Экономическая сущность, признаки и функции инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Введение
Цель работы – исследовать состояние социальной инфраструктуры современного российского города, анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области

Объект исследования - социальная инфраструктуры современного российского города.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть генезис понятия «инфраструктура».
2. Рассмотреть состав и структура социальной инфраструктуры.
3. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико - методологические аспекты исследования социальной инфраструктуры
1.1 Экономическая сущность, признаки и функции инфраструктуры
1.2 Исследование проблем инфраструктур
Глава 2. Состояние и развитие социальной инфраструктуры
2.1 Состав и структура социальной инфраструктуры
2.2 Развитие социальной инфраструктуры
Глава2. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая региона экономика.docx

— 50.28 Кб (Скачать файл)

Несмотря  на усиление внимания к проблемам  инфраструктуры, ее конкретное содержание остается расплывчатым и спорным, среди  ученых нет еще единства взглядов на место и роль инфраструктуры в  системе общественного воспроизводства, группирование ее отраслей, до конца  не уточнены границы между инфраструктурой  и основным производством, между  различными ее группами, слабо исследованы  также проблемы совершенствования  экономического механизма хозяйствования в этой важной сфере приложения общественного труда.

Рассмотрим  наиболее распространенные взгляды, как  на сущность самой инфраструктуры, так и классификацию ее отраслей.

Под инфраструктурой принято понимать совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих как производственную, так и непроизводственную сферы экономики с целью создания условий для нормальной деятельности главных отраслей материального производства и развития производительных сил страны. В экономической энциклопедии инфраструктура определяется как комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство: строительство шоссейных дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, наука, здравоохранение и т. п.

Анализируя  различные точки зрения, изложенные как в справочной, так и научной  литературе можно сказать, что учеными  выделяются производственная (обслуживающее  производство), социальная (создающая  условия для жизнедеятельности  населения), институциональная (подсистема управления экономикой региона) и экологическая  инфраструктуры. Иногда, рассматривая инфраструктуру как единую подсистему общественного воспроизводства, подразделяют ее на производственную и непроизводственную, а некоторые авторы к инфраструктуре относят также ряд вспомогательных и дополнительных отраслей производства.

Анализ  многочисленных определений сущности инфраструктуры позволяет сделать  вывод о том, что она является материальным условием для размещения и функционирования всего общественного  производства и нормальной жизнедеятельности  населения. Однако такое определение, будучи правильным в своей основе, в то же время недостаточно для  полной характеристики инфраструктуры как сферы экономики. Во-первых, из многих определений трудно установить, какой круг отраслей, единых по своему функциональному назначению, включает инфраструктура; во-вторых, отнесение  к инфраструктуре вспомогательных  и дополнительных отраслей производства затрудняет разграничение основного  производства и инфраструктуры, так  как из этих определений трудно понять, что подразумевается под вспомогательными и дополнительными отраслями; в-третьих, отсутствие разграничения понятий "социальная инфраструктура", "сфера  услуг", "сфера обслуживания населения", "непроизводственная сфера" не дает также возможности точного определения  сущности социальной инфраструктуры, круга отраслей, включаемых в ее сферу.

Следовательно, при определении самой инфраструктуры и ее видов, классификации се отраслей мы должны, видимо, исходить из определенных принципов, совокупность которых позволила  бы ту или иную отрасль, подотрасль общественного производства или даже вид деятельности отнести к инфраструктуре. Прежде всего, речь идет о функциональном назначении инфраструктуры в системе общественного воспроизводства, какие функции выполняет та или иная отрасль или подотрасль в системе производство - распределение - обмен - потребление. Далее мы должны исходить из того, что круг отраслей и видов деятельности, а также объектов, включаемых в состав инфраструктуры, характеризуется определенной гибкостью. Как отмечает В.П. Красовский, границы инфраструктуры зависят от ранга рассматриваемых производственных и социальных проблем, очередных задач, выдвигаемых в том или ином периоде, от масштаба уже созданного ранее потенциала, комплексов.

Если  исходить из того, что понятие "инфраструктура" буквально означает: infra - ниже, под; struktura - строение, расположение, то станет очевидным, что она представляет собой материальные условия для функционирования, либо производства, либо жизни населения, либо одновременно и того и другого.

