Экономические затраты на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать экономическую сущность и состав затрат.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть издержки обращения розничных и оптовых предприятий;
– изучить классификацию издержек обращения в потребительской кооперации;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность затрат 5
1.1 Издержки обращения розничных и оптовых предприятий 5
1.1 Классификация издержек обращения в потребительской кооперации 7
1.3 Бухгалтерская отчетность об издержках обращения и ее статистическая отчетность 14
Глава 2. Показатели статистики издержек обращения 20
2.1 Уровень издержек обращения, размер и темп изменения уровня издержек обращения 20
2.2 Методика вычисления уровня издержек обращения в розничной оптовой торговле и в целом по торговой деятельности 24
Заключение 39
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа №2.doc

— 677.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на современном этапе в новых экономических условиях исключительно важное значение приобретает режим экономии, эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Издержки обращения являются одним из качественных показателей работы предприятия, в котором находят отражения итоги хозяйственной деятельности, проявляются достижения и недостатки в организации торговли, расходовании средств. Резервы экономии издержек обращения имеются по всем статьям, выявление и использование которых в значительной степени зависит от уровня аналитической работы. Тщательный анализ издержек обращения, выявление неиспользуемых внутрихозяйственных резервов является важной предпосылкой научного обоснования текущих затрат торгового предприятия. Поиск резервов снижения издержек обращения должен быть направлен на расходы, которые непосредственно не связаны с обслуживанием покупателей.

 К издержкам производства  относят затраты сырья, материалов, технологического топлива, по оплате труда работников, амортизации оборудования и других основных средств и т.п. но готовая продукция должна быть доведена до потребителя. Этот торгово-технологический процесс, связанный с реализацией товаров, требует определенных расходов, которые представляют собой издержки обращения. Основным видом деятельности торгового предприятия является организация и обслуживание процесса товарного обращения, поэтому его издержки выступают в виде издержек обращения, которые  являются важной составной частью текущих затрат предприятия.

Как видим издержки обращения –  один из основных оценочных показателей результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия. Они позволяют определить качество и эффективность работы коллектива торгового предприятия. Каждое торговое предприятие должно постоянно изыскивать резервы экономии издержек обращения при одновременном повышении качества обслуживания покупателей.

 Режим экономии издержек  обращения способствует росту  производительности труда и повышению уровня рентабельности, поэтому вполне очевидно, что их изучение с целью успешного анализа и прогнозирования, весьма актуально в любое время. Так как от уровня знания структуры издержек, тех факторов, которые на них влияют, зависит их снижение,  то, следовательно, от уровня знания специалистом такой экономической категории, как издержки обращения, зависит прибыль хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом,  издержки производства и обращения являются одним из важнейших оценочных  показателей  хозяйственной деятельности предприятия, от их уровня напрямую зависит прибыль любой фирмы.   Поэтому вполне очевидна актуальность  изучения и исследования этого важнейшего показателя, для чего и предпринято это исследование.

Предмет курсовой работы – хозяйственная деятельность предприятия.

Объект курсовой работы – издержки обращения.

Цель курсовой работы – проанализировать экономическую сущность и состав затрат.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть издержки обращения розничных и оптовых предприятий;
  • изучить классификацию издержек обращения в потребительской кооперации;
  • проанализировать бухгалтерскую отчетность об издержках обращения и ее статистическую отчетность;
  • выявить уровень издержек обращения, размер и темп изменения уровня издержек обращения;
  • изучить методику вычисления уровня издержек обращения в розничной оптовой торговле и в целом по торговой деятельности.

Глава 1. Экономическая сущность затрат

1.1 Издержки обращения розничных  и оптовых предприятий

 

Перемещение готовой продукции  из сферы производства в сферу потребления обусловлено объективным процессом разделения труда в обществе. При этом доведение продукции от производителей к потребителям осуществляется с помощью различных посреднических организаций, которые объединены в одну отрасль народного хозяйства – торговлю. В настоящее время торговля, как оптовая, так и розничная, является наиболее привлекательной для предпринимательства. Этому способствует необходимость относительно небольшого стартового капитала в торговле, а также ее невысокая трудоемкость.

Оптовая торговля создает предпосылки  гибкости производства и его материально-технического обеспечения, что позволяет оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка.

