Экономическая деятельность предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в определении экономической деятельности предприятия, ее основы и сформулировании пути ее оптимизации. Данная цель достигается с помощью решения следующих задач:
дать понятие предприятия, цели и направления деятельности;
рассмотреть организационно-правовые формы предприятий;
изучить производственную и организационную структуры предприятия;
выявить внешнюю и внутреннюю среду предприятия.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 75.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Структура предприятия

Важнейшим фактором, определяющим конечные результаты деятельности предприятия  и его эффективность, является его  структура. Структура предприятия  – это состав и соотношение  его внутренних звеньев (цехов, участков, отделов, служб) и формы их взаимосвязи  в процессе деятельности предприятия. Различают общую, производственную и организационную структуру  управления предприятием.

Под общей структурой предприятия  понимается комплекс производственных и непроизводственных подразделений, их связи и соотношения по численности работников, площади, пропускной способности.

Производственная структура предприятия представляет собой форму организации производственного процесса, под которой понимается состав производственных цехов, участков и служб и формы их взаимодействия в процессе производства продукции. Таким образом, производственная структура характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию. Производственная структура формируется под воздействием многих факторов. К главным из них относятся номенклатура производимой продукции, ее конструктивные особенности и технология изготовления; трудоемкость и масштаб производства продукции; организация обслуживания производства; уровень специализации и кооперирования на предприятии.

Основной структурной  единицей крупного предприятия принято  считать цех – обособленное в  административном отношении подразделение, где выполняются основные, вспомогательные  или обслуживающие производственные процессы. Основными являются цеха, в которых непосредственно выполняются  какие-либо стадии технологического процесса по превращению исходных сырья и  материалов в готовую продукцию, на которой специализируется данное предприятие. К вспомогательным относятся цеха, обеспечивающие нормальное функционирование процесса производства (инструментальный, ремонтный, модельный, энергетический, паросиловой и др.). Обслуживающие цеха заняты оказанием различных услуг производству (транспортное, складское хозяйство, санитарно-технические устройства, телефонная связь, центральные заводские лаборатории). Побочные цеха занимаются переработкой отходов и побочных продуктов основного производства, а в подсобных цехах осуществляется деятельность, не связанная с производственным профилем предприятия (производство тары, кирпича, сельскохозяйственной продукции).

Крупные цеха состоят из производственных участков. Участок  – это наименьшее административно-производственное подразделение, где коллектив рабочих  выполняет однотипные технологические  операции или различные операции по изготовлению однотипной продукции. В зависимости от характера участия  в производственном процессе участки  делятся на основные и вспомогательные. Каждый производственный участок представляет собой совокупность рабочих мест. Рабочее место – это зона приложения труда одного или нескольких работников, определенная на основании трудовых и других действующих норм и оснащенная необходимыми средствами.

Производственная структура  предприятия не является постоянной. Она должна совершенствоваться вместе с изменением номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, объема производства, НТП и других факторов.

Под организационной структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение  работ по подразделениям и органам  управления, между которыми устанавливаются  определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.

Различают несколько типов  организационных структур: линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные, адаптивные. Рассмотрим основные характеристики этих структур.

Линейная структура характеризуется  тем, что во главе каждого подразделения  стоит руководитель, сосредоточивший  в своих руках все функции  управления и осуществляющий единоличное  руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке "сверху вниз", обязательны для  выполнения нижестоящими звеньями. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководителю.

На этой основе создается  иерархия руководителей данной системы  управления (например, мастер участка, начальник цеха, директор предприятия), т.е. реализуется принцип единоначалия, который предполагает, что подчиненные  выполняют распоряжения одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного  начальника.

Линейная структура управления используется, как правило, малыми и  средними предприятиями, осуществляющими  несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между  предприятиями.

Функциональная структура  предполагает специализацию выполнения отдельных функций управления. Для  их осуществления выделяются отдельные  подразделения (либо функциональные исполнители). Функциональная организация управления базируется на горизонтальном разделении управленческого труда. Указания функционального органа в пределах его компетенции обязательны для производственных подразделений.

Функциональная структура  управления обычно применяется на крупных  предприятиях.

