Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:26, контрольная работа
Создание работоспособной и эффективной системы государственного управления - необходимое условие обеспечения динамичного социально-экономического развития России. Еще 15 лет назад в России не существовало публичной государственной службы, которая отвечала бы критериям эффективности, профессионализма и соответствия потребностям гражданского общества.
Введение
1. Понятие государственной кадровой политики
2. Принципы современной государственной кадровой политики
2.1 Принципы ГКП
2.2 Принципы ГКП в сфере государственной службы РФ
3. Субъекты и объекты государственной кадровой политики
3.1 Субъекты ГКП
3.2 Объекты ГКП
4. Мировой опыт кадровой политики в системе государственной службы
5. Проблемы и перспективы кадровой политики в системе государственной службы РФ
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, каждая ветвь власти выступает в роли субъекта ГКП, наделенного определенными функциями и полномочиями. Президент России как всенародно избранный глава государства призван:
- интегрировать волю народа
и координировать действия
- определять приоритеты,
главные цели и задачи ГКП,
издавая соответствующие указы,
- обеспечивать согласованное
взаимодействие и
- назначать работников
на весьма широкий круг
В целях обеспечения
Статус субъектов ГКП имеют также органы власти республик, краев и областей, на которые возложены полномочия по реализации целей и принципов федеральной кадровой политики в регионе в процессе выработки и реализации региональной кадровой политики, отражающей специфические условия субъекта Федерации.
Более или менее активное влияние оказывают на ГКП политические партии, муниципальные органы власти и их объединения (Союз российских городов, Российский Союз местных властей и др.), профессиональные союзы работников различных отраслей, предпринимателей и товаропроизводителей, финансовые группы и банки.
Завершая краткий обзор
субъектов ГКП, следует обратить
внимание на негативную роль криминальных
структур, которые проявляют большую
заинтересованность в проникновении
во власть. Используя значительные
финансовые ресурсы, богатый арсенал
незаконных средств и методов, они
нередко устраняют неугодных
и неподкупных должностных лиц
и стремятся обеспечить продвижение
своих ставленников на ответственные
должности в органах
Многосубъектность ГКП, как, впрочем, любое демократическое достижение, усложняет процесс ее разработки и реализации, но вместе с тем при надлежащей организации обеспечивает более высокий уровень профессиональной подготовки, отбора и продвижения кадров.
3.2 Объекты ГКП
К объектам ГКП относятся
трудовые ресурсы страны, отдельные
группы и категории населения, кадровые
процессы и отношения, на которые
направлена деятельность субъектов
кадровой политики. Многообразие объектов
ГКП побуждает вводить
В центре внимания и непосредственного воздействия со стороны государства находятся персонал государственной службы, кадры аппарата органов власти, процессы и отношения, складывающиеся в органах власти и управления. Такое положение объясняется не только сложностью и ответственностью государственной службы вообще, но и особой ролью этого института в разработке и реализации курса реформ в нашем обществе, в интеграции общества и его устойчивом развитии.
В современной России взаимодействие субъектов и объектов кадровой политики нельзя признать отработанным и удовлетворительным. В социально-трудовой сфере возникают острые конфликты, вызванные спадом производства, ростом безработицы, задержками выплаты заработной платы, отсутствием достаточно четких критериев оценки труда и произволом администрации.
Одним из важнейших показателей
эффективности ГКП является утверждение
отношений социального
4. Мировой опыт кадровой политики в системе государственной службы
Исследуя международный опыт кадровой политики для государственной службы, можно выделить ряд общих для всех стран параметров. Статус госслужащего, как правило, закреплен в соответствующих правовых документах. Обязательным условием для поступления на государственную службу является наличие базового образования и специальной профильной подготовки. Кроме того, для повышения профессиональных навыков в процессе карьерного роста государственный служащий регулярно должен посещать различные курсы переподготовки, повышения квалификации, проходить стажировки и т.д.
К концу прошлого века во многих развитых европейских и американских странах были созданы специальные программы подготовки кадров для государственной службы, которые укладываются в единый стандарт, получивший название MPA - Master of Public Administration. Несмотря на несомненное сходство основных образовательных программ в разных странах, имеются существенные отличия, позволяющие говорить о нескольких различных подходах к подготовке государственных служащих.
В первую очередь выделяют
западно-европейскую и
Следует отметить, что западноевропейские традиции образования также имеют свои особенности, привнесенные адаптацией образовательных программ под местные политические и социально-экономические, а также культурные условия. В целом можно говорить о двух основных западноевропейских подходах к подготовке специалистов для государственной службы - англосаксонском и французском. Рассмотрим подробнее англосаксонский подход.
Основоположником этого
достаточно традиционного подхода
к подготовке кадров для государственной
службы является Великобритания. Однако
в дальнейшем наибольший вклад в
его развитие внесли немецкие ученые.
