Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 21:26, курсовая работа
Анализ себестоимости продукции имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Проблемы снижения затрат на предприятии, поиска путей их решения являются сложными и интересными вопросами современной экономики предприятия. Проблема снижения затрат очень актуальна в современных экономических условиях, так как ее решение позволяет каждому конкретному предприятию выжить в условиях жесткой рыночной конкуренции, построить крепкое и сильное предприятие, которое будет иметь хороший экономический потенциал.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ......................................................................................................5
1.1 Понятие себестоимости и ее виды...................................................................5
1.2 Калькулирование себестоимости.....................................................................7
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ «СЕВМЕБЕЛЬ»........................................................................10
2.1 Краткая характеристика предприятия...........................................................10
2.2 Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам.............11
3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ....................................................................................................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................22
При помощи внедрения новой техники, более рационального использования материальных ресурсов, закупки более дешевых материалов (не влияющих на качество продукции) можно достичь экономии на материальных ресурсах в размере 25%. При этом экономия материальных затрат составит:
Мз = 729090*75% = 546817,5 тг.
Экономический эффект будет равен:
Ээ = 729090-546817,5 = 182272,5 тг.
За счет экономии на материальных ресурсах при внедрении новой техники и технологии, экономия затрат составит 182272,5 тг.
Определим обобщающий показатель материалоемкость продукции. Данный показатель даст нам информацию об эффективном или неэффективном использовании материальных ресурсов предприятия, после внедрения предложенных мероприятий.
Определим сколько будет приходиться материальных затрат на производство единицы продукции предприятия, для этого будем использовать показатель материалоемкости. Материалоемкость определяется путем деления материальных затрат на стоимость продукции.
Фактический объем материальных затрат в 2014 году составил 729090 тг., а стоимость произведенной продукции составила 1046266,4 тг. Как указано выше, затраты на материальные ресурсы, после осуществления мероприятий по снижению затрат, в 2010 году составят 546817,5 грн, следовательно стоимость продукции будет равна 1206630 (при увеличении объема производства до 3000 изделий). Материалоемкость в отчетном 2014 году и планируемом 2010 году составит:
Ме(2014) = 729090/1046266,4 = 0,69
Ме(2010) = 546817,5/1206630 = 0,45
Материалоемкость в 2010 году ниже чем в 2014 году, (0,45-0,69= -0,24) это значит, что после внедрения мероприятий по снижению материальных расходов на продукцию предприятия, использование материальных ресурсов будет еще более эффективнее, чем в отчетном 2014 году.
Рассчитаем влияние на себестоимость продукции предприятия эффективное использование в целом материальных затрат, а также частных показателей для определения резервов снижения себестоимости продукции, а следовательно, к росту прибыли и рентабельности. Оно находится как отношение изменения материальных затрат к товарной продукции планируемого года.
С/сМз = -0,24*1206630 = -289591,2 тг.
Полученный отрицательный результат свидетельствует об эффективном использовании материальных ресурсов, что в конечном итоге приведет к снижению себестоимости продукции и, соответственно, к увеличению прибыли и рентабельности предприятия.
Еще одним из главных резервов снижения затрат на предприятии является повышение объемов производства, которое влияет на уменьшение затрат на единицу продукции, а следовательно, на конечную цену единицы продукции и размер прибыли.
Для того, чтобы добиться снижения затрат на одну тенге товарной продукции, необходимо увеличить объем производства в 2010г. до 1206630тг. (3000 изделий) Экономический эффект в этом случае найдется как:
Ээ = (0,56-0,81)*3000 = -75000 тг.
При увеличении выпуска продукции до 3000шт общие затраты по предприятию на 1 тенге товарной продукции снизятся на - 75000 тг.
В результате реализации предложенных мероприятий по снижению себестоимости продукции, себестоимость к концу планового 2010 года должна снизиться на 20%, за счет улучшения использования материальных ресурсов и увеличения объема производства и продаж изделий.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности работы предприятия, улучшении показателей себестоимости продукции. В качестве основных резервов снижения себестоимости продукции, как и отдельных затрат, могут выступать в данном случае изменение структуры выпуска продукции, от которой очень сильно зависят затраты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью любого предприятия является достижение экономического эффекта от деятельности. Экономический эффект может быть выражен в зависимости от целей создания и деятельности предприятия как через прибыль, так и через достижение каких-либо социальных, экологических и других улучшений. Большинство предприятий стремятся максимизировать прибыль, а это невозможно без анализа себестоимости продукции, отдельных затрат на производство и реализацию продукции, выявления резервов снижения себестоимости и внедрения рекомендаций по снижению затрат на предприятии. Только комплексно анализируя затраты на производство, правильно определяя резервы их снижения, предприятие сможет достичь своей цели и не проиграть своим конкурентам.
