Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 17:04, лекция
Можно выделить следующие основные группы субъектов экономической среды: потребители; поставщики; инфраструктура рынка; конкуренты; властные структуры.
В структуре экономической среды в самом широком понимании данного термина выделяют внутреннюю среду предприятия. Внутренняя среда представляет собой совокупность факторов, определяющих эффективность хозяйственной деятельности предприятия и зависящих от принимаемых управленческих решений на микроуровне. К таким факторам можно отнести:
- систему организации управления сбытом на предприятии;
- характеристики персонала предприятия и его движения;
- эффективность хозяйственной деятельности предприятия;
- финансовое состояние предприятия.
1. Экономическая среда функционирования организации: сущность, факторы и субъекты
2. Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации.
3. Маркетинговый подход к формированию стратегии и тактики организации.
4. Организационно-правовые основы государственного регулирования деятельности предприятий в Республике Беларусь как основополагающий фактор внешней среды организации.
Тема 3. Экономическая среда
организации
1. Экономическая среда
функционирования организации:
2. Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации.
3. Маркетинговый подход к формированию стратегии и тактики организации.
4. Организационно-правовые
основы государственного
1 Экономическая среда
функционирования организации:
Экономическая среда представляет собой совокупность независящих от субъектов хозяйствования условий и факторов, оказывающих влияние на их экономическую деятельность. Среда существования организации делится на две части. Первая часть - «ближнее» окружение - непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Вторая часть - «дальнее» окружение - включает все те факторы, которые могут оказывать опосредованное воздействие на организацию.
Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, могут быть разделены на четыре крупные группы:
1. Политические и правовые факторы:
- налоговое законодательство;
- расстановка политических сил;
- законодательство об охране окружающей среды;
- правительственные расходы;
- антимонопольное законодательство;
- денежно-кредитная политика;
- меры по государственному
регулированию доступа на
- политико-экономические отношения с иностранными государствами и их блоками;
- условия экономической
деятельности в иностранных
- параметры государственного бюджета.
2. Экономические факторы:
- ставка процента в экономике, которая оказывает значительное влияние на потребительский спрос, инвестиционный процесс и инновационную деятельность организаций;
- курсы обмена валют, которые обуславливают параметры внешнеэкономического баланса страны и определяют конкурентоспособность отечественных организаций как на внешнем, так и на внутреннем рынке;
- общее состояние
экономики, стадия
3. Социальные и культурные факторы:
- сложившиеся потребительские стереотипы, которые определяют характеристики предлагаемых товаров и формы их маркетинга, направление на создание имиджа, максимально адекватного потребительским стереотипам;
- референтные группы, оказывающие влияние на процесс потребительского выбора;
- социальные ценности, предопределяющие такие экономические параметры, непосредственно влияющие на экономику субъектов хозяйствования, как склонность к сбережениям, предпринимательская активность и экономическая инициативность населения;
- степень эгалитарности общественного сознания, которая предопределяет отношения населения к инициативной экономической деятельности, к политике в области оплаты труда, а значит, в значительной степени формирует инвестиционный климат.
4. Научно-технические факторы:
- технико-технологическое развитие предприятия, а также обновление ассортимента;
- технические кадров высокой квалификации для субъектов хозяйствования;
- степень привлекательности хозяйствования в области наукоемкого производства, а также венчурной деятельности.
5. Экологические факторы:
- дополнительные издержки в виде финансирования государственных экологических программ через специальные налоги и сборы, создания очистных сооружений, закупки экологически очищенных сырья и материалов, которые, как правило, несколько дороже, а также инвестиций в создание экологически безопасных видов продукции и технологий;
- неблагополучная
экологическая ситуация
Субъекты экономической среды организации – физические, юридические лица и их группы, оказывающие непосредственное влияние на условия её экономической деятельности.
Можно выделить следующие основные группы субъектов экономической среды: потребители; поставщики; инфраструктура рынка; конкуренты; властные структуры.
В структуре экономической
среды в самом широком
- систему организации
управления сбытом на
- характеристики персонала предприятия и его движения;
- эффективность хозяйственной деятельности предприятия;
- финансовое состояние предприятия.
2. Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации.
Экономическую среду
организации условно можно
В отношении внешней среды задача предприятия состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между организацией и внешней средой путем создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации ресурсы. Влияние внешней среды организации на формирование её стратегии заключается в определении того, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания оптимальных параметров обмена с внешней средой, а следовательно, обеспечивать устойчивое существование организации.
