Экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Проблема обеспечения населения молочными продуктами и мясом в значительной степени зависит от эффективности ведения молочного скотоводства. Период экономических реформ в этой отрасли характеризуется падением производства, его убыточностью, сокращением поголовья. Из-за нарушения технологий кормления и содержания животных происходит не только сокращение объемов производства молока, но, самое главное, ухудшаются продуктивные качества молочного скота, восстановление которых потребует многих лет большой и кропотливой работы в области племенного дела.

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

Оборот Ehrmann в России за восемь месяцев 2000 года - около 20 млн. долларов. План компании на 2001 год предусматривает увеличение оборота до 50 млн. долларов. Руководство  компании ожидает, что срок окупаемости  завода составит 7-9 лет.

Счастливый Ehrmann


Немецкая компания Ehrmann ввела в строй вторую очередь своего российского молочного завода. В подмосковном Раменском теперь будут перерабатывать в два раза больше молока — по 400 тонн ежедневно. На расширение производства немцы потратили 30 млн марок. Напомним, что до этого Ehrmann вложил 80 млн в строительство завода и в местные фермерские хозяйства.

Потраченные деньги даром  не пропали. Йогурты от Ehrmann в России теперь уступают по популярности только «Чудо— йогуртам» от «Вимм-Билль-Данна». За год рыночная доля компании выросла более чем вчетверо — с 2,3% до 9,8% (см. график). Запуск второй очереди завода поможет Ehrmann к концу этого года отвоевать как минимум 15% отечественного рынка и далеко оторваться от своих ближайших конкурентов, Danone и Campina. Цель Ehrmann, заявленная компанией еще в прошлом году, — получить 30% рынка.

Рост потребления йогуртов в России вселяет оптимизм в производителей. По данным агентства GfK MR, только за первую половину этого года продажи увеличились на 28% и будут расти дальше. Сейчас среднестатистический гражданин съедает за год только 500 граммов йогурта, но через три года, по прогнозам, эта цифра вырастет в шесть раз и достигнет трех килограммов. Однако Ehrmann не одинок в своих претензиях на эти килограммы. В начале следующего года немецкая компания Onken запустит производство в Белгороде, не уступающее по мощности эрмановскому. Обзавестись заводиком в Калуге захотела и испанская компания Pascual.

Конкуренты Ehrmann не воспринимают всерьез ее амбициозные планы. Так, в компании «Вимм-Билль-Данн» уверены, что захватить треть рынка вообще никому не удастся. Однако внятно объяснить почему, лидер йогуртовой отрасли не смог.

 

\Главная

 

 




Конкуренция на рынке производства молочной продукции УрФО обостряется 


05.04.07

Экспертный канал «УралПолит.Ru»  начинает серию спецпроектов, посвященных  анализу ситуации на различных отраслевых рынках Уральского федерального округа. Первый из них касается рынка производства молочной продукции.

Ведущие «молочники» испытывают огромный интерес к экономически развитому  Уральскому федеральному округу. Ряд  активов на территории УрФО уже принадлежит «Вимм-Билль-Данну» и «Юнимилку», намеренным и в дальнейшем усиливать свое присутствие в регионе. В ответ местные производители молочной продукции тоже объединяют предприятия в холдинги. Молочный рынок держит уверенный курс на укрупнение. Мелким производителям становится все сложнее выживать среди гигантов.

Надои растут в рамках нацпроекта

В рамках приоритетного национального  проекта «Развитие АПК» одной  из главных задач определено ускоренное развитие животноводства. В России 1.400 объектов животноводства включены в перечень по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов. В 2006 году 1.195 участников проекта получили кредитных ресурсов в объеме 53,2 млрд. руб.

Результат не замедлил сказаться. В  прошлом году впервые за долгое время в России зафиксирован рост молочной продуктивности коров. Молока во всех категориях хозяйств произведено более 31 млн. т, что на 0,6 % больше, чем в 2005 году. Снизились темпы сокращения поголовья крупного рогатого скота.

Во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, также произошло увеличение продуктивности дойного стада. Надой на одну корову увеличился в Курганской области на 16,5%, Челябинской – на 15,7%, Свердловской – на 14%, Тюменской – на 7,6%. В натуральной величине показатель по УрФО превысил 3.000 литров, а в Свердловской и Тюменской областях – 4.000 литров.

Концентрация и монополизация молочной отрасли

Свердловская область

Объем производства молока в крупных, средних и малых сельскохозяйственных организациях Свердловской области в 2006 году составил 383,5 тыс. тонн, или 108,6 % к уровню 2005 года, надой на одну корову – 4.162 кг, что на 511 кг выше аналогичного показателя в 2005 году.

