Экономическая среда функционирования организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 17:04, лекция

Описание работы

Можно выделить следующие основные группы субъектов экономической среды: потребители; поставщики; инфраструктура рынка; конкуренты; властные структуры.
В структуре экономической среды в самом широком понимании данного термина выделяют внутреннюю среду предприятия. Внутренняя среда представляет собой совокупность факторов, определяющих эффективность хозяйственной деятельности предприятия и зависящих от принимаемых управленческих решений на микроуровне. К таким факторам можно отнести:
- систему организации управления сбытом на предприятии;
- характеристики персонала предприятия и его движения;
- эффективность хозяйственной деятельности предприятия;
- финансовое состояние предприятия.

Содержание работы

1. Экономическая среда функционирования организации: сущность, факторы и субъекты
2. Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации.
3. Маркетинговый подход к формированию стратегии и тактики организации.
4. Организационно-правовые основы государственного регулирования деятельности предприятий в Республике Беларусь как основополагающий фактор внешней среды организации.

Файлы: 1 файл

тема 3.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Тема 3. Экономическая среда функционирования

организации

 

1. Экономическая среда  функционирования организации: сущность, факторы и субъекты

2. Влияние внешней  среды на стратегию и тактику  организации.

3. Маркетинговый подход к формированию стратегии и тактики организации.

4. Организационно-правовые  основы государственного регулирования деятельности предприятий в Республике Беларусь как основополагающий фактор внешней среды организации.

 

1 Экономическая среда  функционирования организации: сущность, факторы и субъекты.

Экономическая среда представляет собой совокупность независящих от субъектов хозяйствования условий и факторов, оказывающих влияние на их экономическую деятельность. Среда существования организации делится на две части. Первая часть - «ближнее» окружение - непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Вторая часть - «дальнее» окружение - включает все те факторы, которые могут оказывать опосредованное воздействие на организацию.

Основные факторы внешней  среды, воздействующие на поведение  организации, могут быть разделены на четыре крупные группы:

1. Политические  и правовые факторы:

-  налоговое законодательство;

-  расстановка политических  сил;

-  законодательство об охране окружающей среды;

-  правительственные  расходы;

-  антимонопольное  законодательство;

-  денежно-кредитная  политика;

-  меры по государственному  регулированию доступа на рынки  и выхода с них;

-  политико-экономические  отношения с иностранными государствами и их блоками;

-  условия экономической  деятельности в иностранных государствах;

-  параметры государственного  бюджета.

2. Экономические  факторы:

-  ставка процента  в экономике, которая оказывает значительное влияние на потребительский спрос, инвестиционный процесс и инновационную деятельность организаций;

-  курсы обмена валют, которые обуславливают параметры внешнеэкономического баланса страны и определяют конкурентоспособность отечественных организаций как на внешнем, так и на внутреннем рынке;

-  общее состояние  экономики, стадия экономического  цикла, которые определяют тенденции изменения как потребительского спроса, так и склонность организаций к расширению бизнеса, а также привлекательность организаций для кредиторов и инвесторов.

3. Социальные  и культурные факторы: 

-  сложившиеся потребительские стереотипы, которые определяют характеристики предлагаемых товаров и формы их маркетинга, направление на создание имиджа, максимально адекватного потребительским стереотипам;

- референтные группы, оказывающие влияние на процесс потребительского выбора;

-  социальные ценности, предопределяющие такие экономические параметры, непосредственно влияющие на экономику субъектов хозяйствования, как склонность к сбережениям, предпринимательская активность и экономическая инициативность населения;

-  степень эгалитарности общественного сознания, которая предопределяет отношения населения к инициативной экономической деятельности, к политике в области оплаты труда, а значит, в значительной степени формирует инвестиционный климат.

4. Научно-технические факторы:

-  технико-технологическое  развитие предприятия, а также  обновление ассортимента;

-  технические кадров высокой квалификации для субъектов хозяйствования;

-  степень привлекательности хозяйствования в области наукоемкого производства, а также венчурной деятельности.

5. Экологические факторы:

-  дополнительные издержки  в виде финансирования государственных экологических программ через специальные налоги и сборы, создания очистных сооружений, закупки экологически очищенных сырья и материалов, которые, как правило, несколько дороже, а также инвестиций в создание экологически безопасных видов продукции и технологий;

-  неблагополучная  экологическая ситуация приводит  к сокращению производства определенных видов сельскохозяйственных продуктов, что изменяет экономическую структуру региона, а также к росту заболеваемости населения, что вынуждает предприятия увеличивать социальные расходы на персонал.

Субъекты экономической среды организации – физические, юридические лица и их группы, оказывающие непосредственное влияние на условия её экономической деятельности.

Можно выделить следующие  основные группы субъектов экономической среды: потребители; поставщики; инфраструктура рынка; конкуренты; властные структуры.

В структуре экономической  среды в самом широком понимании  данного термина выделяют внутреннюю среду предприятия. Внутренняя среда представляет собой совокупность факторов, определяющих эффективность хозяйственной деятельности предприятия и зависящих от принимаемых управленческих решений на микроуровне. К таким факторам можно отнести:

-  систему организации  управления сбытом на предприятии;

-  характеристики персонала  предприятия и его движения;

-  эффективность хозяйственной  деятельности предприятия;

-  финансовое состояние  предприятия.

 

2. Влияние внешней  среды на стратегию и тактику  организации.

Экономическую среду  организации условно можно разделить  на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокружение) и непосредственное окружение) и внутренняя среда.

