многие молодые семьи не решаются заводить более одного ребенка, опасаясь жилищных и финансовых трудностей. Количество детей на одну женщину в репродуктивном возрасте сейчас в России – 1,2. Для сравнения – в Швеции, Финляндии, Норвегии этот показатель равен 2 – 2,4. В России низкая продолжительность жизни (в Японии этот показатель 85 лет, то есть среднестатистический россиянин живет на 20 лет меньше среднестатистического японца). Фактором, обусловившим это, является социально – экономическая нестабильность. В России, как и во всем мире, на первом месте среди причин смертности – сердечно–сосудистые заболевания, а вот на втором, в отличие от других стран, где эта причина на третьем месте, причины, имеющие сугубо социальную природу (алкоголизм, наркомания, убийства, суицид, травматизм на производстве, ДТП и т.п.).

Миграционные процессы характеризуются оттоком высококвалифицированной рабочей силы в западные страны и притоком низкоквалифицированных «гастарбайтеров» из стран ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Таджикистан, Азербайджан и т.д).

 

2.3 Индикаторы  уровня жизни населения

 

 

Уровень жизни - это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей. Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Понятие уровня жизни неразделимо связано с понятием качества жизни. Качество жизни показывает степень развития и полноту удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении и так же как и уровень жизни, включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей.

Одной из важнейших предпосылок, обеспечивающих достижение максимально высокого качества жизни населения является проведение эффективной политики благосостояния населения. Центральное место в политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост качества жизни граждан.

 

Таблица 2.3 - Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения

 

Индикаторы уровня жизни населения:

Январь – февраль 2011г.

Среднедушевые денежные доходы (в месяц), рублей

14095,7

Реальные располагаемые среднедушевые денежные доходы,  
в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

106,8

Среднемесячная номинальная начисленная заработная 
плата работников организаций, рублей

16123,6

Реальная начисленная заработная плата, 
в процентах к соответствующему периоду

99,5

Средний размер назначенных месячных пенсий  
на 1.01.2011 года, рублей

7454,8

Реальный размер назначенных месячных пенсий, 
в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

113,6


Источник: [17, c. 34]

 

 

2.4 Энергетическая безопасность

 

 

 

Проблема обеспечения энергетической безопасности весьма актуальна в последнее время, причем обусловлено это не только естественными причинами, такими как ограниченность топливных ресурсов в природе и ростом энергопотребления, но и причинами экономического и политического характера - рост доли России в топливно-энергетическом балансе многих стран, прежде всего Европы.

Руководители РФ заявляют о готовности России стать гарантом энергетической безопасности Европы. Однако современное состояние топливно–энергетического комплекса заставляет говорить в первую очередь о собственной энергетической безопасности.

В настоящее время энергетическая безопасность России в основном обеспечивается за счет старых производственных мощностей, не смотря на их низкую надёжность и высокую степень износа. Степень износа основных фондов к концу 2005 г. возросла в отраслях топливной промышленности - до 50,7% по сравнению с 44,2% в 1991. Наибольший рост старения оборудования за годы переходной экономики произошел в электроэнергетике, где степень износа увеличилась более чем на 30% и составляла 57,8%. По прогнозу экспертов, при сохранении сложившихся тенденций будет продолжаться процесс активного физического и морального старения энергетического оборудования и выработка предельного эксплуатационного ресурса до 2015 г.

В сложившейся ситуации необходимо заблаговременно осуществить наращивание заделов, поскольку сроки нового строительства электростанций могут значительно превышать 5-7 лет, а их модернизация потребует 2-5 лет. В результате ТЭК может оказаться существенным тормозом развития страны в перспективе, что обусловливает особую актуальность проблемы обеспечения энергетической безопасности.

