Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 08:15, курсовая работа
Введение
Цель работы – исследовать состояние социальной инфраструктуры современного российского города, анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области
Объект исследования - социальная инфраструктуры современного российского города.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть генезис понятия «инфраструктура».
2. Рассмотреть состав и структура социальной инфраструктуры.
3. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области
Введение
Глава 1. Теоретико - методологические аспекты исследования социальной инфраструктуры
1.1 Экономическая сущность, признаки и функции инфраструктуры
1.2 Исследование проблем инфраструктур
Глава 2. Состояние и развитие социальной инфраструктуры
2.1 Состав и структура социальной инфраструктуры
2.2 Развитие социальной инфраструктуры
Глава2. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области
Заключение
Список литературы
Несмотря
на усиление внимания к проблемам
инфраструктуры, ее конкретное содержание
остается расплывчатым и спорным, среди
ученых нет еще единства взглядов
на место и роль инфраструктуры в
системе общественного
Рассмотрим наиболее распространенные взгляды, как на сущность самой инфраструктуры, так и классификацию ее отраслей.
Под инфраструктурой принято понимать совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих как производственную, так и непроизводственную сферы экономики с целью создания условий для нормальной деятельности главных отраслей материального производства и развития производительных сил страны. В экономической энциклопедии инфраструктура определяется как комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство: строительство шоссейных дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, наука, здравоохранение и т. п.
Анализируя различные точки зрения, изложенные как в справочной, так и научной литературе можно сказать, что учеными выделяются производственная (обслуживающее производство), социальная (создающая условия для жизнедеятельности населения), институциональная (подсистема управления экономикой региона) и экологическая инфраструктуры. Иногда, рассматривая инфраструктуру как единую подсистему общественного воспроизводства, подразделяют ее на производственную и непроизводственную, а некоторые авторы к инфраструктуре относят также ряд вспомогательных и дополнительных отраслей производства.
Анализ
многочисленных определений сущности
инфраструктуры позволяет сделать
вывод о том, что она является
материальным условием для размещения
и функционирования всего общественного
производства и нормальной жизнедеятельности
населения. Однако такое определение,
будучи правильным в своей основе,
в то же время недостаточно для
полной характеристики инфраструктуры
как сферы экономики. Во-первых, из
многих определений трудно установить,
какой круг отраслей, единых по своему
функциональному назначению, включает
инфраструктура; во-вторых, отнесение
к инфраструктуре вспомогательных
и дополнительных отраслей производства
затрудняет разграничение основного
производства и инфраструктуры, так
как из этих определений трудно понять,
что подразумевается под
Следовательно,
при определении самой
Если исходить из того, что понятие "инфраструктура" буквально означает: infra - ниже, под; struktura - строение, расположение, то станет очевидным, что она представляет собой материальные условия для функционирования, либо производства, либо жизни населения, либо одновременно и того и другого.
Поэтому
при исследовании инфраструктуры представляется
более правильным горизонтальный и
вертикальный принципы подхода к
ее определению. Горизонтальный подход
будет означать укрупненную группировку
отраслей инфраструктуры по сферам деятельности,
где раскрывается их функциональное
назначение: производственная, социальная,
институциональная и
Некоторые экономисты отождествляют социальную инфраструктуру и непроизводственную сферу как сферу производства услуг и духовных благ. Эти понятия однопорядковые, но не идентичные по своему содержанию и целевому назначению. Следовательно, ни сравнивать, ни тем более противопоставлять их нельзя.
Возникновение
инфраструктуры как материального
условия функционирования производства
и жизнедеятельности населения
связано с развитием
Углубление общественного разделения труда, рост населения и усложнение его потребностей рождают новую сферу приложении труда, т.е. сферу услуг, которая, как мы увидим ниже, постепенно превращается в систему жизнеобеспечения человека.
Следовательно, возникновение инфраструктуры тесно связано с материальным производством, развитие которого рождает новые виды производства, обслуживающих и интегрирующихся с ним отраслей, форм деятельности, а рост производительности общественного труда в сфере материального производства высвобождает все большую часть ресурсов общества для обслуживания населения. Таким образом, возникновение инфраструктуры есть результат развития производительных сил общества, а ее содержание определяется внутренним экономическим единством входящих в нее отраслей и определенным функциональным назначением.
