Экономическая сущность себестоимости продукции, значение и направления ее снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявление и анализ резервов снижения себестоимости.
Также в работе выдвигаются следующие задачи:
– определение понятия резервы снижения себестоимости;
– рассмотрение факторов, влияющих на резервы снижение себестоимости;
– анализ снижения резервов себестоимости конкретных видов продукции.
Объектом исследования являются резервы снижения себестоимости и факторы, влияющие на них.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Понятие себестоимости продукции и ее структура 5
1.2. Экономические факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции 8
2. РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (на примере парфюмерной фирмы "Lori Selaks") 10
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия (на примере парфюмерной фирмы "Lori Selaks") 10
2.2. Мероприятия по снижению себестоимости парфюмерной отдушки, выпускаемой предприятием "Lori Selaks" 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
ЛИТЕРАТУРА 21

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 71.06 Кб (Скачать файл)

Министерство  ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ Российской федерации

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Южный федеральный  университет»

Технологический институт в г. Таганроге

Факультет управления в экономических и социальных системах

Кафедра экономики


Курсовой проект

по экономике предприятия

 

на тему: _______________________________________________________

 

               _______________________________________________________

 

               _______________________________________________________

 

К защите допустить

 

_____________"___"__________20___г.   Выполнил:

           ст. гр.М-29

__________________

 

Проверил:

__________________

__________________

 

 

 

Таганрог 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

5

1.1. Понятие себестоимости продукции и ее структура

5

1.2. Экономические факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции

8

2. РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (на примере парфюмерной фирмы "Lori Selaks")

10

2.1. Краткая характеристика деятельности  предприятия (на примере парфюмерной фирмы "Lori Selaks")

10

2.2. Мероприятия по снижению себестоимости парфюмерной отдушки, выпускаемой предприятием "Lori Selaks"

13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19

ЛИТЕРАТУРА

21

ПРИЛОЖЕНИЯ

22


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях – максимизация прибыли. Реальные возможности  реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую  продукцию.

Спрос во многом определяется ценой товара или услуги. В связи  с этим актуализируется  проблема снижения затрат на производство и  реализацию этой продукции, снижения издержек производства. То есть все большую  актуальность приобретает проблема снижение себестоимости.

Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования  ресурсов; результаты внедрения новой  техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации  труда, производства и управления.

Между себестоимостью продукции  и ценами на нее существует тесная взаимосвязь. На базе себестоимости  строятся цены. В свою очередь, цены на средства производства оказывают  большое влияние на себестоимость  продукции, которая изготовляется  с использованием этих средств производства. Эта взаимосвязь учитывается при планировании, анализе себестоимости продукции и установлении цен на нее.

В себестоимости продукции  отражаются текущие затраты предприятия  по основным направлениям его деятельности: выполнению подготовительных работ, осуществлению  работ, непосредственно связанных  с производством и управлением  этим процессом, совершенствованию  техники, технологии и организации  производства, а также по стандартизации и повышению качества продукции, улучшению условий труда, охране природы.

Цель данной работы –  выявление и анализ резервов снижения себестоимости.

Также в работе выдвигаются  следующие задачи:

– определение понятия  резервы снижения себестоимости;

– рассмотрение  факторов, влияющих на резервы снижение себестоимости;

– анализ снижения резервов себестоимости конкретных видов продукции.

Объектом исследования являются резервы снижения себестоимости  и факторы, влияющие на них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие себестоимости продукции и ее структура

 

При осуществлении хозяйственно-производственной деятельности на любом предприятии  естественным образом потребляются сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются  платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляется амортизация, а также осуществляется еще ряд  необходимых затрат. Посредством  процесса обращения эти затраты  постоянно возмещаются из выручки  предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность  производственного процесса. Чтобы  подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единому знаменателю, то есть представить в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.

Себестоимость продукции (работ, услуг) является комплексным показателем, на основании которого можно судить об эффективности использования  предприятием различных видов ресурсов, а также об уровне организации  труда на предприятии. Себестоимость  продукции находится во взаимосвязи  с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости  продукции и зависит от изменения  условий производства и реализации продукции.

В себестоимость включают все затраты предприятия на производство и сбыт данной продукции в разрезе  калькуляционных статей расходов.

Себестоимость продукции  или услуги – один из важнейших  экономических показателей деятельности предприятий, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции или услуги Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция или предлагаемые услуги

Структура себестоимости  имеет ряд составляющих. Основным среди них является оплата труда.

В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты  прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).

