Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 17:04, лекция
Можно выделить следующие основные группы субъектов экономической среды: потребители; поставщики; инфраструктура рынка; конкуренты; властные структуры.
В структуре экономической среды в самом широком понимании данного термина выделяют внутреннюю среду предприятия. Внутренняя среда представляет собой совокупность факторов, определяющих эффективность хозяйственной деятельности предприятия и зависящих от принимаемых управленческих решений на микроуровне. К таким факторам можно отнести:
- систему организации управления сбытом на предприятии;
- характеристики персонала предприятия и его движения;
- эффективность хозяйственной деятельности предприятия;
- финансовое состояние предприятия.
1. Экономическая среда функционирования организации: сущность, факторы и субъекты
2. Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации.
3. Маркетинговый подход к формированию стратегии и тактики организации.
4. Организационно-правовые основы государственного регулирования деятельности предприятий в Республике Беларусь как основополагающий фактор внешней среды организации.
1 Товарная политика, в сфере которой возможны такие варианты тактики, как:
- массовое типовое производство с экономией на стандартизации и масштабах;
- разработка товарных предложений обособленно для каждого целевого сегмента;
- производство штучного продукта в соответствии с требованиями каждого потребителя либо их небольших групп.
2 Производственная политика, предполагающая такие основные тактические варианты, как:
- самостоятельное централизованное производство, при котором организация самостоятельно осуществляет все необходимые технологические операции в единой производственной структуре;
- самостоятельное
децентрализованное
- вертикальная кооптация, при которой часть технологических операций передаётся подрядчикам или поставщикам, у которых приобретаются материалы и комплектующие;
- горизонтальная кооптация, при которой часть производства готового продукта осуществляют иные специализированные организации под торговой маркой и с техническим контролем головной организации;
- производство на давальческой основе (толлинг).
3 Ценовая политика.
4 Сбытовая политика, которая может включать в себя:
- формирование спроса на продукцию (предоставление образцов для тестирования и опробования, льготный сбыт для входа на рынок, система призов и подарков потребителям, реклама, система скидок и т.п.);
- выстраивание каналов сбыта (собственные сбытовые структуры, системы авторизованных представителей (дилеров, дистрибьюторов), интернет-торговля, сбыт через независимых посредников и т.д.);
- имиджевое позиционирование организации в соответствии с характеристиками целевых рынков (создание и продвижение брендов, ребрен-динг, имиджевая реклама и т.п.).
Таким образом, маркетинговый подход заключается в формировании стратегии и тактики организации на основе исследования потребительского спроса, выделения его целевых сегментов и создания продукта максимально полно удовлетворяющего платёжеспособные потребности потенциальных потребителей по качеству и количеству.
4. Организационно-правовые основы государственного регулирования деятельности предприятий в Республике Беларусь как основополагающий фактор внешней среды организации
Целью государственного регулирования в экономике рыночного типа является создание условий для максимально эффективного функционирования экономической системы, заключающейся в наиболее полном удовлетворении материальных и духовных потребностей граждан в условиях минимизации привлекаемых ресурсов.
Государственные структуры осуществляют регулирование деятельности экономической системы по следующим основным направлениям:
1 Денежно-кредитная политика. Данное направление экономической деятельности государства включает в себя различные подсистемы регулирования, а именно:
- эмиссию безналичных денег и наличных денежных знаков;
- регулирование спроса и предложения денег через механизм процентных ставок,
- регулирование денежной
массы через механизм
2 Валютная политика, которая направлена на установление и поддержание определенного курса национальной валюты, а также ее динамики.
3 Бюджетная политика, которая имеет два существенных аспекта:
- фискальная политика,
которая направлена на
- политика расходов, которая определяется объемами и направлениями бюджетного финансирования, а также объемами и характером финансирования бюджетных дефицитов.
Основными методами осуществления данной политики являются различные виды бюджетных изъятий, в том числе: налоги; сборы в бюджетные и внебюджетные фонды; штрафные санкции; платежи за услуги госорганов (госпошлины); доходы от государственной собственности.
4 Внешнеэкономическая политика, направленная на регулирование внешнеэкономических операций субъектов хозяйствования. Регулирование затрагивает следующие аспекты:
- регулирование объемов экспорта и импорта;
- регулирование условий и прав доступа на внутренний рынок (а резидентов - на внешний) товаров, услуг, рабочей силы и капитала;
- характер отношений с другими государствами.
Внешнеэкономическое регулирование может осуществляться тарифными либо нетарифными методами. К нетарифным относятся квоты на экспорт и импорт, лицензирование внешнеэкономической деятельности, установление требований и условий к экспортным и импортным ценностям и др. К тарифным относятся налоги и иные бюджетные платежи, взимаемые при ввозе и вывозе ценностей (акцизы, налог на добавленную стоимость, пошлины).
5 Внутренняя экономическая политика. Внутриэкономическое регулирование заключается в создании искусственной системы стимулов для различных видов деятельности либо отдельных предприятий и их групп. Основные методы этой деятельности следующие:
- созданы системы льгот и
преференций (налоговых,
- регулирование цен (установление твердых цен на определенные товары, ограничение торговой надбавки, установление предельных индексов роста цен, ограничение рентабельности);
- государственный заказ на определенные виды товаров с целью регулирования их дальнейшего распределения;
- государственное
6 Социальная политика, которая заключается в социальной поддержке временно либо постоянно нетрудоспособных граждан, обеспечение универсального минимума социальных гарантий и прав.
К основным методам социальной политики относятся:
- прямое финансирование
- создание системы социального
страхования (государственного
- предоставление бесплатных услуг социального характера (в т.ч. образования, здравоохранения и т.п.);
- ценовое регулирование
рынков социально значимых
7 Создание законодательно-нормативной базы экономической деятельности путем регламентирования и регулирования организационных форм субъектов хозяйствования, обязательных требований к формам взаимоотношений между субъектами хозяйствования, их организации и осуществлению деятельности. Методами законодательно-нормативного регулирования экономики являются принятие законов, распоряжений исполнительных органов власти (указов, декретов, постановлений), инструктивных актов различных министерств и ведомств, а также арбитражное разрешение споров.
8 Экологическая политика, которая заключается в установлении требований и ограничений субъектов хозяйствования в плане объемов выбросов в окружающую среду загрязняющих веществ, охраны естественных ландшафтов и эксплуатации природных ресурсов, а также установление платы и санкций за вышеупомянутые действия.
Экологическое регулирование представлено следующими методами:
- налогообложением добычи природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;
- лимитированием добычи и
выбросов с запретом либо
- обязательными требованиями к продукции и технологическим процессам.
9 Создание инфраструктуры функционирования субъектов хозяйствования, т.е. строительство и поддержание в эксплуатационном состоянии объектов коммуникационной, энергетической и иной инфраструктуры.
10 Антимонопольная политика, заключающаяся в демонополизации рынков и регулировании деятельности естественных монополий путем ограничения цен, рентабельности монополистов.
Методы антимонопольного регулирования включают в себя:
- контроль за ценовой политикой
монополий, ограничение их
- контроль и запрет на слияния;
- мониторинг доли рынков;
- разукрупнение и
11 Регулирование оборота социально опасных товаров, продуктов и веществ путем установления особых требований и контроля их соблюдения в отношении производства, хранения, переработки, транспортировки, сбыта этих товаров.
12 Обеспечение социальной безопасности общедоступных товаров и технологических процессов. Особенно это касается продовольственных, сложнотехнических и детских товаров.
Информация о работе Экономическая среда функционирования организации