Электронные деньги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

В Интернете есть уже почти все, что может понадобиться для человека: товары, услуги, общение, возможность самовыражения, игры и т.д. Конечно, за некоторые услуги надо платить и чем быстрее и проще система платежей, тем лучше.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 2
1. Теоретические основы электронных денег…………………………………… 3
1.1 Сущность электронных денег…………………………………………………. 3
1.2 История и предпосылки развития электронных денег………………………. 6

2. Обзор основных электронных платежных средств…………………................. 8
2.1 Виды электронных денег……………………………………………………..... 8
2.2 Системы электронных платежей……………….…………………………….. 12

3. Состояние и перспективы развития электронных денег в Республике Беларусь……………………………………………………………………………. 24
3.1 Анализ состояния развития электронных денег в Республике Беларусь….. 24
3.2 Перспективы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Перспективы  развития электронных  денег в Республике  Беларусь

 

В Беларуси в настоящее время осознается необходимость дальнейшего развития информационных технологий в банковской сфере. Так, в Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 28.05.2002 №274, в числе основных проблем развития банковской системы отмечено, что "банковские технологии неадекватно реагируют на потребности расширения и повышения качества выполняемых банками операций" (подп.1.3). А среди направлений дальнейшего развития банковской системы названо "внедрение в платежный оборот современных технологий платежа с использованием электронных платежных инструментов" (подп.2.3.7). Концепция развития национальной системы Республики Беларусь до 2010 года с учетом мировых тенденций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.05.2004 №84, определяет, что "одним из новых видов услуг, оказываемых банками, должна стать деятельность по выпуску в обращение электронных денег путем их обмена на наличные или безналичные денежные средства с предоставлением возможности их использования"[2].

Концепция развития в  Республике Беларусь системы безналичных  расчетов по розничным платежам до 2010 года, утвержденная постановлением Правлением Нацбанка РБ от 31.03.2005 №44, провозглашающая  своей целью увеличение доли безналичных расчетов при совершении розничных платежей и, как следствие, сокращение наличного денежного оборота, отмечает в качестве наиболее перспективного направления развитие рынка платежных карточек (как магнитных, так и смарт-карт электронных денег) и распространение их на электронную коммерцию. Нацбанк РБ при этом ссылается на мнение международных экспертов, считающих, что 2012 году одна из десяти операций с карточками будет операцией в электронной коммерции [5].

Дальнейшее развитие электронных денег в Республике Беларусь должно осуществляться с учетом определенных ограничений, направленных на предотвращение неблагоприятных последствий ухода части платежного оборота из-под банковского контроля. Основные предложения специалистов в этой связи следующие:

1) необходим запрет  кредитования в электронных деньгах,  что объясняется его потенциальной  опасностью для банковской системы  на сегодняшнем этапе. В будущем  в связи с ростом объема  обращающихся электронных денег  запрет может быть замене на  введение экономических нормативов для банков-эмитентов (соотношение обязательств в электронных деньгах с соответствующими требованиями);

2) любые (в том числе  и посреднические) операции с  электронными деньгами (за исключением  их использования в качестве  средства платежа) необходимо рассматривать как банковские, что повлечет распространение на соответствующих экономических агентов институциональных требований к банкам (размер уставного фонда и другие экономические мотивы, отчисления в фонд обязательных резервов и т.д.);

3) предлагается ввести  упрощенный режим налогообложения  сделок электронной коммерции,  использующий категорию вмененного  дохода. Его необходимость объясняется  невозможностью полного документирования  сделок электронной коммерции.  Однако, с другой стороны, в целях эффективного налогового и финансового контроля внесено предложение не применять понятие коммерческой тайны в отношении операций с электронными деньгами к юридическим лицам, вследствие чего анонимные технологии смогут применяться только в отношении физических лиц;

4) не следует отключать  введения государственной монополии  на эмиссию сетевых денег.

Однако следует оговориться, что большинство из высказанных  предложений касаются перспективы, т.к основаны на предположении о  все более и более возрастающем объеме выпуска электронных денег в будущем.

Уже на сегодняшнем этапе  расширение использования электронных  денег приводит к сужению функций  банков как финансовых посредников. Это касается таких банковских операций, как открытие и ведение счетов клиентов, осуществление безналичных расчетов (включая клиринг), а также инкассация (для наличных). Дальнейшее развитие сферы использования электронных денег может привести к постепенной ликвидации банковской монополии на целый ряд банковских операций (привлечение средств, выраженных в электронных деньгах, в депозиты; кредитование и др. активные операции в электронных деньгах; валютно-обменные операции) и появлению "виртуальных банков", на которые не будут распространяться резервные требования и прочие экономические нормативы, а также пруденциальный надзор. Мощным катализатором этих процессов будут выступать глобализация и интернационализация финансовой деятельности, которые затруднят принятие эффективных мер по предотвращению нелицензируемой банковской деятельности. В числе таких мер предлагаются: отнесение посреднической деятельности с электронными деньгами (любых операций, кроме их принятия в качестве средства платежа за товары, работы, услуги) к банковской деятельности, что повлечет установление повышенных требований к размеру уставного фонда и т.п.; запрет начисления процентов на обязательства, выраженные в электронных деньгах; возможность свободного их обмена на неэлектронные деньги в режиме реального времени, в т. ч. с использованием современных средств удаленного доступа к счету (персональный компьютер; мобильный телефон; банковская карточка); установление для банков норматива предельного соотношения обязательств, выраженных в форме электронных денег, к привлеченным средствам. В качестве крайней меры, введение которой может быть вызвано только неконтролируемым ростом количества электронных денег, хранящихся на технических носителях вне банковской системы, может быть введен запрет на использование электронных денег в расчетах между субъектами хозяйствования (т.е. продавец обязан полученные электронные деньги обменять на безналичные деньги).