По данным Министерства сельского  хозяйства и продовольствия Свердловской области, лидерами в отрасли молочного животноводства являются филиал ОАО «Уральский электрохимический комбинат» «Агрофирма «Уральская» г. Новоуральск, ЗАО «Агрофирма «Патруши» Сысертского района и колхоз «Россия» Ирбитского района, где надоено более 7.000 килограммов молока с коровы.

Большая часть сырья перерабатывается на 9 крупных молокозаводах, из которых  три – Екатеринбургский гормолзавод  №1, предприятия в Ирбите и Верхней  Пышме – находятся в собственности  государства, остальные являются частной собственностью.

По словам заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергея Лацкова, в области полностью перерабатывается все молоко, произведенное на ее территории. Кроме того, свердловские молзаводы успевают перерабатывать и сырье, поставляемое из соседних регионов. В целом по итогам 2006 года среднеуральские молочные заводы увеличили объемы производства на 11,2% по сравнению с 2005 годом.

Челябинская область

В Челябинской области за прошлый год, по данным отдела по развитию пищевой, перерабатывающей промышленности и продовольственных рынков областного минсельхоза, произведено 206,9 тыс. т цельномолочной продукции (107,3 % к уровню 2005 года). Выпуск масла сливочного увеличился на 35,7 % и составил 2985 т.

Основными производителями молочной продукции на Южном Урале являются ОАО «Челябинский городской молочный комбинат», ОАО «Чебаркульский молочный завод» и ОАО «Магнитогорский  молочный комбинат». Эти предприятия  объединены в молочный холдинг и перерабатывают порядка 65 % всего сырья, производящегося в области. Кроме того, в области работает более 20 мелких производителей.

Как сообщила главный специалист отдела Тамара Носова, молочные заводы области, учитывая потребности рынка, производят продукцию лечебно-профилактического назначения: бифилайф, традиционные виды кисломолочной продукции, обогащенные бифидофлорой. Ассортимент молочной продукции местного производства составляет более 200 наименований, различающихся упаковкой, массовой долей жира, вкусовыми наполнителями.

Однако не секрет, что каждая добавка  неизбежно ведет к удорожанию продукта. Следовательно, ни пенсионер, ни многодетная мама его покупать не будут, предпочтя продукт подешевле. Три челябинских предприятия  еще недавно выпускали кисломолочные напитки с эракондом (экстрактом люцерны), чрезвычайно полезным для здоровья. Но производство пришлось прекратить – продукция пользовалась низким спросом у населения. Сейчас ОАО «Чебаркульский молочный завод» производит молоко «Умница», обогащенное йодказеином, ОАО «Южноуральский молочный завод» и ОАО «Чебаркульский молочный завод» – молоко и кефир с лактулозой. Заявки на них минимальные. Не исключено, что выпуск и этой продукции в дальнейшем также будет прекращен.

По мнению специалистов Челябинского минсельхоза, для того чтобы популяризировать молочную продукцию местных производителей, необходима социальная реклама. «Сейчас, когда крупные производители расширяют свое присутствие в регионах, местным производителям молочной продукции выживать все труднее», – комментирует Тамара Носова.

Курганская область

В Курганской области общий объем  производства молока вырос в 2006 году на 2 % по сравнению с предыдущим годом. 80 % сырья произведено участниками  областной программы «Молоко», в  которой в прошлом году принимали участие 62 хозяйства. Лидером по надоям является ОАО «Курганское» – 7.119 кг молока на корову.

Переработку молока и производство молочной продукции в Курганской области осуществляет 6 крупных и  средних организаций и 6 мини-цехов. Как сообщил начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности областного департамента АПК Виктор Литвак, за прошлый год ими произведено цельномолочной продукции 72,2 тыс. т, молочных консервов – 43,4 млн. условных банок, масла сливочного – 0,6 тыс. т, сыров жирных – 158 т, сухих молочных продуктов – 2 тыс. т.

Безусловным лидером по переработке  молока является ОАО «Шадринский  молочно-консервный комбинат» (входящий в структуру «Юнимилка»), который  перерабатывает до 75 % всего сырья. Стабильно  развиваются, по данным департамента АПК, ОАО «Молоко» (Катайск) и ООО «Молоко Зауралья» (Курган). Продукция зауральских молзаводов реализуется в рамках заключенных договоров в Свердловской, Челябинской, Тюменской, Омской и Оренбургской областях и Республике Казахстан.

Тюменская область

На территории юга Тюменской  области в прошлом году на одну корову надоено 4215 кг молока (в 2005 г. – 3958 кг).

Ведущая роль в производстве молока и молочных продуктов принадлежит 6 крупным предприятиям: ОАО «Ялуторовскмолоко» (входит в структуру «Юнимилка»), ОАО Комбинат маслосыр «Ишимский», ЗАО «Ситниковский МКК», ОАО «Абатскмолпром», ОАО «Тобольский ГМЗ», ОАО «Тюменьмолоко». По данным областного департамента АПК, этими предприятиями производится 73 % молочной продукции от общего объема.