Следует различать расходы торговых организаций по закупке товаров, капитальные вложения и текущие затраты по реализации товаров, то есть затраты по организации процесса товарного обращения.

Расходы по закупке товаров по своей  сути авансируются предприятием и постоянно  находятся в обороте. Их источниками является собственный оборотный капитал торговой организации, а также краткосрочные кредиты банка.

Капитальные вложения, связанные с  увеличением масштаба предприятия, являются единовременными затратами  и возмещаются либо за счет собственных источников предприятия, либо за счет долгосрочных кредитов банков и др.

Затраты торгового предприятия  по организации процесса товарного  обращения включают в себя издержки и затраты, не учитываемые в составе издержек обращения (налоги, сборы, штрафы, пени, платежи по кредитам сверх установленной законодательством ставки, потери от уценки товаров и пp.).

 

Издержки обращения – это  выраженные в денежной форме затраты  материальных, трудовых и других видов ресурсов торговых организаций по доведению товаров до конечного потребителя. Их общая сумма показывает, во что обходится оказание услуг по реализации товаров. Таким образом, издержки обращения представляют собой себестоимость услуг торговли.

Издержки обращения являются исторической категорией, так как могут иметь  место только в условиях существования товарно-денежных отношений, то есть когда результат производства принимает форму товара и распределяется путем обмена.

Издержки обращения являются важнейшим  оценочным показателем работы предприятий книжной торговли, в котором отражаются эффективность и качество их деятельности.

Основное отличие издержек обращения  от себестоимости в промышленности заключается в том, что в них отсутствует стоимость закупаемых товаров, то есть торговые организации закупают уже готовые товары, затрачивая ресурсы только на доведение их до потребителей. А расходы, не включаемые в издержки обращения, покрывается из прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия.

Доведение товаров от производителей до потребителей связано с определенными затратами живого и овеществленного труда. Эти затраты, выраженные в денежной форме, называются издержками обращения. К ним относятся расходы, связанные с нормальным процессом обращения книжных и разных товаров: доставкой, комплектованием, хранением и продажей товаров, изучением спроса, рекламой книги, управлением книготорговыми предприятиями, обязательным социальным и медицинским страхованием, страхованием имущества.

В издержки обращения включаются также  и некоторые виды налогов, обязательных платежей и сборов.

 

1.1 Классификация издержек обращения  в потребительской кооперации

 

Деление издержек обращения по совокупности различных признаков и характеристик  называется их классификацией. Выработка  научно обоснованной классификации  издержек обращения позволяет целенаправленно управлять процессом их формирования, более обоснованно составлять их смету на уровне предприятия, потребительского общества, фирмы и проводить режим экономии. Издержки обращения в торговле классифицируют по различным признакам.

Издержки обращения потребительской кооперации обусловлены целями производства и необходимостью организации товарного обращения продукции потребительской кооперации. Под издержками обращения потребительской кооперации следует понимать затраты живого и овеществленного труда не только для создания условий хранения и продажи товаров, но и для обеспечения достаточно комфортной производственно-бытовой сферы трудовым коллективам, благоприятных возможностей покупки товаров покупателями.

По своей экономической природе расходы потребительской кооперации не являются однородными, так как неоднороден процесс обращения товаров и услуг, которые производит потребительская кооперация. Являясь формой товарного обращения, потребительской кооперации осуществляет, во-первых, продолжение процесса производства продукции в сфере обращения, выполняя операции, связанные с затратами труда производственного характера; во-вторых, процесс купли-продажи, смену форм стоимости товаров – превращение товарной формы в денежную и наоборот. Смена форм стоимости товаров связана с затратами труда непроизводительного характера. Соответственно этому издержки обращения потребительской кооперации неоднородны: они делятся на дополнительные и чистые.

Соотношение между дополнительными  и чистыми издержками обращения различается по разным потребительским кооперациям организациям, так как зависит от их типа и местоположения, ассортиментной специализации, объема и структуры товарооборота, размеров торговых площадей, численности работников, а также величины собственного основного и оборотного капитала.

Деление издержек обращения на дополнительные и чистые имеет, главным образом, теоретическое значение, так как позволяет установить границу производства в сфере товарного обращения потребительской кооперации и исчислить величину национального дохода, созданного производительным трудом работников потребительской кооперации. На практике же потребительские кооперации обычно не ведут раздельного планирования и учета дополнительных и чистых издержек обращения, однако для правильного управления процессом реализации необходимо знать суть экономических явлений, происходящих в сфере обращения. Практическая значимость такого деления помогает выявить пути разумной экономии труда и средств.

