Этапы разработки и основные разделы бизнес плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы очень высока, так как планирование это непрерывный процесс поиска новых путей и методов оптимизации целевых действий за счет новых возможностей.
Так, руководство любого предприятия все время ощущает необходимость выбора. Оно должно осуществить выбор оптимальной цены реализации, величины выпускаемой серии продукции, принимать решения в область кредитной и инвестиционной политики и многое другое. Чтобы обеспечить возможность принятия экономически обоснованных решений, на предприятиях производятся и анализируются расчеты альтернативных предложений и описываются ожидаемые результаты экономической деятельности. Правда, руководители многих предприятий (особенно небольших) склонны считать, что не следует тратить время на так называемое "формальное планирование” (т.е. подробно фиксировать на бумаге всю схему действий), поскольку экономическая ситуация так быстро меняется, что приходится постоянно вносить изменения и дополнения в первоначальную схему

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.40 Кб (Скачать файл)
    • учебники по бизнес - планированию;
    • правительственные учреждения (в том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса);
    • фирмы по управленческому консультированию и другие подобные организации;
    • отраслевые издания;
    • курсы по составлению бизнес-планов;
    • аудиторские фирмы;
    • знакомые, коллеги, друзья.

Вторым шагом в работе над бизнес-планом становится определение целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели предприятия могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный и качественный план.

Российские бизнесмены часто  приводят доказательства, опираясь скорее на эмоциональные, чем на рациональные доводы. Однако в кредитной сфере словам и формальным отпискам доверять не склонны.

Хилый, скудный по содержанию, скрывающий важную хозяйственную информацию бизнес-план не может соответствовать  целям привлечения инвесторов.

Наиболее распространённые недостатки при составлении бизнес-плана  российскими предпринимателями  будут указаны при характеристике содержания его разделов.

Третий шаг к созданию бизнес-плана - это точное определение своих целевых читателей - будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, - будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты. (Венчурный, или рисковый, капитал- это коммерческие организации, специализирующиеся в области финансирования предпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления (как на этапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также финансирования отдельных рисковых подразделений- видов бизнеса, входящих в крупную хозяйственную организацию.

Выбор круга читателей  определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических  показателей (фирма, ориентированная  на финансирование в первую очередь  за счёт выпуска и продажи акции, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация  рассчитывает на получение банковского  кредита, в бизнес-плане нужно  указать величину процентов, имея в  виду их типичные размеры на рынке  вообще и на рынке банковских кредитов в частности).

Когда автор будущего бизнес-плана  очертил круг своих будущих читателей, он может перейти к следующему, четвёртому шагу -установление общей структуры создаваемого документа.

Пятый шаг бизнес - планирования предполагает сбор информациидля подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручится поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана.

Это могут быть внутренние участники - работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно также  привлечь внешних консультантов, особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут вовлечены экономисты широкого профиля (в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению.

Следующий, шестой шаг в бизнес-планировании - непосредственное написание бизнес- плана. Это очень ответственный и трудоёмкий этап.

Главное правило здесь: предприниматель  должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя  нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю  завершается на предыдущем этапе, когда  внешние и внутренние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют её первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут  ассистировать предпринимателю.

Если предприниматель  перепоручает написание бизнес-плана  кому-нибудь другому, то следствием этого  являются:

    • неполное и несистематичное знание предпринимателем слабых и сильных сторон своей организации, основных направлений её деятельности, возможного будущего запланированного проекта.
    • отсутствие периода обучение деятельности по планированию, которое негативно скажется на будущих действиях организации
    • (ведь планирование - это неотъемлемый компонент управленческой деятельности);
    • неумение предпринимателя доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта будущим инвесторам.

Когда все разделы бизнес-плана  написаны, предприниматель должен подготовить  резюме основных идей бизнес-план.

В целом работа по бизнес планированию - это очень трудоёмкий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю  приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана.

Различные специалисты по бизнес - планированию единодушны в  том, что суммарное время, необходимое  для этого, составляет около 200 часов.

 

2.2 Структура бизнес-плана

 

Как уже говорилось, бизнес-план может содержать различное количество разделов, приведем схему наиболее распрастроненного из них.

Последовательность работы над составлением бизнес-плана выглядит следующим образом:

1. Резюме

2. Проектируемый продукт  или вид услуг

3. Оценка рынка сбыта

4. Конкуренция

5. Стратегия маркетинга

6. План производства

7. Организационный план

8. Юридический план

9. Оценка риска и страхование

10. Финансовый план

11. Стратегия финансирования

Титульный лист имеет следующее  содержание:

    • заголовок плана;
    • дата его подготовки;
    • кто подготовил план, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и его домашний телефон;
    • для кого подготовлен план;

Иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о  том, что содержащиеся в документе  сведения не подлежат разглашению, так  фиксируется право предпринимателя  на свою идею.

Оглавление - это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать чёткое представление о всём содержании бизнес-плана. Оглавление не должно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовки наиболее значимых отделов плане и не забить пронумеровать страницы.

Резюме. Данный раздел должен состоять из 3-х, 4-х страниц.

Это сводный раздел бизнес-плана, представляющий основные идеи и содержание плана в миниатюре. Он должен быть наиболее четким, лаконичным и убедительным, так как ознакомление с ним  должно дать относительно полное представление  о содержании всего бизнес-плана. Поскольку этот раздел основной, он создается и уточняется по мере проработки плана, а завершается лишь после  составления бизнес-плана в целом. В сводном разделе бизнес-плана  представлены:

  • генеральная цель проекта (сделки);
  • краткая характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и их отличительные особенности;
  • пути и способы достижения поставленных целей;
  • сроки осуществления проекта (сделки);
  • затраты, связанные с его реализацией; ожидаемая эффективность и результативность;
  • область использования результатов;
  • общие сводные показатели: объемы производства и реализации продукции и услуг, выручка, собственные и заемные средства, прибыль, рентабельность;

специальные показатели: качество реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность  к особым вкусам и запросам потребителя, срок окупаемости вложений, низкая степень риска, гарантированность  получения планируемого результата.

Проектируемый продукт или  вид услуг. В этом разделе бизнес-плана  должны быть зафиксированы:

  • наглядные данные, позволяющие с требуемой полнотой “осязать" предпринимательский продукт (опытный образец, его характеристики, описания, модели и фотографии);
  • сведения о круге потребителей предпринимательского товара и потребностях, которые он будет удовлетворять: прогноз платежеспособного спроса на товар;
  • данные о регионе, группах населения, организациях, которые предпочтительно, исходя из анализа и прогноза, станут покупателями и потребителями товара;
  • данные о динамике ожидаемого потребления товара по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данном товаре.

Результаты прогнозно-аналитических  оценок этих параметров включаются в  бизнес-план; прогноз цен, по которым  предполагается реализовать продукт  предпринимательской деятельности (продукция, товар, работы, услуги). С  учетом высокого уровня инфляции предвидение  цены продукта предпринимательства  представляет самый трудный элемент  составления большинства бизнес-планов.

Оценка рынка сбыта. Объем  данного раздела должен содержать  не более 5-6 страниц машинописного  текста.

Этот раздел - непосредственное продолжение изучения потребностей и прогнозирования цен. Он предопределяет объемы производства и продаж товаров  по временным периодам реализации предпринимательского проекта.

Исследование, анализ, оценка рынка в процессе подготовки бизнес-плана  опираются, с одной стороны, на предположения, т.е. носят прогностический характер, а с другой, — на предварительную  договоренность с потенциальным  покупателем или с торговыми, сбытовыми организациями.

В случаях кратковременных  мелких или долговременных крупных  предпринимательских проектов ситуации различны. В первом случае можно  с высокой степенью достоверности  установить круг покупателей, потребителей предпринимательского продукта, что  позволяет сделать вывод об объемах  продаж. Во втором случае ситуация более  сложная. Изменение спроса на товар, его продажа, потребление устанавливаются  при составлении бизнес-плана  на основе предположений, оценок, расчетов, прогнозов.

Наряду с расчетно-аналитической  оценкой рынка сбыта бизнес-план должен предусматривать также способы  активизации рынка посредством  маркетинговой и других видов  деятельности.

При разработке этого раздела  необходимо учитывать конкурентов, их возможности, способности и ценовую  политику. Поэтому работа над бизнес-планом должна включать корректировку прогнозируемого  объема продаж с учетом конкуренции.

Конкуренция. В данном разделе  бизнес-плана необходимо охарактеризовать внешнюю маркетинговую среду  предприятия.

Прежде всего следует объективно ответить на вопросы:

1. Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров.

2. Как обстоят их дела:

  • с объектами продаж;
  • с доходами;
  • с внедрением новых моделей;
  • с техническим сервисом (если речь идет о машинах или оборудовании);
  • много ли внимания и средств уделяют они рекламе своих изделий.

3. Что собой представляет  продукция конкурентов:

  • основные характеристики;
  • уровень качества;
  • дизайн;
  • мнение покупателей.

4. Каков уровень цен на продукцию конкурентов. В общих чертах (ориентировочно) их политика цен.

Однако следует оценивать  конкурентов предельно трезво, в  противном случае велик риск оказаться с репутацией плохого предпринимателя.

Стратегия маркетинга. Раздел должен быть содержательным, полезным и убедительным. Основная задача - объяснить  потенциальным партнерам и инвеститорам основные элементы своего плана маркетинга (этот документ используется и для  своего внутреннего пользования).

Объем раздела составляет 3-4 страницы машинописного текста.

К основным элементам плана  маркетинга относятся:

1. Схема распространения товаров

  • через собственные фирменные магазины;
  • через оптовые организации.

2. Ценообразование

  • методика определения цен на товары;
  • ожидаемый уровень рентабельности на вложенные средства.

Информация о работе Этапы разработки и основные разделы бизнес плана