Среди лидеров львиная доля принадлежит  ОАО «Ялуторовскмолоко». В 2006 году здесь  произведено 55176 т цельномолочной продукции, 700 т масла сливочного, 994 т сухого молока, 50338 туб молочных консервов. Для сравнения – комбинат «Ишимский» произвел 8736 тыс. т молока, 236 т масла сливочного, 113 т сыра и 694 т сухого молока. Еще один лидер отрасли – Ситниковский ММК – выпустил 28233 т цельномолочной продукции и 89 туб молочных консервов.

Всего по области увеличилось производство цельномолочной продукции на 10 %, молочных консервов в 1,8 раза, сыров на 9 % в сравнении с 2005 годом.

Как отмечает заместитель губернатора  Тюменской области, директор департамента АПК Владимир Ковин, крупные заводы, наращивая объемы производства, существенно  теснят предприятия малой мощности, которые являются производителями, как правило, нескольких наименований продукции: молоко, кефир, сливки и сметана. «В настоящее время идет процесс концентрации и монополизации молочной отрасли, – рассказал Владимир Ковин корреспонденту экспертного канала «УралПолит.Ru». – Большинство малых предприятий играют роль перевалочных пунктов с первичной обработкой молока: очистка, пастеризация и охлаждение».

Рыночные взаимоотношения в  условиях жесткой конкуренции заставили  предприятия перепрофилировать часть производства на цельномолочную продукцию (ОАО комбинат маслосыр «Ишимский», ОАО «Ялуторовскмолоко»), расширить ассортимент выпускаемой продукции, вырабатывать биологически ценную молочную продукцию, обогащенной йодом, фтором, витаминами и микронутриентами. Все это позволило увеличить объем производства цельномолочной продукции в Тюменской области за 2006 год на 14,4 %.

Ямало-Ненецкий автономный округ

В Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах на прилавках  преобладает продукция иногородних производителей. В ЯНАО – самом северном регионе УрФО –предприятий, перерабатывающих молоко, нет вообще, в объекты социальной сферы реализуется цельное молоко, за пределы автономного округа молоко не вывозится.

По  данным департамента по развитию агропромышленного комплекса ЯНАО, молочным животноводством в округе занимаются 9 сельхозпредприятий, из которых крупнейшими являются МУП СХК «Ноябрьский» (Ноябрьск) и ОАО «Салехардагро» (Салехард). За 2006 год валовый надой молока по автономному округу составил 10.770 ц.

Ханты-Мансийский автономный округ

В ХМАО молочным животноводством занимаются около 20 сельскохозяйственных предприятий  и порядка 70 крестьянских и фермерских хозяйств. Лидеры – ОА «Агроника» (Урай), на долю которого приходится 11 % всего произведенного в прошлом году молока – 12 тыс. 166 ц, и ЧП Башмакова – 15,5 %, 16 тыс. 165 ц. Среди крестьянских и фермерских хозяйств на долю ЧП Башмакова приходится более 50 %.

В общей сложности всеми категориями  хозяйств округа в 2006 году произведено 200 тыс. ц молока, в том числе крестьянскими и фермерскими хозяйствами – 104 тыс. 340 ц. В 2006 году производство молока выросло в ХМАО на 17,5 % по сравнению с 2005 годом.

Как пояснил начальник информационно-консультационного  отдела окружного управления АПК Николай Низов, в условиях отсутствия на территории округа молокоперерабатывающих заводов крупнейшие производители молока самостоятельно перерабатывают свою продукцию, имея перерабатывающие цеха. У некоторых свои магазины в Сургуте, Урае, Белоярском. Продукция ЧП Башмакова – основного поставщика молока в объекты социальной сферы округа – реализуется более чем в двух десятках магазинов.

Основным  преимуществом продукции местного производства Николай Низов считает  ее близость к потребителю: «Она всегда свежая, в отличие от продукции долгосрочного хранения, предлагаемой крупными компаниями. Ее только произвели, и сразу она поступает в продажу».

Кроме того, в борьбе за потребителя местные  молочники активно расширяют  ассортимент. В автономном округе в  настоящее время производится около 20 видов собственной молочной продукции: йогурты, творожки, кефир, сметана различной степени жирности и разнообразной фасовки. «Молоко производить гораздо проще, но конкуренты вынуждают проявлять изобретательность», – прокомментировал Николай Низов.

Конкуренция идет на пользу потребителю

Федеральные компании продолжают усиливать свое влияние в регионах, в том числе  в УрФО.

«Для  компании «Вимм-Билль-Данн» Уральский  федеральный округ является наиболее приоритетным, – сообщила корреспонденту экспертного канала «УралПолит.Ru» руководитель по внешним связям компании «Вимм-Билль-Данн» по регионам Элеонора Чернецкая. – На 1 января 2007 года доля продукции компании в УрФО составляет 17 %, и в дальнейшем мы намерены наращивать объемы производства и увеличивать свое присутствие в регионе».