Затраты, включаемые в состав издержек обращения, классифицируются по различным признакам.

Классификация издержек позволяет  вскрывать резервы экономии материальных, трудовых и финансовых затрат предприятия, снижать себестоимость продукции, увеличивать рентабельность. Кроме того, она имеет важное значение для предприятий, так как позволяет определить эффект производственного рычага и на его основе осуществить максимизацию прибыли. Классификация издержек например на постоянные и переменные, дает возможность рассчитать порог рентабельности предприятия, запас финансовой прочности, экономическую прибыль предприятия.

Издержки производства и обращения  классифицируются по различным признакам: явные и неявные издержки; предельные; альтернативные; в зависимости от функций, выполняемых предприятием; по видам затрат; материальные и нематериальные; постоянные и переменные; по товарным группам; прямые и косвенные; по статьям и др.

Существуют два подхода к  оценке затрат: бухгалтерский и экономический. В отчетах предприятия отражаются явные (бухгалтерские) издержки. Однако экономисты, кроме явных, учитываю и неявные издержки, а также затраты упущенных возможностей. Под издержками упущенных возможностей понимают издержки и потери дохода, которые возникают при выборе одного из вариантов деятельности, что означает отказ от других возможных вариантов.

Чистые издержки обращения –  это затраты торгового предприятия  по обслуживанию акта купли-продажи товара и смены форм собственности. Эти затраты общественно необходимы, но по своей сути они непроизводительны и не создают потребительскую стоимость, не увеличивают стоимость товара. К ним относятся расходы, связанные с рекламой, обслуживанием покупателей, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и т.п. эти затраты возмещаются за счет чистого дохода, созданного в сфере материального производства, а также торговле.

Дополнительные издержки обращения  - это затраты торговых предприятий по выполнению операций, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения.  К ним относятся затраты на транспортировку, хранение, доработку, фасовку, упаковку товаров и т.п. В ходе выполнения этих операций товар как потребительская стоимость сохраняется, преобразуется и доводится до потребителя, одновременно увеличивается и его стоимость. Таким образом, дополнительные издержки возмещаются за счет вновь созданной на предприятии стоимости, а чистые издержки – за счет вновь созданной стоимости и части стоимости, которую уступает торговцу производитель за осуществление окончательной реализации его товара.

В настоящее время доля чистых издержек обращения в общей их сумме возрастает, что диктуется требованиями рынка к повышению культуры обслуживания покупателей и конкурентоспособности предприятий.

По способу отнесения на отдельные  товары и товарные группы издержки обращения делятся на прямые и косвенные.

Прямые издержки обращения  - это  затраты, которые на основании первичных документов напрямую могут быть отнесены на ту или иную товарную группу.

Косвенные издержки обращения -  невозможно напрямую без предварительных расчетов распределить между товарными группами. Как правило, их распределяют между товарными группами пропорционально какому-либо показателю (торговой площади, объему товарооборота, заработной плате торгово-оперативных работников и т.п.).

Данный способ классификации издержек обращения имеет важное значение для определения издержкоемкости реализации отдельных товаров (затрат на единицу товарооборота по товару или товарной группе), что в свою очередь, необходимо для обоснования уровня торговой надбавки и исчисления рентабельности продажи отдельных товаров и товарных групп.

По составу различают простые  и комплексные издержки обращения. К простым относятся издержки, представляющие собой экономически одноэлементные расходы, неразложимые на разнородные составные части (например, расходы на оплату труда). Комплексные издержки состоят из разных элементов затрат (например, прочие расходы включают командировочные расходы, налоги и обязательные платежи).

По рациональности использования  все расходы можно разделить  на производственные и непроизводственные.

Производственные расходы  дают полезный результат: расходы на реализацию товаров обеспечивают предприятию получение розничного товарооборота. Непроизводственные расходы полезного результата не дают, но они бывают неизбежными в процессе осуществления предприятием торгово-хозяйственной деятельности. В торговле это прежде всего потери товаров в виде естественной убыли. Предприятие должно стремиться к снижению непроизводительных потерь путем улучшения организации доставки, хранения и реализации товаров.

Информация о работе Экономические затраты на предприятии