В отношении внешней  среды задача предприятия состоит  в том, чтобы обеспечивать поддержание  баланса между организацией и  внешней средой путем создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации ресурсы. Влияние внешней среды организации на формирование её стратегии заключается в определении того, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания оптимальных параметров обмена с внешней средой, а следовательно, обеспечивать устойчивое существование организации.

Можно выделить две большие  группы стратегий организации: внутренние и внешние.

Внутренние  стратегии включают в себя:

-  изменение сферы  деятельности организации;

-  амортизацию влияния  внешней среды;

-  сглаживание;

-  нормирование.

Изменение сферы  деятельности организации представляет собой целенаправленную деятельность по управлению организацией, исправленную на перераспределение усилий по взаимодействию с различными сегментами внешней экономической среды, включая изменение структуры целевых рынков сбыта, изменение структуры рынков факторов производства, а также изменение объёмов и характера взаимодействия с различными элементами инфраструктуры.

К тактическим мерам  по реализации данной стратегии можно  выделить следующие:

1  По характеру изменений:

-  диверсификация, то  есть расширение взаимодействия  с субъектами экономической среды путём роста сегментов среды, на которых осуществляется взаимодействие;

-  реконфигурация, то  есть смена сегментов взаимодействия  с субъектами внешней среды без существенного изменения количественных параметров такого взаимодействия;

-  рестрикция, то есть  уход организации с некоторых сегментов, на которых ранее осуществлялось взаимодействие с внешней экономической средой, без замены его на взаимодействие на иных сегментах.

2 По сегментам изменений:

-  изменение целевых  рынков сбыта;

-  изменение целевых  рынков приобретения факторов производства;

-  изменение в составе  используемых элементов инфраструктуры.

Амортизация влияния внешней среды представляет собой изменение объёмов и структуры имущества, источников его формирования и потенциала предприятия с целью минимизации негативного воздействия экономической среды и максимизации эффекта от использования позитивных изменений в экономической среде организации. Тактика реализации стратегии амортизации внешней среды может включать в себя следующие мероприятия:

-  реструктуризация активов в соответствии с их оптимальным соотношением, предопределяемым технико-технологическими факторами и состоянием рынков сбыта и факторов производства;

-  повышение потенциала  организации путём приобретения  дополнительных факторов производства в соответствии с ожидаемым наращиванием потребительского спроса;

-  сокращение объёмов  используемых факторов производства  в обратной ситуации;

-  реструктуризация  пассивов исходя из изменения  стоимости инвестиционных ресурсов и общей доходности экономической деятельности организации.

Сглаживание представляет собой стратегию организации, направленную на аппроксимацию влияния циклических колебаний путём сокращения по сравнению с возможным роста масштабов деятельности в период подъёма и сокращения таковых в период спада. Тактика данной стратегии включает в себя:

1  Мероприятия защиты  от «перегрева» организации в  период подъёма:

-  инвестирование части  прибыли в резервные активы  с высокой ликвидностью;

-  наращивание объёмов  деятельности в соответствии с ростом платёжеспособного спроса за прошлые периоды;

-  консервативная тактика в  сфере инвестиций;

2  Мероприятия стимулирования  развития в период спада:

-    стимулирование спроса  путём предоставления скидок  во время спада;

-  использование накопленных в период подъёма резервов для стабилизации объёмов предложения;

-  иная деятельность, направленная  сохранение и наращивание рыночной доли на целевых рынках организации.

Нормирование представляет собой стратегию, направленную на экономию используемых ресурсов путём установления технически обоснованных норм их расходов и выявления последствий и виновных при превышении установленных норм.

Внешние стратегии включают:

-  кооперирование;

-     специализацию;

-    совместную деятельность;

-     маркетинговые мероприятия.

 

3. Маркетинговый подход к формированию стратегии и тактики организации.

Маркетинг - это рыночная концепция управления, предполагающая такую организацию управления организацией, которая позволяет осуществлять производственно-сбытовую деятельность с целью получения максимальной прибыли за счет удовлетворения потребностей потребителей.

Основными принципами маркетинга являются:

-  удовлетворение потребностей  потребителей посредством приспособления производственно - сбытовой деятельности к требованиям рынка;

-  учет экономического  и социального потенциала предприятия,  конъюнктуры рынка, состояния и динамики спроса;

- формирование спроса  у потребителей различными методами, не противоречащими законодательству (в том числе и монопольному);

-  гибкая система  маркетинга (осуществление ситуационного  управления);

-  многовариантность  решения возникающих проблем;

-  построение перспективных  планов (долгосрочных);

-  маркетинговая ориентация  при решении вопросов управления  фирмой (заместитель директора по маркетингу становится первым заместителем управляющего).

Маркетинговый подход к  формированию стратегии и тактики  организации включает в себя следующие компоненты.

-  комплексное исследование  рынка, включающее анализ и  прогноз его конъюнктуры, выделение различных сегментов и исследование их параметров;

-  анализ производственно-сбытовых  возможностей организации применительно к различным сегментам рынка;

-  разработка стратегии  организации исходя из потенциала  спроса и имеющихся производственно-сбытовых возможностей;

-  разработка товарной  политики;

-  разработка системы  мероприятий по формированию  спроса и стимулированию сбыта;

-  разработка ценовой  политики;

-  оптимизация управленческих служб в соответствии с разработанной стратегией и тактикой организации;

-  формирование системы  учёта, анализа и контроля результатов  деятельности.

Стратегически маркетинговый подход означает выделение целевых рынков либо их сегментов, на которых организация  ставит своей целью добиться максимальной доли в удовлетворении спроса. Тактика организации на основе выработанной стратегии может заключаться в системе различных мероприятий по её реализации. Маркетинговый подход к формированию тактики организации можно разделить на сферы:

Информация о работе Экономическая среда функционирования организации