В сентябре 2006 года компания приобрела  Сургутский городской молочный завод. За полгода до этого в состав активов  «Вимм-Билль-Данна» вошел Первоуральский городской молочный завод (Свердловская область). Ранее, в 2001 году, компания приобрела контрольный пакет Уфамолагропрома (60% башкирского рынка молочной продукции). В 2007 году компания намерена открыть филиал в Перми.

По  словам Элеоноры Чернецкой, покупка  активов в регионах дает компании возможность освоения новых рынков, где еще не представлена продукция «Вимм-Билль-Данн». «Для региона же это означает появление не только высококачественных молочных продуктов, но и новых рабочих мест», – подчеркнула она.

Компания  вкладывает значительные средства в  свои предприятия. Как сообщила Элеонора Чернецкая, в Первоуральский гормолзавод уже вложено несколько миллионов долларов. В настоящее время там идет демонтаж старого оборудования, взамен которого будет установлено современное. «Продукция здесь будет выпускаться по лучшим мировым технологиям, – говорит руководитель по внешним связям компании «Вимм-Билль-Данна» по регионам. – Первоуральский завод станет одним из самых современных российских заводов».

Второму крупному игроку российского молочного  рынка – холдингу «Юнимилк» – принадлежат Шадринский молочно-консервный комбинат в Курганской области, «Ялуторовскмолоко» (Тюмень) и «Перммолоко» (Пермь). Все эти предприятия лидируют на молочном рынке своих регионов. В марте 2007 года «Юнимилк» вместе с ОАО «Первая молочная компания» (Екатеринбург) на паритетных условиях стал владельцем Нижне-Тагильского молочного комбината.

Как утверждает директор по корпоративным  коммуникациям компании «Юнимилк»  Елена Свешникова, стратегия развития компании предусматривает следующую систему вхождения в регионы: «Мы покупаем или уже состоявшихся лидеров рынка, или те предприятия, которые имеют к этому значительный потенциал. В каком бы состоянии ни находилось приобретенное предприятие, на нем внедряются единые для компании стандарты производства и подхода к качеству. Приходя в регион, мы предлагаем конкретную инвестиционную программу, включающую в себя реконструкцию действующих мощностей, внедрение управленческих и IT-решений, унификацию ассортимента».

Немаловажную  роль играет социальная ориентация на развитие сырьевой зоны региона, отмечает Елена Свешникова. Сюда входят все виды поддержки предприятий, включая приобретение оборудования по лизингу. «Наша цель – стать одной из самых эффективных молочных компаний», – подчеркивает она.

«У нас нет цели противостоять местным производителям, – подчеркивает Елена Свешникова. – Но очевидно, что большому холдингу гораздо проще внедрять новые технологии. Производство детских продуктов, биопродукции, других высокотехнологичных видов продукции – сложный, дорогостоящий процесс, требующий значительных инвестиций. Точно также и с сырьем: мы помогаем производителям молока, в результате получаем сырье высокого качества, которое позволяет нам производить высококачественные продукты».

Действительно, региональным производителям с их традиционной скоропортящейся продукцией – молоко, кефир, сметана, творог – трудно состязаться с гигантами, производящими молоко долгосрочного хранения в современной упаковке и молочные продукты премиум-сегмента: йогурты, молочные десерты, пасты, витаминизированные напитки и т. п.

Вспоминается, как на одной из пресс-конференций  в начале этого года замминистра  сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергей Лацков возмущенно рассказывал о посещении  торгового центра «Ашан» в Екатеринбурге, где на прилавках отсутствует продукция местных производителей, зато «Данон», «Тетра Пак», «Кампина» и другие молочные гиганты представлены в изобилии. Сложно обнаружить свердловскую продукцию в «Metro», «Парк Хаусе», «Карнавале» и других крупных оптово-розничных сетях.

Проблема  не только в монополизме сетевиков, но и в том, что крупные торговцы предъявляют жесткие требования к качеству и маркировке готовой  продукции. В этих условиях актуальным для местных производителей становится вопрос приобретения современного упаковочного оборудования и материалов, внедрения программы нанесения на упаковку штрих-кодов, а все это требует немалых и не всегда посильных для предприятия затрат.

Челябинские производители тоже испытывают серьезные  проблемы со сбытом продукции. «В области увеличивается количество крупных торговых сетей, таких как «Пятерочка», «Незабудка», «Дикси» и другие, – рассказывает главный специалист отдела по развитию пищевой, перерабатывающей промышленности и продовольственных рынков Челябинского минсельхоза Тамара Носова. – Они предъявляют очень жесткие требования к производителям. Так, для того чтобы реализовать там свою продукцию, предприятие должно заплатить большой вступительный взнос. Если продукция не будет реализована в срок, изготовитель должен забрать ее обратно. Отсрочка платежей составляет 21 день. Есть и еще ряд требований, соответствовать которым местные, особенно мелкие, производители не могут».

