Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 20:47, контрольная работа
Экономика предприятия как наука изучает объективные и частные закономерности экономического состояния и развития предприятия, конкретные формы проявления и использования экономических законов в деятельности субъектов хозяйствования, частных закономерностей их развития, путей и способов эффективного производства необходимых людям товаров и услуг.
Введение 3
1. Экономическая и функциональная стратегии, их типы, факторы выбора. Разработка маркетинговой и товарной стратегии 4
2. Понятие ценовой политики и ее цели. Анализ ценообразующих
факторов 10
3. Общая характеристика инноваций. Классификация инноваций и нововведений 19
Заключение 24
Тесты 25
Список литературы 28
В случае, когда экономическая мощь конкурентов примерно одинакова, оправдано "маневрирование ценами". Эта политика состоит в предоставлении покупателям различного рода скидок, снижении цен на продукцию по сравнению с прейскурантами, установлении цен на товары разного качества в близком диапазоне. В результате этого выигрывает покупатель.
При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако, на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это (а не снижение цены) позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.
Хотя максимальная цена определяется спросом, а минимальная издержками, на установление цен влияют цены конкурентов, их поведение, их реакция на товар данного производителя. В соответствии с последним выделяют четыре конкурентные среды на рынке.
Рынок чистой конкуренции. В этом случае на рынке есть много продавцов и покупателей одного стандартного товара. Влияние продавцов на уровень цен незначительное. Попытки увеличить цену на товар закончатся тем, что покупатель уйдет к другому продавцу. Уровень цен - уровень рынка. Возможность проникновения на рынок новых продавцов имеется.
Рынок монополистической конкуренции. В данном случае на рынке имеется значительное число конкурентов. Производители предлагают дифференцированный однородный товар разного качества, модификаций по разным ценам. Потребители имеют разные потребности, готовы платить по-разному. Много продавцов и покупателей. У продавцов имеется возможность влиять на уровень цен. Возможность проникновения на рынок новых продавцов имеется.
Рынок олигополии. На этом рынке присутствует небольшое число конкурентов весьма чувствительных к изменению цен, маркетинговым мероприятиям со стороны других. Немного продавцов и много покупателей. Стандартный или дифференцированный тип товара. Влияние продавцов на уровень цен имеется, но с риском начала войны цен. Уровень цен ведущего продавца. Возможность проникновения на рынок новых продавцов затруднена.
Рынок чистой монополии. В этом случае на рынке есть единственный продавец (например, государство), который диктует условия и много покупателей. Уникальный, не имеющий заменителей тип товара. Возможность проникновения на рынок новых продавцов затруднена.
Большое влияние на уровень и динамику цен оказывает состояние финансово-кредитной сферы, при этом непосредственное влияние на цены оказывают изменения покупательской способности денежной единицы России. В нормально функционирующей экономике, когда деньги обеспечены золотым содержанием, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно. При отсутствии такого условия в системе "количество денег — сумма цен" начинает изменяться сумма цен.
♦ Следующий важный фактор, оказывающий значительное влияние на цены, — потребители. Любой предприниматель должен видеть глубокую взаимосвязь между ценой, покупками потребителей и их представлениями. Отношения между ценами и количеством сделанных покупок по этим ценам можно объяснить двумя причинами: воздействием законов спроса и предложения и ценовой эластичности и неодинаковой реакцией покупателей различных сегментов рынка на цену. Именно эти причины легли в основу деления всех покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках на четыре группы:
экономные покупатели - покупатели, проявляющие большой интерес при выборе покупки по ценам, качеству, ассортименту предлагаемых товаров. Большое влияние на эту группу покупателей оказывает реклама.
персонифицированные покупатели - покупатели, создавшие себе "образ" товара, которым они хотят владеть, и чутко реагирующие на все характеристики, приближающие или удаляющие их от "образа". Они требуют к себе особого внимания и чуткого обслуживания;
этичные покупатели - покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы и делают их по уже давно сложившейся традиции. Они готовы заплатить более высокую цену за товар, продаваемый в этом магазине, подчас пренебрегая широким ассортиментом товаров других магазинов;
апатичные покупатели - покупатели, мало интересующиеся ценами. При выборе покупки основное внимание они уделяют удобству и комфорту, получаемому от приобретения этого товара.
■ Важнейшим фактором, оказывающим влияние на цену, а, следовательно, и на всю предпринимательскую деятельность хозяйствующего субъекта, является государственное регулирование цен.
Существуют прямые и косвенные меры воздействия государства на цены. Прямые (административные) меры осуществляются путем установления определенного порядка ценообразования, косвенные (экономические) — направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.
Из всех перечисленных ранее факторов основное воздействие на движение цен оказывает динамика цены производства товара. Рост производительности труда, снижение затрат орудий труда и сырья на единицу продукции вызывает снижение цены производства, и наоборот. Поэтому можно было бы ожидать, что с ускорением темпов научно-технического прогресса произойдет снижение рыночных цен. Однако практика показывает, что в развитых странах достижения научно-технического прогресса не приводят в ряде отраслей к снижению стоимости товаров. Это объясняется тем, что действие других факторов, таких, как политика монополий и инфляция, оказывается более сильным. Однако по большому кругу товаров влияние цены производства на уровень розничных цен очень сильно.
3. Общая характеристика инноваций. Классификация инноваций и нововведений
Понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно, речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. И только в начале ХХ столетия стали изучаться закономерности технических нововведений.
Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера. Он в своей работе «Теория экономического развития», изданной в 1912 г., рассматривал инновацию (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли. Автор предпринимателями называл «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».
Позднее, в 30-х годах Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений в экономическом развитии:
• использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
• внедрение продукции с новыми свойствами;
• использование нового сырья;
• изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
• появление новых рынков сбыта.
Значительный вклад в исследование инноваций внес Н.Д. Кондратьев, который обосновал теорию больших циклов продолжительностью 50-60 лет, разработал модели циклов конъюнктуры. Он доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запаса капитальных благ, создающих условия массового внедрения накопившихся изобретений. Н.Д. Кондратьев связывал переход к новому циклу с техническим прогрессом. Главную роль в изменениях экономической жизни общества Н.Д. Кондратьев отводил научно-техническим новациям.
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
В исследованиях отечественных
экономистов термин «инновация»
стал широко применяться с переходом
экономики к рыночным отношениям.
До этого в отечественной
Для того, чтобы эффективно
управлять инновациями
В английских терминологических
словарях термин «инновация» является
синонимом нововведения или новшества.
В ряде изданных в последние годы
в России энциклопедических словарях
инновация также
На основе изучения в экономической литературе последних лет на предмет понятия «инновация» можно утверждать, что существует множество его определений. Вот некоторые из них:
Инновация (нововведение) – это результат практического или научно-технического освоения новшества.
Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент. 2002, с. 12.
Инновация понимается как конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство. Понятие инновации применяется ко всем новшествам в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим снижение затрат.
Минниханов Р.Н., Алексеев В.В., Файзрахманов Д.И., Сагдиев М.А. Инновационный менеджмент. 2003, с. 13.
Инновация представляет собой создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект для задействовавших их хозяйствующих субъектов.
Степаненко Д.М. Классификация инноваций. 2004, с. 77.
Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. 2005, с. 15.
Инновация: 1. Нововведение, новшество. 2. Комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой техники, технологий, изобретений и т.п.; модернизация.
Большой толковый словарь, 2003, с. 393.
Анализ приведенных
определений термина «
Неправомерно отождествлять понятия «новшество» и «инновация». Новшество, считает проф. Р.А. Фатхутдинов – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. Таким образом, новшество выступает как конкретный результат научных исследований и разработок в виде новой продукции, техники, технологии, информации, методики и т.д. В свою очередь, инновация представляет собой процесс внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения научно-технического, экономического и социального эффекта.
Обобщая приведенные определения этого термина, можно дать следующую формулировку понятия инновация. Инновация – коммерциализация научных знаний, получивших воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги), техники, технологии, организации производства, управления и приносящих различные виды эффекта.
В научной литературе
инновации принято
По направленности результатов инновации делят на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение новых продуктов. Процессные инновации делятся на технологические – новые технологии производства продукции; организационно-управленческие – новые методы организации производства, транспорта, сбыта и снабжения, новые организационные структуры управления и социальные – улучшение условий труда, отдыха, удовлетворение потребностей человека в услугах здравоохранения, образования, культуры.
Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И. Пригожин.
1. По распространенности:
• единичные;
• диффузные.
2. По месту в производственном цикле:
• сырьевые;
• обеспечивающие (связывающие);
• продуктовые.
3. По преемственности:
• замещающие;
• отменяющие;
• возвратные;
• открывающие;
• ретровведения.
4. По охвату ожидаемой доли рынка:
• локальные;
• системные;
• стратегические.
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
• радикальные;
• комбинаторные;
• совершенствующие.
П.Н. Завлин предлагает классифицировать инновации по 12 признакам: по значимости; по направленности; по отраслевой структуре жизненного цикла; по глубине изменения; по отношению к разработке; по масштабам распространения; по роли в процессе производства; по характеру удовлетворяемых потребностей; по степени новизны; по времени выхода на рынок; по причинам возникновения; по предмету и сфере приложения.
По предмету и сфере применения в АПК целесообразно выделить 4 типа инноваций:
Селекционно-генетические (присущи только сельскому хозяйству);