Расходы предприятий, включаемые в себестоимость продукции, делятся  на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции и учитываемые прямым путем по ее отдельным видам: стоимость основных материалов, топлива и энергии на технологические нужды, заработная плата основных производственных расходов и др. К косвенным расходам относятся затраты, которые невозможно или нецелесообразно прямо относить на себестоимость конкретных видов продукции: расходы цеховые, общепроизводственные по содержанию и эксплуатации оборудования.

Себестоимость продукции  является качественным показателем, характеризующим  производственно-хозяйственную деятельность производственного предприятия. Себестоимость  продукции – это затраты предприятия  в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как  в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны  деятельности предприятия: степень  технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования  производственных мощностей; экономичность  использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

В Большом экономическом  словаре, составленном Борисовым А.Б., себестоимости дано следующее определение: это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Анализ себестоимости  позволяет выяснить тенденции изменения  данного показателя, выполнения плана  по его уровню, определить влияние  факторов на его прирост, и на этой основе дать оценку работы предприятия  по использованию возможностей и  установить резервы снижения себестоимости.

Планирование и учет себестоимости  ведется по элементам затрат и  калькуляции затрат. Регулировка  по элементам затрат необходима для  того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость и т.д., трудоемкость, фондоемкость и установить влияние научно-технического прогресса на структуру затрат.

Затраты:

1) сырье, основные материалы,  полуфабрикаты, комплектующие изделия  (за вычетом возвратных отходов);

2) вспомогательные материалы; 

3) топливо на технологические  цели;

4) энергия на технологические  цели;

5) основная заработная  плата производственных рабочих; 

6) дополнительная заработная  плата производственных рабочих; 

7) отчисления на социальные  нужды по заработной плате  производственных рабочих; 

8) расходы на содержание  и эксплуатацию оборудования;

9) расходы на подготовку  и освоение нового производства;

10) цеховые расходы;

Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции указывает: куда, на какие цели и в каких  размерах израсходованы ресурсы. Она  необходима для начисления себестоимости  отдельных видов изделий в  многокомплектном производстве. Основные статьи калькуляции: сырье, материалы, возвратные отходы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, отчисление на социальное страхование, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, обще производственные и общехозяйственные расходы (заработная плата бухгалтера), коммерческие расходы (заработная плата директора), потери от брака.

Различают затраты прямые и косвенные. Прямые относятся на объект калькуляции прямо, а косвенные  – путем распределения нескольких видов продукции, пропорционально  соответствующей базе.

 

1.2. Экономические факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции

 

При анализе фактической  себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения чаще всего  используется расчет по экономическим  факторам. Экономические факторы  наиболее полно охватывают все элементы процесса производства – средства, предметы труда и сам труд. Они  отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники  и технологии, лучшее использование  оборудования, удешевление заготовки  и лучшее использование предметов  труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

Снижение себестоимости  рассчитывается по следующему составу факторов:

1. Повышение технического  уровня производства. Это внедрение  новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация  производственных процессов; улучшение  использования и применение новых  видов сырья и материалов; изменение  конструкции и технических характеристик  изделий; прочие факторы, повышающие  технический уровень производства.

2. Совершенствование организации  производства и труда. Снижение  себестоимости может произойти  в результате изменения в организации  производства, формах и методах  труда при развитии специализации  производства; совершенствования управления  производством и сокращения затрат  на него; улучшение использования  основных фондов; улучшение материально-технического  снабжения; сокращения транспортных  расходов; прочих факторов, повышающих  уровень организации производства.

При улучшении использования  основных фондов снижение себестоимости  может происходить в результате повышения надежности и долговечности  оборудования; совершенствования системы  планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов.

3. Изменение объема и  структуры продукции, которые  могут привести к относительному  уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному  уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента  продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не  зависят непосредственно от количества  выпускаемой продукции. С увеличением  объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости. Относительную экономию на условно-постоянных расходах предлагается определять по формуле:

(1.1)

ЭП = (Т * ПС) / 100,

где ЭП – экономия условно-постоянных расходов

ПС – сумма условно-постоянных расходов в базисном году

Т –. темп прироста товарной продукции по сравнению с базисным годом

 

4. Улучшение использования  природных ресурсов. Этот фактор  может включать в себя изменение  состава и качества сырья; изменение  продуктивности месторождений, объемов  подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья;  изменение других природных условий.  Эти факторы отражают влияние  естественных (природных) условий  на величину переменных затрат.

Информация о работе Экономическая сущность себестоимости продукции, значение и направления ее снижения