Как сообщает «Chelyabinsk.RFN.ru», каждый день более 50 т местного молока остаются невостребованными. Его перерабатывают в масло, сухое молоко и т.д. Из-за отсутствия реализации без денег остаются сельхозпроизводители. В то же время в некоторых городах Челябинской области доля иногородней продукции на прилавках достигает 40–45%.

Руководитель молочного холдинга, куда входят ведущие предприятия  Южного Урала по переработке молока, депутат Государственной думы Дмитрий  Еремин убежден, что местные производители  должны более активно продвигать свою продукцию. «Если на рынке доминирует инорегиональный производитель и поставщик, естественно, вся прибыль выводится за пределы Челябинской области», – говорит он.

В то же время Дмитрий Еремин утверждает, что присутствие на челябинском  молочном рынке инорегиональных  брендов принципиально не меняет структуру рынка и расстановку сил. «Если и существуют какие-то тревоги по поводу вхождения на челябинский рынок инорегиональных производителей, то мне они кажутся необоснованными, – сообщил он. – Возможно, эти тревоги связаны, в какой-то мере с самим звучанием брендов: «Вим-Билль-Данн», «Юнимилк»… Возникают ассоциации с зарубежными производителями. Между тем, названные компании имеют российские корни, хотя не исключаю наличия у них некоторой доли иностранного капитала».

«В любом случае, они занимают второстепенные позиции в нашем регионе, – считает Дмитрий Еремин. – Наш холдинг в настоящий момент уверенно контролирует 65–70% молочного рынка Челябинской области. Это огромная цифра, и мы абсолютно спокойно относимся к активности других участников. Они ведь не первый день соседствуют с нами. Некоторое время назад на прилавках наших магазинов присутствовало шадринское молоко, теперь на его месте «Юнимилк», было и молоко из Башкирии, теперь – «Вим-Билль-Данн». Мы всегда успешно с ними конкурировали».

Наличие конкурентов руководитель холдинга расценивает как положительный фактор. «Покупатель ведь должен иметь выбор, – говорит он. – Именно его позиция в конечном итоге определяет успешность той или иной компании».

Кстати, уже в июне этого года молочный холдинг планирует запустить в Челябинске новую линию по производству мороженого – «7 гномов». За счет обновления производственных линий обновится вся линейка продукции.



ЗАО «РАМОЗ» в последнее время прочно зарекомендовало себя как ведущий производитель молочной продукции в Ярославской области. Предприятие процветает, объемы продаж стабильно растут. Новейшая история Рыбинского молочного завода в интервью с Алексеем Борисовичем ОКЛАДНИКОВЫМ, директором ЗАО «РАМОЗ»

 