Линейно-функциональная структура  позволяет в значительной степени  устранить недостатки как линейного, так и функционального управления. При этой структуре назначение функциональных служб - подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих  производственных и управленческих задач. Роль функциональных органов (служб) зависит от масштабов хозяйственной  деятельности и структуры управления предприятием в целом. Чем крупнее  фирма и сложнее ее управляющая  система, тем более разветвленным  аппаратом она располагает. В  этой связи остро стоит вопрос координации деятельности функциональных служб.

Линейно-функциональные структуры  управления используются в большинстве  предприятий.

Дивизиональная (или отделенческая) структура управления -наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы. Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально-продуктовая структура управления) или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках (дивизионально-региональная структура управления).

Каждое отраслевое отделение  представляет собой независимое  производственно-хозяйственное подразделение, состоящее из отделений и заводов. Такое самостоятельное подразделение  в большей степени ориентировано на максимизацию прибыли и завоевание позиций на рынке, чем при функциональной системе управления.

Опыт показывает, что там, где важен фактор техники и  технологии, дивизионально-продуктовая форма управления имеет безусловные преимущества.

Адаптивные структуры  управления

Другое их название - органические структуры, имеющие возможности  адаптироваться к изменениям в окружающей среде подобно тому, как это  делают живые организмы.

Адаптивная структура  управления характеризуется слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры  власти и небольшим количеством  уровней иерархии.

В настоящее время используются два основных типа адаптивных структур - проектные и матричные.

Проектная структура - это  временные органы управления, созданные  для решения конкретной задачи. Смысл  ее состоит в том, чтобы собрать  в одну команду самых квалифицированных  сотрудников организации для  осуществления сложного проекта. Когда проект завершен, команда распускается.

В матричной структуре  члены проектной группы подчиняются  как руководителю проекта, так и  руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями. Они варьируются от почти всеобъемлющей  линейной власти над всеми деталями проекта до "штабных" полномочий. Выбор конкретного варианта определяется тем, какие права делегирует руководителю проекта высшее руководство.

Выбор организационной структуры  управления, отвечающей целям предприятия  и учитывающей конкретные условия  деятельности, осуществляется на основе тщательного анализа всех факторов, оказывающих на нее влияние, оценки преимуществ и недостатков различных  типов организационных структур.

Организационная структура  выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и  оказывает активное воздействие  на процесс функционирования предприятия. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие  на объект управления и выше результативность работы предприятия.

Построение организационных  структур управления осуществляется с  учетом следующих принципов:

  1. соответствие структуры управления целям и стратегии предприятия;
  2. единство структуры и функции управления;
  3. первичность функции и вторичность органа управления;
  4. рациональное сочетание в структуре управления централизации, специализации и интеграции функций управления;
  5. соотносимость структуры управления с производственной структурой предприятия;
  6. комплексная увязка в структуре управления всех видов деятельности;
  7. соответствие системы сбора и обработки информации организационной структуре управления.

При проектировании структуры  управления необходимо соблюдать следующее  основное правило: вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать  кратчайшую цепь команд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Внешняя и внутренняя  среда предприятия

Любое предприятие находится  и функционирует в определенной среде, и каждое его действие возможно только в том случае, если среда  допускает его. Предприятие находится  в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и поддержания производственного потенциала. Факторы внешней среды являются неконтролируемыми со стороны предприятия и его служб. Под влиянием событий, происходящих вне предприятия, во внешней среде, руководителям приходится изменять внутреннюю организационную структуру, приспосабливая ее под изменившиеся условия.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на: 

  1. микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают

поставщики материально-технических  ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые  посредники, конкуренты, государственные  органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;

  1. макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она

включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних  факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности. 

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Основными клиентами предприятий  являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках: 

- потребительском; 

- производителей; 

- промежуточных продавцов,  приобретающих товары и услуги  для последующей их перепродажи  с прибылью для себя; 

- государственных учреждений; 

- международном. 

Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения. 

Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции  необходимо постоянно изучать своих  конкурентов, разрабатывать и соблюдать  определенную рыночную стратегию и  тактику. 

Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительной и исполнительной власти, население и общественные организации. 

В макросреде предприятия  действует значительно большее  количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий. 

  1. Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит

Информация о работе Экономическая деятельность предприятий