В работе изучена себестоимость продукции и механизм ее формирования, основные направления и пути ее снижения. Себестоимость является одним из важных показателей хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции материальных, природных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат. Под структурой себестоимости понимается соотношение различных элементов или статей затрат в общей сумме затрат на производство и реализацию продукции.
Предприятию необходимо рассматривать анализ себестоимости как элемент управления производством. Значение анализа себестоимости продукции определяется тем, что она характеризует экономическую эффективность производства, и что только на основе ее всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых. Анализ себестоимости позволяет дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.
На предприятии проводится ряд мероприятий по снижению себестоимости для повышения его конкурентоспособности как на внутреннем рынке, так и на внешнем. В основном они направлены на уменьшение материальных затрат.
При осуществлении предложенных мероприятий, предприятие может достигнуть снижения себестоимости на 20%. Уменьшить материальные затраты на производство почти на 185000тг., снизить затраты на 1 тенге товарной продукции на 24 коп.
Для повышения эффективности деятельности предприятия необходимо также проводить мероприятия по снижению затрат на оплату труда за счет более совершенной организации производства и труда. Не должны оставаться без внимания и амортизационные отчисления, уменьшение которых может быть достигнуто в результате изменения объема и структуры продукции, улучшения использования основных фондов.
Внедрение новой техники повышает уровень механизации труда и автоматизации производства, что оказывает существенное влияние на рост производительности труда и, следовательно, на снижение затрат па заработную плату в себестоимости продукции. Себестоимость продукции — один из основных показателей, характеризующий уровень организационно-технического развития предприятий, качество, результаты деятельности, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Анализ себестоимости по статьям затрат дает возможность установить динамику отдельных статей и ее влияние на себестоимость продукции. Результат анализа позволяет видеть, под влиянием каких статей расходов сформировался тот или иной уровень себестоимости, в каких направлениях необходимо вести борьбу за снижение себестоимости.
Наиболее тщательно должны анализироваться непроизводительные расходы и потери. Только повседневный контроль таких расходов и потерь, оперативный анализ факторов, их обусловивших, помогут исключить нерациональные траты живого и овеществленного труда.
Соблюдение режима экономии повышает экономическую эффективность производства, увеличивает прибыль и расширяет возможности материального стимулирования предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Основные показатели для проведения анализа себестоимости предприятия «Севмебель»
Показатели |
Отчетный 2013г тг. |
Отчетный 2014г тг. |
Планируемый 2010г тг. |
Отклонение 2010г от 2014г | |
тг. |
% | ||||
Сырье и материалы |
112758 |
125152 |
103981 |
-21171 |
-16,9 |
Покупные полуфабрикаты |
499840 |
563200 |
398560 |
-164640 |
-29,2 |
Топливо и электроэнергия |
31361 |
40738 |
44276,5 |
3538,5 |
8,6 |
Основная заработная плата |
29100 |
30630 |
32200 |
1570 |
5,1 |
Дополнительная заработная плата |
6745 |
7256 |
8125 |
869 |
11,9 |
Отчисления на соц. Мероприятия |
13263 |
14018 |
14130 |
112 |
0,8 |
Амортизация |
53420 |
50303 |
50303 |
0 |
0 |
РСЭО |
9600 |
9629 |
9650 |
21 |
0,2 |
ОПР |
52500 |
52200 |
52700 |
500 |
0,9 |
Прочие расходы |
1420 |
2250 |
2690 |
440 |
19,5 |
Расходы на сбыт |
120 |
141 |
150 |
9 |
6,3 |
Полная себестоимость |
810127 |
895517 |
716765,5 |
-178751,5 |
-19,9 |
Доход |
905484 |
1042860 |
1203300 |
160440 |
15,3 |
Прибыль |
95357 |
147343 |
486534,5 |
339191,5 |
230,2 |