Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:38, курсовая работа
Впервые термин «этика» (от др.-греч. - «этос», нрав, обычай) был использован древнегреческим философом Аристотелем для обозначения науки, которая изучает добродетели человеческого характера (мужество, умеренность и др.) и занимает срединное положение между учениями о душе (психологией) и государстве (политикой). Причина важности этических норм состоит в том, что человек стремится жить в безопасности, а это возможно только при наличии четких норм и правил.
1. Введение
2. Основные понятия фармацевтической этики и деонтологии
3. Принципы этического кодекса фармацевта
4. Особенности и проблемы фармацевтической этики
5. Основные требования к профессиональной подготовке фармацевтических работников
6. Роль моральных факторов в лечении больного
7. Этика продаж в аптеке
Содержание
Введение
В России обсуждение вопросов этики и деонтологии фармацевтической деятельности началось в 70-е годы прошлого столетия, после проведения I Всесоюзной конференции по вопросам медицинской деонтологии, но единого документа так и не было принято до середины 90-х годов прошлого века. И только лишь в 1995 году фармацевтической ассоциацией России был принят этический кодекс российского фармацевта, а в 1996 году — Этический кодекс фармацевтического работника России. Кодекс включает 12 статей, основными из которых являются:
Фармацевт обязан уважать и защищать права пациента на конфиденциальность. Он выступает за сотрудничество с коллегами и другими специалистами и обязан уважать их систему ценностей, а также профессиональные способности.
Фармацевт должен быть честным и надежным в своих взаимоотношениях, связанных с профессиональной деятельностью. Он служит каждому человеку в отдельности, а также обществу в целом.
Фармацевтический работник должен постоянно совершенствовать свои знания по специальности, а также умения и навыки. Это эрудированный специалист, который прекрасно знает и помнит, что «лекарство в руках знающего человека подобно напитку бессмертия, а в руках невежды подобно огню и мечу». У него сильно развито профессиональное чувство долга и нравственность. Он способен критически оценить себя и свою работу.
Основные понятия фармацевтической этики и деонтологии
Впервые термин «этика» (от др.-греч. - «этос», нрав, обычай) был использован древнегреческим философом Аристотелем для обозначения науки, которая изучает добродетели человеческого характера (мужество, умеренность и др.) и занимает срединное положение между учениями о душе (психологией) и государстве (политикой). Причина важности этических норм состоит в том, что человек стремится жить в безопасности, а это возможно только при наличии четких норм и правил.
Фармацевтическая этика - это совокупность неформальных норм нравственного поведения фармацевтических работников при выполнении ими своих обязанностей по отношению к обществу, конкретному пациенту, друг другу, контактным группам людей (медицинские работники, контролирующие органы и др.).
Фармацевтическая
этика включает в себя учение о
долге фармацевтического
Деонтология - наука, которая рассматривает проблемы долга и всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний. Термин «деонтология» введен в словарный состав языка в начале XIX в. И. Бентамом, который использовал его для обозначения теории нравственности в целом. Однако, впоследствии деонтологию стали отличать от аксиологии - учения о добре и зле.
Современная
медицинская деонтология, рассматривая
проблемы долга, деятельности медицинских
и фармацевтических работников, исходит
из специфики их труда. Она охватывает
социально-этические аспекты
Фармацевтическая
деонтология - практическая наука, призванная
дать специалистам не только те знания,
которые необходимы для выполнения
функционально-должностных
Объективный - это совокупность обязанностей, вытекающих из профессиональной деятельности специалиста.
Субъективный - это отношение фармацевтических работников к выполнению своих обязанностей. На основе этого единства возникает взаимосвязь этики провизора (фармацевта) и фармацевтической деонтологии.
Практическое
назначение фармацевтической деонтологии
состоит в том, что аптечные работники
должны быть подготовлены к разрешению
возникающих конфликтных
Фармацевтическая деонтология, входя в состав профессиональной деонтологии и этики, является в тоже время составной частью фармацевтических наук.
Фармацевтическая деонтология есть наука, т.к. она имеет свой предмет, свое содержание и методы исследования.
Предметом фармацевтической деонтологии является совокупность функциональных обязанностей и норм морали и права, формирующая отношение провизора (фармацевта) к их выполнению.
Фармацевтическая
деонтология имеет свое содержание.
Основными категориями
Существуют различные уровни обязанностей и отношения к ним, которые регулируются различными видами долга.
Первый уровень - это долг перед Отечеством, перед народом.
Второй уровень - обязанности перед своей профессией. Это касается понимания социальной значимости своего труда.
Третий
уровень обязанности, определяющие
взаимоотношения в системе
Четвертый уровень - обязанности провизора (фармацевта) перед своим коллегой по работе, определяющие взаимоотношения в системе провизор - провизор и в системе провизор - врач.