Отрасли, входящие в инфраструктуру, принимают непосредственное или опосредованное участие в общественном воспроизводстве, выступают условием создания валового внутреннего продукта. В некоторых ее отраслях продолжается процесс материального производства, а живой труд, затрачиваемый здесь, увеличивает стоимость валового внутреннего продукта, хотя и не изменяет материально-вещественную форму потребительной стоимости. Наиболее общая функция инфраструктуры в системе общественного воспроизводства, по мнению В.П. Kpacoвского, выражается преимущественно в производственных и непроизводственных услугах, в обеспечении перемещения и хранения материальной продукции.3
Анализ и обобщение существующей социально-экономической литературы, посвященной инфраструктуре позволяет сделать вывод о том, что она представляет собой совокупность отраслей и подотраслей народного хозяйства, а также производств и видов деятельности, оказывающих производственные услуги материальному производству, обеспечивающих экономический оборот в народном хозяйстве, производящих услуги и духовные блага для населения, создающих условия для охраны и воспроизводства окружающей природной среды. Для более полного анализа инфраструктуры, характеристики ее функций в системе общественного воспроизводства и определения круга отраслей подразделим ее на следующие самостоятельные виды (группы).
Производственная
Существуют
внешние и общие условия
Общие условия производства возникают как результат длительного периода развития производительных сил, а возникнув, усложняют и совершенствуют воспроизводственный процесс. "Переворот в способе производства, совершившийся в одной сфере промышленности, - писал К. Маркс, -обусловливает переворот в других сферах... Но именно революция в способе производства промышленности и земледелия сделала необходимой революцию в общих условиях общественного процесса производства, то есть в средствах связи и транспорта".
Общие условия современного производства, включают:
- транспорт
всех видов, обслуживающий
- средства
связи, обслуживающие
- материально-техническое снабжение;
- заготовку и сбыт сельскохозяйственной продукции:
- объекты
электроэнергетики (линии
Следует
подчеркнуть, что такая классификация
производственной инфраструктуры носит
укрупненный характер. Содержание понятия
инфраструктуры как общего условия
производства связано с ее межотраслевым
назначением. Приведенные отрасли
и элементы отраслей выступают инфраструктурой
материального производства в целом.
Наряду с этим каждая из них может
выступать инфраструктурой
В экономической
литературе существует также иная трактовка
классификации производственной инфраструктуры
в регионе: промышленных узлов; сельская;
капитального строительства; магистральных
видов транспорта. Здесь мы видим,
что между отраслями и
Социальная инфраструктура - совокупность отраслей, подотраслей экономики и видов деятельности функциональное назначение которых выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения. Термин "социальная инфраструктура" стал широко применяться в экономической литературе недавно. Под ним подразумевают сферу обслуживания населения, или сферу услуг и т. д.
Институциональная инфраструктура призвана обеспечить управление хозяйством района или страны. К ней относятся учреждения, регулирующие и направляющие экономику, вычислительные центры, учреждения финансово - кредитной системы и др. Отличительная особенность институциональной инфраструктуры среди других групп состоит в том, что она не выступает как самостоятельная отрасль или подотрасль, а обслуживает их в роли управляющей подсистемы. По уровню выполняемых управленческих функций в системе общественного воспроизводства она выступает как институциональная инфраструктура общества, региона, отрасли, производства и т.д.
Данная инфраструктура представляет собой сложную систему разнородных, но тесно связанных между собой элементов. Часть ее учреждений непосредственно управляет воспроизводственным процессом, и в этом смысле она является определенным субъектом управления общественным производством. Другая часть обслуживает сферу обращения (например, учреждения финансово-кредитной и банковской системы). Управленческие отношения в обеих подгруппах носят базисный характер, так как представляют из себя элементы производственных отношений, складывающихся в сфере производства, распределения, обмена и потребления.
Следует, однако, отметить, что такое разделение названной инфраструктуры условное, так как в каждой из подгрупп присутствуют элементы других. Они проявляются прежде всего в управленческих отношениях, когда, скажем, управленческим учреждениям приходится заниматься вопросами производства и, наоборот, когда субъект управления сферой материального производства проникает по тем или иным проблемам в сферу управления.
Экологическая инфраструктура состоит из сооружений и объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей природной среды. Она возникла в результате индустриального развития человеческого общества, а превратилась в настоятельную необходимость в условиях научно-технической революции, когда небывалыми темпами растут извлечение и использование разнообразных природных ресурсов, таких как нефть, газ и др., масштабы загрязнения внешней среды остаточными отходами производства и потребления.
2.2 Развитие социальной
В настоящее время начал осуществляться резкий поворот на противозатратной основе к перестройке всего общественного производства. Так, на последних конференциях, посвященном проблемам загрязнения окружающей среды, поставлена задача: "Повысить эффективность мер по охране природы. Шире внедрять малоотходные и безотходные технологические процессы. Развивать комбинированные производства, обеспечивающие полное и комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов, исключающие или существенно снижающие вредное воздействие на окружающую среду".5
Информация о работе Экономическая сущность, признаки и функции инфраструктуры