 

2.5 Внешнеэкономическая  деятельность

 

Российский бюджет с 2000 года исполняется с профицитом (превышение доходов государства над расходами). Положительный баланс формируется за счет высоких цен на топливные ресурсы на мировом рынке. Экспорт России в 2010 году составил. 396,4 млрд. долларов, а импорт 229,0 млрд. долл. И большая часть экспортных средств получена за счет вывоза нефти, газа, металлов и других видов природных ресурсов. Россия по–прежнему рассматривается странами Европы как «сырьевой придаток». Изменение структуры экспорта в сторону обрабатывающей промышленности является важнейшей задачей нашего государства.

Теоретические аспекты конкурентоспособности нации более 20 лет назад сформулировал Майкл Портер, известный теоретик в области управления, однако он не определил конкретных показателей конкурентоспособности. В 2000 году группа экономистов из Великобритании на Всемирном экономическом форуме в Давосе представила свою методику определения индекса глобальной конкурентоспособности. Этот показатель учитывает 9 основных критериев: институциональная среда, состояние инфраструктуры, макроэкономические показатели, развитие здравоохранения и начального образования, высшее образование и профессиональное обучение, эффективность рынка, технологическая восприимчивость, организация бизнеса и деловая практика, инновации. Россия оказалась на 62 месте (лидеры – Швейцария, Финляндия, Швеция, Дания, Сингапур, США, Япония, Германия), что внушает серьезные опасения в свете вступления России в ВТО. Возможно, угроз отечественному производителю возникнет намного больше, нежели выгод, которые Россия получит.

Таким образом, анализ основных показателей экономической безопасности РФ, несмотря на ряд положительных тенденций, таких как рост ВВП и реальных доходов населения, снижение темпов инфляции, выявил ряд существующих и потенциальных угроз обеспечению благоприятного социально – экономического развития России.

 

 

2.6 Необходимые  меры и действия для обеспечения  экономической безопасности страны

 

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности строится на вариантах прогнозов экономического и социального развития страны и ее регионов и должна корректироваться в зависимости от развития событий по тому или иному варианту, а также с учетом определенных временных периодов.

При этом должна быть сформирована полноценная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших структурных сдвигов и способная взять на себя функцию поддержания экономики страны на безопасном уровне на основе четко определенных границ и критериев (условий) государственного вмешательства в экономику (в частности, границ государственного сектора), а также разработку эффективных методов государственного регулирования.

Государство также не должно допускать, чтобы деятельность хозяйствующих субъектов несла в себе угрозы экономической безопасности и была направлена во вред его гражданам. В этих целях необходимо подготовить и реализовать меры по улучшению предпринимательского климата, увеличению вклада малого и среднего бизнеса в российскую экономику, развитию конкурентоспособности, демонополизации экономики, формированию фондового рынка, рынков земли и недвижимости. Кроме того, следует также принять меры по повышению качества и обоснованности законопроектов на всех уровнях власти и обеспечить соблюдение законности всеми, включая органы государственной власти.

Для поддержания экономической безопасности государство должно предусмотреть:

- проведение  институциональных преобразований, способствующих координации действий  и сближению стратегии действующих  общественных институтов;

- выработку  и принятие общих принципов  экономического и социального  поведения для всех участвующих  в хозяйственном процессе сторон  за счет их максимальной унификации (сокращение и ликвидация льгот  и различных преференций), законодательное  ограничение лоббизма;

- создание  механизма разрешения спорных  вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических  отношений между федеральными  органами исполнительной власти  и органами исполнительной власти  страны;

- организацию  обучения кадров современным  методам анализа хозяйственной  деятельности предприятий и оценки  инвестиционных проектов;

- повышение  социальной стабильности в обществе  и недопущение роста социальной  напряженности;

Соответственно в среднесрочной перспективе должны решаться следующие взаимосвязанные задачи:

- поддержка  эффективных и конкурентных производств  при последовательном свертывании  бесперспективных и устаревших  производств;

- развитие  инфраструктуры экономики, необходимой  для реализации структурных преобразований;

- обеспечение  более эффективного экономического  использования ресурсов;

- сохранение  наиболее ценных элементов накопленного  научно-технического потенциала;

- преодоление  структурных деформаций, согласование  структуры производства и платежеспособного  спроса;

- ускорение  адаптации предприятий к рыночным  условиям;

- диверсификация  экспортного потенциала;

- обеспечение  повышения экологической безопасности.