  • Алексей Борисович, для Рыбинского молочного завода этот год юбилейный. 70 лет для человека - возраст достаточно преклонный. Время воспоминаний, подведения итогов. Что значит 70 лет для ЗАО «РАМОЗ»? 
    - 70 лет - это достаточно солидный возраст для предприятия. Это не одно поколение людей, работавших и работающих на единую цель, труд которых оценен и востребован сотнями тысяч покупателей. Это хороший опыт и добрые традиции в производстве, позволяющие нам развиваться и реализовывать новые идеи для здорового питания. На мой взгляд, семидесятилетие - это только начало, определяющее отличный старт к успеху. 
    - С 2004 года «РАМОЗ» стабильно расширяет свой ассортимент. Выбор таков, что даже самый взыскательный покупатель молочной продукции не остается без покупки. В магазинах области помимо традиционного ассортимента повышенным спросом пользуются топленое молоко, питьевые сливки, творожные десерты. 
    - Спрос рождает предложение. Мы не можем не реагировать на желания наших покупателей. Запуск в производство новых натуральных продуктов – работа трудоемкая и требует больших временных и финансовых затрат. Работа над марками может длиться годами. Однако слаженность действий всех специалистов позволяет нам оперативно реагировать на потребности рынка. К примеру, от идеи создания торговой марки «Три кота», объединившей мороженое с различными наполнителями, до поступления продукта в продажу прошло не более полугода. 
    - Торговая марка - явление для ЗАО «РАМОЗ» новое… 
    - Скажу более, она необходима как производителю, так и покупателю. Сегодня ассортимент предприятия насчитывает более 70 наименований, 39 из них представлены покупателю под своей фирменной торговой маркой. Марка - это звучное, понятное имя, объединяющее продукты по определенным параметрам. Торговая марка мороженого «Три кота» ориентирована на молодежь. Разработаны современные названия для каждого вида мороженого, также этот товар отличает доступная цена. Молочные продукты «БИО-РАМОЗ», обогащенные лактулозой и витамином С - это линия биологически активных продуктов нового поколения для среднего класса. Торговая марка «Нота Му» объединила всю десертную группу - сладкие творожные массы, глазированные сырки, йогурты в стаканчиках и традиционное мороженое ЗАО «РАМОЗ» - пломбир и сливочное с наполнителями. Исследования показывают, что сегодняшний потребитель в выборе товара, прежде всего, ориентируется на торговую марку. Фирменные бренды - «Три кота», «БИО-РАМОЗ» и «Нота Му» - яркий и лаконичный путеводитель в ассортименте торговых молочных рядов, позволяющий нашему покупателю не спутать продукцию ни с какой другой. 
    - Конкуренция в отрасли молочного производства сегодня сильная. Но, несмотря на это, предприятие заявляет о себе и в других регионах страны. Что позволяет вам удерживать завоеванные позиции и осваивать новые рынки? 
    - Наши партнеры. ЗАО «РАМОЗ» реализует свою продукцию через развитую систему дилеров. В молочном направлении вот уже более восьми лет нашим официальным представителем в Рыбинске и районе, а также Угличе остается торговая компания «Молочная биржа». Она непосредственно работает с торговыми точками, является поставщиком по муниципальному заказу. Это надежный и проверенный временем партнер. С ярославской компанией «Ярпродукт» деловые отношения сложились три года назад. Мы доверились опыту и профессиональному подходу этой фирмы и не проиграли. Ярославль, Тутаев, Ростов, Гаврилов-Ям, Переславль и прилегающие районы – это территория поставок нашего официального дистрибьютора. 
    - А где еще можно встретить продукты Рыбинского молочного завода? 
    - Шесть раз в неделю отгружается молочная продукция в Москву, дважды – в Иваново. География поставок мороженого гораздо шире. Помимо Ярославской области, которую полностью охватывает компания «Белый город», мороженое от ЗАО «РАМОЗ» представлено в Костромской, Ивановской, Архангельской, Курской областях и республике Коми. Сегодня нарабатываются новые контакты. 
    - Такая активная сбытовая деятельность требует устойчивой сырьевой базы. Проблем с пос-тавками сырого молока не возникает? 
    - Два года назад ЗАО «РАМОЗ» инициировало создание Регионального объединения сельхозтоваропроизводителей, сокращенно РОСТ, в состав которого, помимо нашего предприятия, вошли более десятка хозяйств Рыбинского, Пошехонского, Угличского районов. Это объединение производителей молока и завода-переработчика позволяет нам работать на единую цель. Каждый участник этого проекта – полноценный партнер и такое сотрудничество гарантирует нам прогнозируемую стабильность в производстве и поставках сырья. 
    - Каким Вы видите будущее предприятия? 
    - Я уверен в успешном будущем Рыбинского молочного завода, а залог успеха вижу в ежедневной и кропотливой работе над производством натуральных, качественных и безопасных продуктов из молока. Это заложили в основу своей деятельности работники молочного завода 70 лет назад. Такой традиции мы неустанно следуем и сегодня. Грядет празднование юбилейной даты. От всей души я поздравляю всех ветеранов и сотрудников ЗАО «РАМОЗ» с днем рождения родного завода. Хочу выразить искреннее признание нашим поставщикам и покупателям. Здоровья всем и самых добрых пожеланий.

Обострение отношений между томскими сельхозпроизводителями и местной властью сыграло на руку новосибирским компаниям, продвигающим свою продукцию на томский рынок. Сегодня расстановка сил на нем такова: молокозавод "Том-Мас" контролирует примерно 60% рынка, предприятие " Томскмолоко" (входящее в холдинг "Том-Мас") — около 20%, остальная доля на рынке принадлежит новосибирским "Сибирскому молоку", "Альбумину", а также местному малому бизнесу и компаниям Москвы, Омска и Кемерова.

Закрепление новосибирских компаний на томском сырьевом рынке — это, скорее всего, ответ главному конкуренту — "Том-Масу", заметно упрочившему свои позиции за счет присоединения "Томскмолока". Крупнейшие игроки на внутреннем рынке Новосибирской области — " Сибирское молоко" и " Альбумин" — у местных селян закупают сырье по более низким ценам, чем в Томске. По словам Владислава Брока, небольшим хозяйствам Томской, Кемеровской областей и Алтайского края они предлагают цены выше, подтягивая сырьевую базу соседних регионов. Это обычный демпинг. Таким образом, с одной стороны, путем "отъема" сырья новосибирцы могут добиться увеличения доли своей продукции на томском рынке и сокращения производства молочной продукции на предприятиях соседей. С другой — у основных игроков и главных конкурентов на областном молочном рынке — "Том-Маса" и "Сибирского молока" — разная специализация. Последний контролирует рынок йогуртов и сыров. Их томские оппоненты не стремятся расширять номенклатуру, поскольку потребление этой продукции на рынке снизилось. Они делают ставку на цельномолочную продукцию, спрос на которую со стороны населения по-прежнему высок. Сегодня ее производство от общего объема переработки молока составляет 83,8% против 68,8% в прошлом году.