Поэтому при исследовании инфраструктуры представляется более правильным горизонтальный и  вертикальный принципы подхода к  ее определению. Горизонтальный подход будет означать укрупненную группировку  отраслей инфраструктуры по сферам деятельности, где раскрывается их функциональное назначение: производственная, социальная, институциональная и экологическая  инфраструктуры. Вертикальный подход раскрывает экономическое содержание инфраструктуры внутри определенной сферы  экономики на различных уровнях  ее функционирования. Например, инфраструктура сферы материального производства, отрасли производства, предприятия  и т. д.

Некоторые экономисты отождествляют социальную инфраструктуру и непроизводственную сферу как сферу производства услуг и духовных благ. Эти понятия  однопорядковые, но не идентичные по своему содержанию и целевому назначению. Следовательно, ни сравнивать, ни тем более противопоставлять их нельзя.

Возникновение инфраструктуры как материального  условия функционирования производства и жизнедеятельности населения  связано с развитием общественного  разделения труда и углубления на этой основе специализации и кооперирования производства. В этом процессе углубляется  взаимосвязь и зависимость между  основным производством и обслуживающими его отраслями, видами деятельности. Это естественный исторический процесс  развития общественного производства. Так, с развитием крупной машинной индустрии появляются новые источники  энергии, ее носители, массовое производство требует организации иных форм его  материального обеспечения, перемещения  продукции, что делает объективно необходимым  развитие транспорта, связи и т.д.

Углубление  общественного разделения труда, рост населения и усложнение его потребностей рождают новую сферу приложении труда, т.е. сферу услуг, которая, как мы увидим ниже, постепенно превращается в систему жизнеобеспечения человека.

Следовательно, возникновение инфраструктуры тесно  связано с материальным производством, развитие которого рождает новые  виды производства, обслуживающих и  интегрирующихся с ним отраслей, форм деятельности, а рост производительности общественного труда в сфере материального производства высвобождает все большую часть ресурсов общества для обслуживания населения. Таким образом, возникновение инфраструктуры есть результат развития производительных сил общества, а ее содержание определяется внутренним экономическим единством входящих в нее отраслей и определенным функциональным назначением.

Отрасли, входящие в инфраструктуру, принимают  непосредственное или опосредованное участие в общественном воспроизводстве, выступают условием создания валового внутреннего продукта. В некоторых  ее отраслях продолжается процесс материального  производства, а живой труд, затрачиваемый  здесь, увеличивает стоимость валового внутреннего продукта, хотя и не изменяет материально-вещественную форму потребительной стоимости. Наиболее общая функция инфраструктуры в системе общественного воспроизводства, по мнению В.П. Kpacoвского, выражается преимущественно в производственных и непроизводственных услугах, в обеспечении перемещения и хранения материальной продукции.3

Анализ  и обобщение существующей социально-экономической  литературы, посвященной инфраструктуре позволяет сделать вывод о  том, что она представляет собой  совокупность отраслей и подотраслей народного хозяйства, а также производств и видов деятельности, оказывающих производственные услуги материальному производству, обеспечивающих экономический оборот в народном хозяйстве, производящих услуги и духовные блага для населения, создающих условия для охраны и воспроизводства окружающей природной среды. Для более полного анализа инфраструктуры, характеристики ее функций в системе общественного воспроизводства и определения круга отраслей подразделим ее на следующие самостоятельные виды (группы).

Производственная инфраструктура - это совокупность отраслей и подотраслей, производств и видов деятельности, основными функциями которых являются производственные услуги, а также обеспечение оборота в экономике. Говоря о производственной инфраструктуре, следует подчеркнуть, что она создает необходимые общие условия для размещения и успешного функционирования производства.

Существуют  внешние и общие условия производства, и между ними имеются определенные различия. Внешние условия производства представляют собой совокупность природно-климатических, географических и других условий, которые  оказывают главным образом косвенное  влияние на развитие производства. Степень их влияния зависит от уровня развития орудий производства: чем выше уровень технической  вооруженности труда, тем слабее влияние внешних условий на развитие материального производства, хотя окончательно они не исчезают никогда.