С другой стороны, важной мерой, способной повысить доверие  к электронным деньгам и создать  единую систему Интернет-платежей, может стать установление государственной  монополии на выпуск сетевых денег [11, c. 24].

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенный поверхностный  анализ Интернет-технологий для бизнеса, неотъемлимой частью которых являются системы онлайновых платежей, позволяет  сделать следующие выводы:

  1. Эмитентами электронных денег являются системы осуществляющие организацию Интернет-транзакций.
  2. Системы эмиссии электронных денег бывают как минимум двух видов: те, которые эмитируют электронную наличность сразу по поступлению реальных денег на банковский счет системы, и те, которые осуществляют эмиссию только на период прохождения платежа.
  3. Электронные деньги являются деньгами, выпущенными под обеспечение реальными деньгами.
  4. Скорость оборачиваемости электронных денег является самой высокой на сегодняшний день.
  5. Традиционные кредитные и дебетовые карты, выпускаемые банками для удаленного доступа к счету, не являются электронными деньгами как таковыми. Даже в том случае если открытый карточный счет является мультивалютным, он не имеет отношения прямом смысле к электронным деньгам, так как открывается в какой-либо базовой валюте.  А его мультивалютность выражается в том, что при оплате посредством пластиковой карты, имеется возможность мгновенной конвертации базовой валюты в валюту платежа.
  6. Безналичные деньги так же нельзя напрямую называть электронными деньгами, несмотря на то, что их носитель электронный. Так как их аналог существует в наличном виде.
  7. Электронные деньги позволяют производить микроплатежи и при накоплении достаточной суммы конвертировать их в  реальные деньги.

 

Предлагаемые мероприятия в области госрегулирования электронных платежных систем:

  1. создание полноценной представительной отраслевой ассоциации, в рамках которой все заметные участники рынка могли бы объединить усилия по отстаиванию общих интересов (необходим учет точек зрения различных участников рынка: самих поставщиков услуг, регуляторов рынка, крупных и локальных электронных платежных систем, компаний-производителей оборудования и др.);
  2. программа популяризации технологий Интернет-расчетов, разъяснения их сущности даже людям далеким от Интернета, формирование позитивного имиджа у института электронных денег;
  3. выработка рекомендаций и правил работы на рынке электронных платежных систем;
  4. разработка технологических стандартов, применимых в электронных платежах;
  5. создание единых форматов передачи данных;
  6. выработка единых требований к архитектуре ЭПС.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что развитие электронных  денег и электронных платежных  систем неотделимо от развития всемирной  паутины, интеграции новых пользователей  и расширения возможностей электронной коммерции. Дальнейшее развитие электронных денег в нашей стране будет обусловлено развитием описанных выше факторов, однако, определяющая роль в этом процессе останется за государством.

 

Список использованных источников

 

  1. Директива № 2000/48/EC от 18.09.2000 г. "О деятельности в сфере электронных денег и пруденциальном надзоре над институтами, занимающимися этой деятельностью".
  2. Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы, одобренная Указом Президента Республики Беларусь от 28.05.2002 г. №274.
  3. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 г. №201 "О правилах осуществления операций с электронными деньгами".
  4. Концепция развития национальной системы Республики Беларусь до 2010 года с учетом мировых тенденций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.05.2004 г. №84.
  5. Концепция развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам до 2010 года, утвержденная постановлением Правлением Нацбанка РБ от 31.03.2005 г. №44.
  6. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. - М.: Русский язык. - 1994. - с.50-51.
  7. Евсюков Д.Е. Электронные деньги как новая составляющая кредитно-денежной системы // Экономика и организация. - 2002. - №5 - с.51-66.
  8. Когаловский М.Р. Современная интерпретация понятия "электронные деньги: модель денежных обязательств // Деньги и кредит. - 2002. - №9. - с.17-19.
  9. Кочергин Д. Мировой опыт регулирования в сфере электронных денег // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - №19. - с.35-39.
  10. Соколова Д. Кошелек в “паутине": новая экономическая категория - электронные деньги // Белорусский рынок- 2005. - №18. - с.12.
  11. Овсейко С. Электронные деньги: современная концепция // Вестник ассоциации белорусских банков. - 2006. - №28. - с. 19-25.
  12. Шиян К. Деньги в wmасть пусть и электронные // Белгазета- 2007. - №7. - с.4.
  13. Кепман М. "Несуществующие" законы для электронной валюты // Тelnews - 13.11 2007. (www.telnews.ru).
  14. www.i2r.ru.
  15. www.owebmoney.ru.
  16. www.priorbank. by.
  17. www.wmtransfer. by
  18. www.belgazeta. by.
  19. www.easypay. by
  20. www.belgazprombank. by.
  21. www.belbank. info.
  22. www.money. banks-credits.ru.
  23. www.infobank. by.

 



Информация о работе Электронные деньги