Укрепление кисельных  берегов(Крупнейшие игроки)

Падение объемов производства негативно отразится на финансовой устойчивости томских предприятий. Компания "Том-Мас" уже начала работать на укрепление бизнеса. "В этом году мы вкладываем в модернизацию производства десятки миллионов рублей, — комментирует управляющий директор компании "Том-Мас-Профит" Константин Кондрашков. — Все производство переводим на единую площадку "Томскмолока". Техническое перевооружение и концентрация производственных мощностей позволит добиться сокращения издержек на 15%, а также улучшить качество выпускаемой продукции".

Планируется, что в будущем году предприятие выйдет на выпуск 80-85 тыс. тонн молочной продукции в год  и займет по объему производства второе место в Сибири после "Сибирского молока". По итогам текущего года объемы "Том-Маса" приблизятся к 65-67 тыс. тонн.

А пока томские переработчики заверяют, что потребители не пострадают от неблагополучной ситуации в местной  молочной отрасли. Ведь они голосуют рублем за более дешевую продукцию, поэтому цены на нее местные производители  не решатся поднять из-за боязни потерять рынок. Хотя, если учесть, что падение производства молока произошло в условиях роста денежных доходов на душу населения в Томской области, цены на местную молочную продукцию должны подняться, а объем ввозимой продукции — увеличиться.

 

 
Исполнительный директор Российского  союза предприятий молочной отрасли (Москва) Владимир Лабинов

Томской области даже повезло, что  рядом находится такой крупный  рынок сбыта, как новосибирский. Более того, в условиях рынка чем  шире география продаж, тем лучше. Для многих производителей сбыт и покупка сырья за пределами региона не является проблемой. В Москву, например, молочные продукты всегда завозили из близлежащих областей — это около 20 субъектов РФ. Томичи должны все делать для того, чтобы своим молоком "залить" всех соседей, а не ставить препятствия для вывоза молочного сырья.

Кроме того, на мой взгляд, объемы в 1,8 тыс. тонн — это капля в море, даже в масштабе района. Обычное хозяйство небольших размеров производит 2-3 тыс. тонн молока в год. Поэтому для Томской области это не такая уж большая потеря сырья. Никаких негативных последствий ни для томских переработчиков, ни тем более для сельхозпроизводителей не будет. Это стоит рассматривать, скорее, как естественный процесс конкурентной борьбы за сырьевую базу предприятий перерабатывающей промышленности двух регионов.

Молочная  перспектива: взгляд из Сибири

версия для печати

Геннадий Пронченко, кандидат технических  наук, в прошлом профессиональный нефтяник, в 1994 году вместе с партнерами создал предприятие по производству и переработке молока «Томмас», ставшее сегодня одним из крупнейших молочных холдингов Западной Сибири. Информация о продаже предприятия привлекла к нему интерес отраслевых стратегических инвесторов, а после прошедшего 7 декабря в Москве «круглого стола» «Российская молочная перспектива-2005: проблемы инвестиций в молочную отрасль» о «Томмасе» заговорили в прессе. Сегодня Геннадий ПРОНЧЕНКО отвечает на вопросы Василия КОРЕННОГО. 
 
- Чем вы можете объяснить инвестиционную активность на российском молочном рынке? 
 
- Возможно, отчасти ситуацией, связанной с хронической нехваткой сырого молока, которая сложилась в последние годы. Она приводит к увеличению доли продуктов с более низким содержанием исходного сырья и стимулирует развитие безотходных технологий. В этой ситуации компании, серьезно планирующие держаться на плаву, вынуждены инвестировать средства в новые технологии. И поскольку преломить общероссийскую тенденцию к снижению производства сырья вряд ли скоро удастся, этот процесс будет развиваться и дальше. 
 
- Как вы оцениваете перспективы молочного рынка Западной Сибири? Кто является основными его игроками? 
 
- Здесь все лежит в русле общероссийских тенденций. Заметно возрастают доли крупных игроков, и не только за счет новых продуктов. Они посадили мелкие заводы на голодный паек -- некоторые купленные ими районные предприятия превращены в молокосборные пункты, у других просто «забрали» молоко, предложив его производителям достойную цену или кредитуя их. Такого прессинга мелкие предприятия не выдерживают: ведь удельные затраты на производство у гигантов намного ниже, а их раскрученные бренды способствуют росту объемов продаж не только высокотехнологичной продукции, но и традиционных натуральных продуктов. 
 
Основными игроками западносибирского рынка на сегодня являются компания «Сибирское молоко» из Новосибирска, входящая в холдинг «ВБД», омская компания «Манрос», красноярская «Милко», принадлежащая «Юнимилк», а также наш холдинг «Томмас». 
 