Общие условия  производства возникают как результат  длительного периода развития производительных сил, а возникнув, усложняют и  совершенствуют воспроизводственный  процесс. "Переворот в способе  производства, совершившийся в одной  сфере промышленности, - писал К. Маркс, -обусловливает переворот в других сферах... Но именно революция в способе производства промышленности и земледелия сделала необходимой революцию в общих условиях общественного процесса производства, то есть в средствах связи и транспорта".

Общие условия  современного производства, включают:

- транспорт  всех видов, обслуживающий производство;

- средства  связи, обслуживающие производство;

- материально-техническое  снабжение; 

- заготовку  и сбыт сельскохозяйственной  продукции:

- объекты  электроэнергетики (линии электропередач, подстанции и т.п.).4

Следует подчеркнуть, что такая классификация  производственной инфраструктуры носит  укрупненный характер. Содержание понятия  инфраструктуры как общего условия  производства связано с ее межотраслевым  назначением. Приведенные отрасли  и элементы отраслей выступают инфраструктурой  материального производства в целом. Наряду с этим каждая из них может  выступать инфраструктурой любой  отрасли материального производства или видов производств.

В экономической  литературе существует также иная трактовка  классификации производственной инфраструктуры в регионе: промышленных узлов; сельская; капитального строительства; магистральных  видов транспорта. Здесь мы видим, что между отраслями и элементами производственной инфраструктуры существует тесная связь, отражающая уровень специализации и кооперирования производства и проявляющаяся в региональном воспроизводственном процессе.

Социальная инфраструктура - совокупность отраслей, подотраслей экономики и видов деятельности функциональное назначение которых выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения. Термин "социальная инфраструктура" стал широко применяться в экономической литературе недавно. Под ним подразумевают сферу обслуживания населения, или сферу услуг и т. д.

Институциональная инфраструктура призвана обеспечить управление хозяйством района или страны. К ней относятся учреждения, регулирующие и направляющие экономику, вычислительные центры, учреждения финансово - кредитной системы и др. Отличительная особенность институциональной инфраструктуры среди других групп состоит в том, что она не выступает как самостоятельная отрасль или подотрасль, а обслуживает их в роли управляющей подсистемы. По уровню выполняемых управленческих функций в системе общественного воспроизводства она выступает как институциональная инфраструктура общества, региона, отрасли, производства и т.д.

Данная  инфраструктура представляет собой  сложную систему разнородных, но тесно связанных между собой  элементов. Часть ее учреждений непосредственно  управляет воспроизводственным  процессом, и в этом смысле она  является определенным субъектом управления общественным производством. Другая часть  обслуживает сферу обращения (например, учреждения финансово-кредитной и  банковской системы). Управленческие отношения  в обеих подгруппах носят базисный характер, так как представляют из себя элементы производственных отношений, складывающихся в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Следует, однако, отметить, что такое разделение названной инфраструктуры условное, так как в каждой из подгрупп присутствуют элементы других. Они проявляются прежде всего в управленческих отношениях, когда, скажем, управленческим учреждениям приходится заниматься вопросами производства и, наоборот, когда субъект управления сферой материального производства проникает по тем или иным проблемам в сферу управления.

Экологическая инфраструктура состоит из сооружений и объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей природной среды. Она возникла в результате индустриального развития человеческого общества, а превратилась в настоятельную необходимость в условиях научно-технической революции, когда небывалыми темпами растут извлечение и использование разнообразных природных ресурсов, таких как нефть, газ и др., масштабы загрязнения внешней среды остаточными отходами производства и потребления.

 

 

2.2 Развитие социальной инфраструктуры

 

В настоящее  время начал осуществляться резкий поворот на противозатратной основе к перестройке всего общественного производства. Так, на последних конференциях, посвященном проблемам загрязнения окружающей среды, поставлена задача: "Повысить эффективность мер по охране природы. Шире внедрять малоотходные и безотходные технологические процессы. Развивать комбинированные производства, обеспечивающие полное и комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов, исключающие или существенно снижающие вредное воздействие на окружающую среду".5

Информация о работе Экономическая сущность, признаки и функции инфраструктуры