Решение этих задач позволит государству устранить одну из главных проблем (угроз) экономической безопасности - неконкурентоспособность большинства отраслей национальной экономики.

Исходя из этого, структурная политика должна реализовываться на макро- и микроэкономическом уровнях по трем основным направлениям, определяющим ориентиры деятельности органов государственной власти по селективной поддержке элементов экономики для обеспечения экономической безопасности государства.

На макроэкономическом уровне в ходе проведения структурной политики должны решаться следующие задачи:

- повышение  совокупного спроса;

- увеличение  нормы сбережений и обеспечение  условий трансформации накоплений  в инвестиции;

- стимулирование  перелива всех видов ресурсов  из стаг-нирующих секторов в  секторы роста;

- увеличение  валовых инвестиций;

- стимулирование  экспорта;

- регулирование  импорта в целях защиты отечественных  производителей в рамках общепринятых  процедур.

Сохранение, поддержание, развитие и эффективное использование научно- технического потенциала следует рассматривать как важнейшее стратегическое направление обеспечения экономической и военной безопасности страны. В этих целях необходимо разработать долгосрочную государственную концепцию научно- технического развития страны, определить на ближайший период приоритеты государственной научно-технической политики, в первую очередь в тех областях, где имеются достаточные преимущества перед другими странами, признать науку в числе важных стратегических приоритетов страны, требующих от государства проведения соответствующей политики по ее поддержке и финансированию, прежде всего материальному обеспечению отечественных ученых.

В целях стабилизации общества проводимая государством социальная политика должна содействовать консолидации общества при условиях достижения устойчивого экономического положения граждан, повышения уровня жизни населения, в том числе за счет увеличения денежных доходов,

что позволит предотвратить угрозу безопасности страны с точки зрения возможных социальных конфликтов. Процесс расслоения общества, протекающий быстрыми темпами, является дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов. Проблема бедности, уровень которой измеряется как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, требует незамедлительного решения в рамках специальной программы с помощью комплекса законодательных и нормативных мер. При крайней поляризации общества положение осложняется отсутствием среднего класса, являющегося гарантом стабильности.

Реализация экономической политики должна сопровождаться не углублением поляризации общества, а равномерным, справедливым распределением бремени кризисного периода между различными социальными группами населения.

Принятие дополнительных мер по социальной поддержке работников предприятий в условиях применения процедуры банкротства и внесение дополнений и изменений в имеющуюся правовую базу призваны смягчить социальные издержки в ходе реализации законодательства о банкротстве и создать оптимальные условия для проведения реорганизационных и ликвидационных процедур в отношении предприятий, находящихся в критическом финансовом положении, и тем самым предотвратить возможные социальные конфликты, являющиеся угрозой безопасности общества.

В настоящее время обострились проблемы миграции внутри ряда стран. Регулирование внутренних потоков миграции требует разработки мероприятий по следующим направлениям:

- установление  дополнительных льгот и социальных  гарантий для лиц, переселяющихся  в районы более привлекательные, а также установление дополнительных  льгот и стимулов, направленных  на сдерживание оттока населения  из непривлекательных районов;

- решение  комплекса проблем, связанных с  обустройством и трудоустройством  мигрантов, выезжающих из ряда  районов;

- создание  правовой и социально-экономической  базы привлечения и закрепления  населения в сельской местности  в условиях реализации земельной  реформы, включая разработку организационных  форм и изменение механизма  финансового обеспечения переселения, а также систему льгот для  переселенцев.

Информация о работе Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны