Этика и деонтология фармацевта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Впервые термин «этика» (от др.-греч. - «этос», нрав, обычай) был использован древнегреческим философом Аристотелем для обозначения науки, которая изучает добродетели человеческого характера (мужество, умеренность и др.) и занимает срединное положение между учениями о душе (психологией) и государстве (политикой). Причина важности этических норм состоит в том, что человек стремится жить в безопасности, а это возможно только при наличии четких норм и правил.

Содержание работы

1. Введение
2. Основные понятия фармацевтической этики и деонтологии
3. Принципы этического кодекса фармацевта
4. Особенности и проблемы фармацевтической этики
5. Основные требования к профессиональной подготовке фармацевтических работников
6. Роль моральных факторов в лечении больного
7. Этика продаж в аптеке

Файлы: 1 файл

курсавик.docx

— 38.06 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение
  2. Основные понятия фармацевтической этики и деонтологии
  3. Принципы этического кодекса фармацевта
  4. Особенности и проблемы фармацевтической этики
  5. Основные требования к профессиональной подготовке фармацевтических работников
  6. Роль моральных факторов в лечении больного
  7. Этика продаж в аптеке
  8. Заключение
  9.  

    Введение

В России обсуждение вопросов этики и  деонтологии фармацевтической деятельности началось в 70-е годы прошлого столетия, после проведения I Всесоюзной конференции по вопросам медицинской деонтологии, но единого документа так и не было принято до середины 90-х годов прошлого века. И только лишь в 1995 году фармацевтической ассоциацией России был принят этический кодекс российского фармацевта, а в 1996 году — Этический кодекс фармацевтического работника России. Кодекс включает 12 статей, основными из которых являются:

  • соответствия деятельности требованиям профессионального долга и этики, интересам пациентов и потребностям защиты жизни и здоровья каждого человека вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной  принадлежности социального статуса, религиозных и политических убеждений;
  • поддержание высокого профессионального уровня;
  • ответственность за качество лекарственной помощи, информирование врачей и больных об истинной ценности лекарств;
  • профессиональная независимость;
  • содействие в выборе, назначении и применении лекарственных средств;
  • корректное поведение по отношению к коллегам;
  • консолидация фармацевтического сообщества;
  • несовместимость с избранной профессией злоупотреблений знаниями и положением

Фармацевт обязан уважать и защищать права  пациента на конфиденциальность. Он выступает  за сотрудничество с коллегами и другими специалистами и обязан уважать их систему ценностей, а также профессиональные способности.

Фармацевт должен быть честным и надежным в  своих взаимоотношениях, связанных с профессиональной деятельностью. Он служит каждому человеку в отдельности, а также обществу в целом.

Фармацевтический  работник должен постоянно совершенствовать свои знания по специальности, а также умения и навыки. Это эрудированный специалист, который прекрасно знает и помнит, что «лекарство в руках знающего человека подобно напитку бессмертия, а в руках невежды подобно огню и мечу». У него сильно развито профессиональное чувство долга и нравственность. Он способен критически оценить себя и свою работу.

 

 

Основные понятия  фармацевтической этики и деонтологии

Впервые термин «этика» (от др.-греч. - «этос», нрав, обычай) был использован древнегреческим философом Аристотелем для обозначения науки, которая изучает добродетели человеческого характера (мужество, умеренность и др.) и занимает срединное положение между учениями о душе (психологией) и государстве (политикой). Причина важности этических норм состоит в том, что человек стремится жить в безопасности, а это возможно только при наличии четких норм и правил.

 Фармацевтическая этика - это совокупность неформальных норм нравственного поведения фармацевтических работников при выполнении ими своих обязанностей по отношению к обществу, конкретному пациенту, друг другу, контактным группам людей (медицинские работники, контролирующие органы и др.).

Фармацевтическая  этика включает в себя учение о  долге фармацевтического работника - фармацевтическую деонтологию и  учение о моральных ценностях - аксиологию.

Деонтология - наука, которая рассматривает проблемы долга и всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний. Термин «деонтология» введен в словарный состав языка в начале XIX в. И. Бентамом, который использовал его для обозначения теории нравственности в целом. Однако, впоследствии деонтологию стали отличать от аксиологии - учения о добре и зле.

Современная медицинская деонтология, рассматривая проблемы долга, деятельности медицинских  и фармацевтических работников, исходит  из специфики их труда. Она охватывает социально-этические аспекты ответственности, социальной значимости, призвания, назначения профессии.

Фармацевтическая  деонтология - практическая наука, призванная дать специалистам не только те знания, которые необходимы для выполнения функционально-должностных обязанностей, но и те, которые вытекают из общественной ценности профессии провизора (фармацевта). Кроме того, категория долга имеет  два уровня: объективный и субъективный.

Объективный - это совокупность обязанностей, вытекающих из профессиональной деятельности специалиста.

Субъективный - это отношение фармацевтических работников к выполнению своих обязанностей. На основе этого единства возникает взаимосвязь этики провизора (фармацевта) и фармацевтической деонтологии.

Практическое  назначение фармацевтической деонтологии  состоит в том, что аптечные работники  должны быть подготовлены к разрешению возникающих конфликтных ситуаций с врачами, с больными и их родственниками .

Фармацевтическая  деонтология, входя в состав профессиональной деонтологии и этики, является в  тоже время составной частью фармацевтических наук.

Фармацевтическая  деонтология есть наука, т.к. она  имеет свой предмет, свое содержание и методы исследования.

Предметом фармацевтической деонтологии является совокупность функциональных обязанностей и норм морали и права, формирующая  отношение провизора (фармацевта) к  их выполнению.

Фармацевтическая  деонтология имеет свое содержание. Основными категориями фармацевтической деонтологии являются долг, обязанность, ответственность и связанные  с ними добросовестность, сострадание, сочувствие, сопереживание, доброжелательность, чуткость и др.

Существуют  различные уровни обязанностей и  отношения к ним, которые регулируются различными видами долга.

Первый  уровень - это долг перед Отечеством, перед народом.

Второй  уровень - обязанности перед своей  профессией. Это касается понимания  социальной значимости своего труда.

Третий  уровень обязанности, определяющие взаимоотношения в системе провизор (фармацевт) - больной.

Четвертый уровень - обязанности провизора (фармацевта) перед своим коллегой по работе, определяющие взаимоотношения в  системе провизор - провизор и в  системе провизор - врач.

Фармацевтическая  деонтология имеет свои методы исследования. К ним относятся наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опросы, как провизоров (фармацевтов), так и посетителей аптеки, метод контакт - анализа.

На  формирование и развитие принципов  медицинской деонтологии, как и  медицинской этики, на протяжении всей истории оказывали влияние сложившиеся  в данном обществе политический строй, социально-экономические и классовые  отношения, национальные и религиозные  традиции и др.

 

Принципы этического кодекса  фармацевта

1. Основной обязанностью фармацевта является забота о благе каждого пациента.

Обязательствами, вытекающими из этого принципа, согласно этическому кодексу являются:

- быть объективным;

- ставить здоровье и благополучие  человека выше личных или коммерческих  интересов (включая финансовые )

- способствовать праву человека  на безопасное и эффективное  лечение.

Это главный принцип ЭКФ. Большинство  фармацевтов мира считают этот принцип  ключевым. В содержании "первой заповеди" ощущается явная преемственная  связь с клятвой Гиппократа ("Я  направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и  моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости")

  Этический кодекс российского  фармацевта  формулирует "первую  заповедь" так: "Главная цель  профессиональной деятельности  фармацевта - всегда помнить об  обязанности сохранять человеческую  жизнь".

2. Фармацевт проявляет одинаковое отношение ко всем пациентам.

3. Фармацевт уважает право пациента на свободу выбора способа лечения.

  Согласно кодексу  в тех  случаях, когда фармацевт вовлечен  в процесс разработки планов  лечения, он должен быть уверен, что это делается с ведома  больного.

4. Фармацевт уважает и защищает право пациента на конфиденциальность.

Согласно  клятве Гиппократа, "что бы при  лечении, а также и без лечения  я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о  том, считая подобные вещи тайной".

5. Фармацевт сотрудничает с коллегами и другими специалистами и уважает их систему ценностей и профессиональные способности.

Этический кодекс российского фармацевта подчеркивает, что фармацевт является соратником врача при проведении фармакотерапии и должен оказывать ему всяческое  содействие для правильного выбора, назначения и применения лекарственного средства", а также "обязан давать в пределах своей компетенции консультации по всем свойствам лекарственных средств, их химическим и фармакологическим аналогам".

6. В своих профессиональных взаимоотношениях фармацевт проявляет честность и надежность.

7. Фармацевт служит каждому человеку в отдельности и обществу в целом.

"Фармацевт  уважает доверительные отношения,  складывающиеся между ним и  пациентом". Рассматривая отношения  в системе "фармацевт-пациент", кодекс полагает, что "фармацевт  несет моральные обязательства  в ответ на доверие, оказанное  ему как представителю профессии  со стороны общества".

8. Фармацевт поддерживает и постоянно развивает свои профессиональные знания и навыки.

9. Фармацевт обязан обеспечить непрерывность оказания фармацевтических услуг в случае возникновения рабочих споров, закрытия аптеки или конфликта на основе личных убеждений.

Среди других принципов  различных ЭКФ можно отметить следующие:

- фармацевт отвечает за качество  лекарственной помощи;

- фармацевт не должен соглашаться  работать в условиях, компрометирующих  его профессиональную независимость,  честность и компетентность, и  не должен навязывать подобных  условий другим фармацевтам;

- фармацевт соблюдает закон, придерживается  высоких профессиональных стандартов  и хранит достоинство и честь  своей профессии;

- злоупотребление знанием и положением  фармацевта несовместимо с избранной  профессией;

- фармацевт вносит свой вклад  в систему здравоохранения и  нужды социальной медицины.

 

Особенности и проблемы фармацевтической этики

На  теоретическом уровне фармацевт  знает профессиональные этические  критерии и их применение в системе  здравоохранения. Но на практике он находит  другие приоритеты в зависимости  от экономической выгоды, что заставляет его скрывать недостатки и широко рекламировать достоинства той  или иной фармацевтической продукции.

Расширение сферы лекарственной  самопомощи и само профилактики обусловило рост обращений потребителей ЛС БРО  в аптечные предприятия и, следовательно, - увеличение частоты контактов посетителей  аптеки со специалистами отделов  БРО. В данных обстоятельствах повышаются требования не только к содержанию информационно-консультационной услуги, но и к тому, как ее оказывает  фармацевтический работник.

Поэтому очень важно, чтобы  на таких участках работали профессионалы - «коммуникаторы», т.е. фармацевты, обладающие искусством общения.

Фармацевту следует знать, принять и учитывать тот факт, что поведение сегодняшнего и  завтрашнего потребителя ЛС коренным образом отличается, и будет отличаться от его вчерашнего поведения. Сегодня  потребитель становится критичнее, чем прежде; чаще спрашивает о предназначении и недостатках предлагаемых ЛС; проявляет  большую недоверчивость, сравнивая  несколько предлагаемых вариантов; задает больше вопросов; изучает достоверные  критерии; больше учитывает факторы, влияющие на здоровье, меньше доверяет заверениям рекламы. Многие из потребителей стали более чувствительными, чем  прежде, к преувеличениям, взаимозаменяемости ЛС, к ценам.

Основное различие между  конкурирующими аптечными предприятиями  будет заключаться в том, как  они предлагают свои услуги своим  посетителям и, как с ними общаются.

Конкретно это различие может  выражаться в следующих характеристиках:

  • дополнительные фармацевтические услуги, оказываемые пациенту;
  • квалификация сотрудников (знания, опыт, мастерство, способность, компетентность и т.д.)
  • поведение сотрудников при общении с пациентами, коллегами, партнерами и др. (дружелюбие, вежливость, надежность, обязательность, ответственность, пунктуальность и т.д.)
  • настрой и общая атмосфера, царящая на предприятии.

В аптеку приходят люди, обеспокоенные  своими проблемами, возможно, с чувством неуверенности, иногда боящиеся произвести невыгодное впечатление или оказаться непонятыми, подверженные перепадам настроения.

Задача фармацевта поддерживать обратную связь, что обеспечивается, например, повторением мысли собеседника: «Если я правильно вас поняла, то…». Делать это следует, дождавшись паузы. Следует всегда помнить о  том, что только при положительном  внутреннем настрое к людям может  быть достигнут контакт, благодаря  которому обязательно найдется оптимальное  решение в той или иной проблемной ситуации.

Информация о работе Этика и деонтология фармацевта