Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 09:13, дипломная работа
Цель в выпускной квалификационный работы провести анализ прибыли
на примере ООО «СХП «Татарстан»»
1. Дать оценку достигнутого объема прибыли; изучить степени выполнения
плана и динамики; выявление тенденций изменения прибыли.
2. Изучить структуры прибыли.
3. Определение и изменение факторов формирования прибыли.
4 Выявление резервов увеличения прибыли.
5. Разработка прогнозных показателей прибыли.
Часть операционных расходов в сумме 200 т.р. - были получены пени за просрочку платежей и получен доход за предоставление в аренду автомобилей.
В 2010 г. прибыли было получено на 4173 т.р. больше чем в 2008 г.
Всю эту сумму также составила прибыль от реализации.
Прибыль от реализации в 2009 г. было получено сверх плана 1536 т.р.
Общая сумма прибыли от реализации - 8184 т.р., составила 4,48% к обороту при плановом уровне 3,67%. Сверхплановая прибыль в сумме 1536 т.р. получена, во-первых, - за счет сверхплановых доходов, которые, кроме того, перекрыли перерасход издержек обращения (по абсолютной сумме).
За счет перевыполнения плана по доходам получено 1334,7 т.р., за счет экономии издержек обращения по уровню 127,2 т.р., за счет перевыполнения плана товарооборота на 1542 т.р. получено прибыли 68,1 т.р. Таким образом, совокупное влияние факторов на прибыль составило 1536 т.р.
В 2009 г. получено сверх плана валового дохода 1420 т.р. и доход со-
ставил 240070 т.р. Перевыполнение плана доходов достигнуто за счет повышения уровня валового дохода на 0,73% (13,16% - 12,43%).
Абсолютный перерасход издержек обращения в 2010 г. составил-6 т.р. за счет незапланированных расходов на содержание зданий и расходов на ремонт основных средств. Сумма издержек обращения в 2010 г. составляла 15886 т.р., уровень издержек обращения к обороту 8,69%. Это ниже запланированного уровня на 0,07%.
Перевыполнение плана по доходам и экономия издержек обращения обеспечили положительную динамику прибыли за 2010 г. по сравнению как с 2009 г., так и с 2008 г.
В 2010 г. в предприятии увеличилась прибыль на 4688 т.р., т.е. более чем в два раза. Рост прибыли про изошел за счет увеличения товарооборота на 77584 т.р., которое обеспечило увеличение прибыли на 2370 т.р.
На 10583 т.р. прибыль выросла за счет увеличения валового дохода, но часть этого прироста дохода пошло на покрытие убытков.
Издержки обращения за год по сравнению с 2009 г. увеличились на 5896 т.р., а их уровень к обороту снизился на 0,8%.
Кроме прибыли от реализации, предприятие получило прибыль от процентов к получению в размере 39 т.р., которая снизилась на 10 т.р.
Прибыль (убыток) от внереализационных операций определяется как сальдо внереализационных доходов и расходов. В 2010 г. получен убыток от внереализационных операций в размере 235 т.р.
Была получена балансовая прибыль 7390 т.р., на 4173 т.р. больше чем в 2007 г., при этом уровень рентабельности повысился на 0,98% и составил 4,04%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2010 г. по сравнению с 2009 г. В сравнении с 2008 г., в 2009 г. балансовая прибыль увеличилась на 279 т.р., при этом уровень рентабельности повысился на 0,1 %.
Необходимо отметить, что за период с 2008 г. по 2010 г. наблюдался рост производительности труда и товарооборота на 1 м2 торговой площади. Так производительность труда в 2010 г. увеличилась на 215,32 тыс. руб. (В 2009 г. на 10,35 тыс. руб.); товарооборот на 1 м2 торговой площади в 2010 г.
вырос на 21,56 тыс. руб. (в 2009 г. на 1,67 тыс. руб.). Это прямое следствие увеличение объема товарооборота.
Глава 3. Управление прибылью и рентабельностью.
Целью анализа является оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия.
В экономической литературе отмечается возрастание роли и значения прибыли в современных условиях хозяйствования. Авторский коллектив под руководством Г.Б. Поляка дает наиболее полную, собирательную оценку значимости прибыли: «Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль - главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений».[8] Действительно, с прибылью прямо или косвенно связаны все другие экономические рычаги предпринимательской деятельности (финансы, кредиты, затраты, цены и т.п.), без которых невозможно «выжить» любому предприятию в рыночных условиях.
Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни - положительно, другие - отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических 7
отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и
внутренние.
Среди внешних факторов можно выделить следующие: экономические условия хозяйствования, емкость рынка, платежеспособный спрос потребителей, государственное регулирование деятельности предприятий торговли и др. Особенное значение имеет уровень, динамика и колебание платежеспособного спроса, потому что он предопределяет стабильность получения торговой выручки.
Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, коммунального хозяйства и других аналогичных предприятий напрямую увеличивает текущие расходы торгового предприятия, тем самым уменьшая прибыль.
Наряду с вышеперечисленным следует обратить внимание на такие серьезные макроэкономические факторы, как налоговая и кредитная политика государства, развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг, развитие профсоюзного движения и, наконец, политическая стабильность в государстве.
Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Но внутренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предприятия.
Важным фактором является объем розничного товарооборота, потому что при неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи позволяет увеличить сумму прибыли. При наращивании объема товарооборота необходимо помнить о его структуре, так как прибыльность тех или иных товарных групп различна. Разумеется, нельзя отдавать предпочтение только высокорентабельным товарам, лишь рационализация структуры товарооборота
позволит достичь нормального уровня прибыли.
Другим существенным фактором является применяемый порядок ценообразования. Прибыль от реализации товаров в первую очередь зависит от уровня торговой надбавки. При этом важно выбрать правильную коммерческую стратегию, потому что рост доли прибыли в составе торговой надбавки может привести к обратному результату, то есть из-за высоких цен снизится объем реализации товаров. Логичным следствием может стать в некоторых случаях снижение уровня торговой надбавки для ускорения реализации товаров (например, дифференцированная уценка товаров, в том числе сезонная, праздничная или разовая). Это позволит увеличить сумму прибыли за счет объема товарооборота и за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств: чем меньше срок реализации товаров, тем большую суму прибыли получает предприятие в единицу времени. Также очевидно, чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем больше прибыли оно получит в результате одного их оборота. При этом важна не только общая сумма оборотных средств, но и соотношение между собственными и заемными средствами; поскольку использование кредитов увеличивает издержки торгового предприятия.
Следующим значительным
фактором, тесно связанным с ценообразова
Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соотношения их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что влияние отдельных факторов количественно оценить невозможно. К примеру, деловая репутация предприятия, то есть сформировавшееся мнение о предприятии на рынке по различным аспектом его деятельности (потенциальные возможности, кредитоспособность, качество реализуемых товаров, уровень качества обслуживания и т.п.), основой которого является безусловное выполнение обязательств и установление многолетних традиций работы.
Основными задачами анализа прибыли являются:
1. Оценка достигнутого
объема прибыли; изучение
2. Изучение структуры прибыли.
3. Определение и изменение
факторов формирования прибыли.
5. Разработка прогнозных показателей прибыли.
Анализ прибыли производится по отдельным ее источникам, то есть
анализ реализации товаров, анализ внереализационных доходов и потерь. При анализе прибыли от реализации определятся влияние объема и структуры товарооборота, валового дохода от реализации, издержки обращения.
В процессе анализа прибыли торгового предприятия за отчетный период необходимо определить следующие показатели:
1. Отклонение фактической прибыли от плановой, то есть сумму сверхплановой прибыли или сумму недополученной прибыли;
2. Определить степень выполнения плана прибыли, как отношение фактической суммы прибыли к плановой;
3. Определить фактический
уровень рентабельности по
4. Изучить показатели рентабельности и динамики прибыли.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
3.2. Оценка показателей рентабельности
Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.[9]
Основные показатели рентабельности представлены на прил. № 3. Рассмотрим некоторые из них применительно к хозяйственной деятельности предприятия.
Рентабельность продaж.
Наиболее распространенным показателем рентабельности является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.
Использование различных
показателей прибыли при
реализации товаров, несмотря на то, что внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия.
Как видно, что в 2009 г., что 2010 г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2010 г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.
Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации.
Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж предприятия можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2010 г. - 4,48%).