- Есть ли у региональных производителей хоть какая-то перспектива самостоятельного инновационного развития или они обречены быть объектами экспансии предприятий-«поглотителей»? 
 
- Наличие возможности самостоятельного инновационного развития вовсе не гарантия того, что вы не станете объектом отраслевой экспансии со стороны крупных игроков. Скорее наоборот, даже точно наоборот - развивая инновационное производство, вы привлекаете внимание стратегов и возбуждаете их аппетиты. 
 
И потом, что значит развиваться самостоятельно? Молочный бизнес не относится к разряду «шикарных». Внедрение новых технологий, обновление основных фондов, освоение новых рынков - это большие деньги, кредиты или инвестиции, которые необходимы единовременно. Остановиться на «переползании» из одного кредита в другой - значит растить свое детище малахольным. Многие так и делают, сохраняя иллюзию неприкосновенности акционерного пакета. А те, кто идет дальше, понимают, что единственный выход может быть только в инвестициях. Акционеры должны быть готовы к увеличению числа совладельцев, потому что альтернативы этому нет. Ведь если остановился, значит, отстал, потерял темп, потерял курс. По-моему, самое страшное - угробить свой бизнес собственной жадностью. И вообще, на мой взгляд, в бизнесе всегда побеждает сильный. Если крупный игрок национального уровня поставит задачу купить тебя, создав условия, при которых выбора у тебя не останется, он это сделает. Все будет зависеть от того, интересен ли ему твой регион, фигурируешь ли ты в его стратегических планах и насколько ты зрелый предприниматель.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВСТРЕЧА УЧАСТНИКОВ МОЛОЧНОГО РЫНКА «ОПТОМ И В РОЗНИЦУ»

29.11.2006

12 декабря  2006 года в Москве состоится  информационная встреча, посвященная  проблемам сбыта и реализации  молочной продукции.  
Розничный сегмент является ключевым моментом для большинства производителей, а для предприятий молочной отрасли он - один из наиболее острых, т.к. молоко – продукт с очень ограниченным сроком хранения. Не все торговые компании готовы пополнять свой ассортимент скоропортящимися продуктами, предпочитая «живому» молоку продукцию с длительным сроком хранения.  
По прогнозам CVS Consulting, объем молочного рынка в России в 2006 году составит $ 23,1 млрд. Причем, почти половина всей производимой продукции (45,9%) приходится на средние и мелкие молокоперерабатывающие предприятия, основных производителей «короткого» молока. Как считают эксперты CVS Consulting, большинство мелких и средних предприятий используют лишь часть имеющихся мощностей. Если небольшие молокопереработчики сумеют решить проблему реализации путем вхождения в крупные розничные сети, большинство из них сможет загрузить производство на 100%.  
Информационная встреча участников молочного рынка «Оптом и в розницу» проходит при поддержке Российского союза предприятий молочной отрасли и призвана оптимизировать проблему сбыта, определить ключевые направления взаимоотношения предприятий молочной отрасли с торговыми компаниями. 
В мероприятии примут участие руководители предприятий, специалисты по маркетингу, технологи компаний-производителей молока и молочных продуктов; представители компаний, специализирующихся на оптовой продаже молока и молочной продукции; представители СМИ (печатные издания, информационные агентства); эксперты рынка. 
Основными темами встречи станут вопросы:  
- роль дистрибуторских компаний на молочном рынке;  
- собственная дистрибуция и работа с посредниками;  
- пути развития дистрибуторских компаний в условиях создания производителями собственных сбытовых сетей;  
- создание собственных брендов и размещение заказов;  
- преимущества и риски.  
_____________________________ 
 
Информационная встреча участников молочного рынка организуется компанией CVS Consulting в рамках проекта «Молочное здоровье». 
Компания CVS Consulting образована в апреле 2004 года и занимается реализацией исследовательских проектов в области пищевых продуктов, организацией связей с общественностью, программ по продвижению, лоббированием. 
За период своей деятельности компания инициировала и провела две международные конференции: «Перспективы развития российского рынка экологических продуктов в условиях экспансии современных технологий» (08.09.2004, Москва, «Олимпик Пента Ренессанс») и «Экологические продукты в России» (26-27,10.2005, Москва, Президент Отель»), посвященные развитию рынка экологических продуктов в России, а также ряд маркетинговых мероприятий на смежные темы.  
Собственные мероприятия, организованные CVS Consulting, выносят на обсуждение специалистов наиболее острые проблемы потребительского рынка, привлекают к их решению ведущих специалистов в области маркетинга, технологов и других экспертов.  
Встречи Информационного клуба, являясь формой свободного общения специалистов на заданные темы, всегда насыщены информацией и мнениями, позволяют по-новому взглянуть на рынок и найти новые пути решения насущных проблем.

Информация о работе Экономика предприятия