Можно выделить две большие группы стратегий организации: внутренние и внешние.
Внутренние стратегии включают в себя:
- изменение сферы деятельности организации;
- амортизацию влияния внешней среды;
- сглаживание;
- нормирование.
Изменение сферы деятельности организации представляет собой целенаправленную деятельность по управлению организацией, исправленную на перераспределение усилий по взаимодействию с различными сегментами внешней экономической среды, включая изменение структуры целевых рынков сбыта, изменение структуры рынков факторов производства, а также изменение объёмов и характера взаимодействия с различными элементами инфраструктуры.
К тактическим мерам по реализации данной стратегии можно выделить следующие:
1 По характеру изменений:
- диверсификация, то
есть расширение
- реконфигурация, то
есть смена сегментов
- рестрикция, то есть уход организации с некоторых сегментов, на которых ранее осуществлялось взаимодействие с внешней экономической средой, без замены его на взаимодействие на иных сегментах.
2 По сегментам изменений:
- изменение целевых рынков сбыта;
- изменение целевых рынков приобретения факторов производства;
- изменение в составе
используемых элементов
Амортизация влияния внешней среды представляет собой изменение объёмов и структуры имущества, источников его формирования и потенциала предприятия с целью минимизации негативного воздействия экономической среды и максимизации эффекта от использования позитивных изменений в экономической среде организации. Тактика реализации стратегии амортизации внешней среды может включать в себя следующие мероприятия:
- реструктуризация активов в соответствии с их оптимальным соотношением, предопределяемым технико-технологическими факторами и состоянием рынков сбыта и факторов производства;
- повышение потенциала
организации путём
- сокращение объёмов
используемых факторов
- реструктуризация пассивов исходя из изменения стоимости инвестиционных ресурсов и общей доходности экономической деятельности организации.
Сглаживание представляет собой стратегию организации, направленную на аппроксимацию влияния циклических колебаний путём сокращения по сравнению с возможным роста масштабов деятельности в период подъёма и сокращения таковых в период спада. Тактика данной стратегии включает в себя:
1 Мероприятия защиты от «перегрева» организации в период подъёма:
- инвестирование части прибыли в резервные активы с высокой ликвидностью;
- наращивание объёмов деятельности в соответствии с ростом платёжеспособного спроса за прошлые периоды;
- консервативная тактика в сфере инвестиций;
2 Мероприятия стимулирования развития в период спада:
- стимулирование спроса путём предоставления скидок во время спада;
- использование накопленных в период подъёма резервов для стабилизации объёмов предложения;
- иная деятельность, направленная
сохранение и наращивание
Нормирование представляет собой стратегию, направленную на экономию используемых ресурсов путём установления технически обоснованных норм их расходов и выявления последствий и виновных при превышении установленных норм.
Внешние стратегии включают:
- кооперирование;
- специализацию;
- совместную деятельность;
- маркетинговые мероприятия.
3. Маркетинговый подход к формированию стратегии и тактики организации.
Маркетинг - это рыночная концепция управления, предполагающая такую организацию управления организацией, которая позволяет осуществлять производственно-сбытовую деятельность с целью получения максимальной прибыли за счет удовлетворения потребностей потребителей.
Основными принципами маркетинга являются:
- удовлетворение потребностей
потребителей посредством
- учет экономического
и социального потенциала
- формирование спроса
у потребителей различными
- гибкая система маркетинга (осуществление ситуационного управления);
- многовариантность решения возникающих проблем;
- построение перспективных планов (долгосрочных);
- маркетинговая ориентация
при решении вопросов
Маркетинговый подход к формированию стратегии и тактики организации включает в себя следующие компоненты.
- комплексное исследование рынка, включающее анализ и прогноз его конъюнктуры, выделение различных сегментов и исследование их параметров;
- анализ производственно-
- разработка стратегии
организации исходя из
- разработка товарной политики;
- разработка системы мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта;
- разработка ценовой политики;
- оптимизация управленческих служб в соответствии с разработанной стратегией и тактикой организации;
- формирование системы
учёта, анализа и контроля
Стратегически маркетинговый подход означает выделение целевых рынков либо их сегментов, на которых организация ставит своей целью добиться максимальной доли в удовлетворении спроса. Тактика организации на основе выработанной стратегии может заключаться в системе различных мероприятий по её реализации. Маркетинговый подход к формированию тактики организации можно разделить на сферы:
Информация о работе Экономическая среда функционирования организации