Такие всемирно известные имена,
как Лоренц фон Штейн, Роберт фон
Моль, Макс Вебер надолго оставили
за Германией пальму первенства в
области определения научных
и образовательных приоритетов
при подготовке государственных
служащих. В настоящее время
В чем особенности данного подхода?
Наиболее яркой является
правовая доминанта в общей системе
подготовки государственных служащих.
Базовое образование для
В Великобритании и Германии,
как и в большинстве других
стран Европы и Америки, происходит
реформирование государственной службы
под влиянием глобализационных процессов.
Качественная трансформация обязанностей
госслужащих заключается в
Следует отметить, что развитие лидерских качеств, склонность к инновациям и творческому решению поставленных задач традиционно считались ключевыми элементами подготовки кадров для частного бизнеса, а подобные навыки прививались в рамках программ MBA. Что же касается государственных служащих, то от них требовалось прежде всего умение четко выполнять инструкции, следовать процедурам, строго подчиняться приказам вышестоящего начальства. Инициатива не поощрялась. Однако в современном мире сложившиеся стереотипы морально устарели, а слепое следование им стало крайне отрицательно сказываться на качестве принимаемых государственными служащими решений. Повышение эффективности работы госслужащих неразрывно связано с развитием междисциплинарного подхода к их образованию, ориентированного на развитие у будущих чиновников системного мышления, коммуникабельности, умения работать в команде, самостоятельности и инициативности. Именно эти требования разрабатываются в рамках программ MPA и адаптируются к потребностям и особенностям работы на государственной службе.
К примеру, в Великобритании
все госслужащие разделены на
семь классов (высшие должности относятся
к первому классу). В рамках реформирования
системы государственной службы
были разработаны критерии оценки компетентности
специалистов. Это создало мощный
импульс положительной
В Великобритании централизованной программы подготовки государственных служащих не существует. Даже определение, что представляет собой программа MPA, - довольно сложная задача, поскольку подобного рода программ несколько и все они имеют разные названия. Например, государственное администрирование, государственная политика или управление государственным сектором и т.д.
Существует ведущее учебное
заведение, где обучается основная
масса служащих среднего и высшего
звена, - Колледж государственной
службы (Civil Services College), образованный в 1970
г. Занятия проводятся по программам
подготовки будущих руководителей.
Успешное завершение подобной программы
позволяет получить квалификацию, необходимую
для продвижения вплоть до 3 класса
включительно. Существуют также специальные
программы повышения
Следует особо подчеркнуть,
что в Великобритании подготовка
кадров считается одним из приоритетных
направлений. Поэтому существует широкая
система семинарских занятий, конференций
и образовательных курсов, которые
организуются различными министерствами
и ведомствами, в уставе которых
есть хотя бы отдаленное упоминание об
ответственности за подготовку кадрового
состава. Каждое ведомство разрабатывает
свои программы подготовки кадрового
резерва с учетом мониторинга
потребностей в обучении персонала
и планирования его дальнейшего
применения. Содержание обучения и
программы профессионального
Таким образом, в Великобритании
отсутствует единая централизованная
система подготовки кадров для государственной
службы, однако существует множество
курсов, программ, семинаров с учетом
индивидуального подхода к
В системе подготовки кадров для государственной службы в Великобритании можно выделить следующие факторы, которые могли бы быть полезными для российской практики:
существование четких критериев
оценки компетентности госслужащих
создает огромный положительный
стимул для повышения уровня образования
и профессиональных навыков. Внедрение
таких критериев в систему
контроля качества выполняемой работы
позволяет более четко
содержание учебных программ отличается большой гибкостью, позволяя оперативно откликаться на цели и задачи текущей политической и социально-экономической ситуации.
Тем не менее, можно выделить целый ряд ограничений, которые не позволяют взять английский вариант системы подготовки кадров для государственной службы в качестве образца для подражания.
Во-первых, это ярко выраженная
децентрализация
Во-вторых, сильная правовая подготовка, традиционно отличающая англосаксонский подход, базируется на совершенно иной правовой традиции - прецедентном праве, что значительно усложняет процесс адаптации учебных программ к российским условиям.
5. Проблемы и перспективы кадровой политики в системе государственной службы РФ
Среди основных проблем кадровой политики современной государственной службы РФ большинство исследователей выделяют такую основную проблему как некомпетентность.
Закон самовозрастания
Действительно, если времени и ступеней в управляющей подсистеме окажется достаточно, любой государственный и муниципальный служащий сможет подняться до того уровня, который предшествует уровню некомпетентности, и остаться на нем. Общая тенденция развития управляющих подсистем такова, что со временем каждая должность может быть замещена работником, недостаточно компетентным для выполнения своих обязанностей.