Фармацевтическая деонтология имеет свои методы исследования. К ним относятся наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опросы, как провизоров (фармацевтов), так и посетителей аптеки, метод контакт - анализа.
На
формирование и развитие принципов
медицинской деонтологии, как и
медицинской этики, на протяжении всей
истории оказывали влияние
Принципы этического кодекса фармацевта
1. Основной обязанностью фармацевта является забота о благе каждого пациента.
Обязательствами, вытекающими из этого принципа, согласно этическому кодексу являются:
- быть объективным;
-
ставить здоровье и
- способствовать праву человека на безопасное и эффективное лечение.
Это
главный принцип ЭКФ. Большинство
фармацевтов мира считают этот принцип
ключевым. В содержании "первой заповеди"
ощущается явная преемственная
связь с клятвой Гиппократа ("Я
направлю режим больных к их выгоде
сообразно с моими силами и
моим разумением, воздерживаясь от
причинения всякого вреда и
Этический кодекс российского
фармацевта формулирует "первую
заповедь" так: "Главная цель
профессиональной деятельности
фармацевта - всегда помнить об
обязанности сохранять
2. Фармацевт проявляет одинаковое отношение ко всем пациентам.
3. Фармацевт уважает право пациента на свободу выбора способа лечения.
Согласно кодексу в тех
случаях, когда фармацевт
4. Фармацевт уважает и защищает право пациента на конфиденциальность.
Согласно клятве Гиппократа, "что бы при лечении, а также и без лечения я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной".
5. Фармацевт сотрудничает с коллегами и другими специалистами и уважает их систему ценностей и профессиональные способности.
Этический кодекс российского фармацевта подчеркивает, что фармацевт является соратником врача при проведении фармакотерапии и должен оказывать ему всяческое содействие для правильного выбора, назначения и применения лекарственного средства", а также "обязан давать в пределах своей компетенции консультации по всем свойствам лекарственных средств, их химическим и фармакологическим аналогам".
6. В своих профессиональных взаимоотношениях фармацевт проявляет честность и надежность.
7. Фармацевт служит каждому человеку в отдельности и обществу в целом.
"Фармацевт
уважает доверительные
8. Фармацевт поддерживает и постоянно развивает свои профессиональные знания и навыки.
9. Фармацевт обязан обеспечить непрерывность оказания фармацевтических услуг в случае возникновения рабочих споров, закрытия аптеки или конфликта на основе личных убеждений.
Среди других принципов различных ЭКФ можно отметить следующие:
-
фармацевт отвечает за
-
фармацевт не должен
-
фармацевт соблюдает закон,
-
злоупотребление знанием и
- фармацевт вносит свой вклад в систему здравоохранения и нужды социальной медицины.
Особенности и проблемы фармацевтической этики
На теоретическом уровне фармацевт знает профессиональные этические критерии и их применение в системе здравоохранения. Но на практике он находит другие приоритеты в зависимости от экономической выгоды, что заставляет его скрывать недостатки и широко рекламировать достоинства той или иной фармацевтической продукции.
Расширение сферы
Поэтому очень важно, чтобы на таких участках работали профессионалы - «коммуникаторы», т.е. фармацевты, обладающие искусством общения.
Фармацевту следует знать, принять и учитывать тот факт, что поведение сегодняшнего и завтрашнего потребителя ЛС коренным образом отличается, и будет отличаться от его вчерашнего поведения. Сегодня потребитель становится критичнее, чем прежде; чаще спрашивает о предназначении и недостатках предлагаемых ЛС; проявляет большую недоверчивость, сравнивая несколько предлагаемых вариантов; задает больше вопросов; изучает достоверные критерии; больше учитывает факторы, влияющие на здоровье, меньше доверяет заверениям рекламы. Многие из потребителей стали более чувствительными, чем прежде, к преувеличениям, взаимозаменяемости ЛС, к ценам.
Основное различие между конкурирующими аптечными предприятиями будет заключаться в том, как они предлагают свои услуги своим посетителям и, как с ними общаются.
Конкретно это различие может выражаться в следующих характеристиках:
В аптеку приходят люди, обеспокоенные своими проблемами, возможно, с чувством неуверенности, иногда боящиеся произвести невыгодное впечатление или оказаться непонятыми, подверженные перепадам настроения.
Задача фармацевта поддерживать обратную связь, что обеспечивается, например, повторением мысли собеседника: «Если я правильно вас поняла, то…». Делать это следует, дождавшись паузы. Следует всегда помнить о том, что только при положительном внутреннем настрое к людям может быть достигнут контакт, благодаря которому обязательно найдется оптимальное решение в той или иной проблемной ситуации.