Количественный подход: полезность, теория предельной полезности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Потребности делятся на прямые и косвенные. Первые происходят из биологических нужд человека, вторые – под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек (мода на одежду, еду, развлечения и т.д.). Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал и т.д. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Количественный подход: полезность, теория предельной полезности. Первый закон Госсена. Факторы полезности. Закон убывающей предельной полезности.…………………………………………………..2
Равновесие потребителя или равновесие состояния потребителя……14
Оптимальная комбинация потребительских товаров (второй закон Госсена)……………………………………………………………………16
Значение и ограниченность кардинализма…………..…………………20
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике yjdfz.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

Идея выявленных предпочтений заключается в том, что потребитель, повторно делая выбор между различными альтернативами, выявляет свои предпочтения. Если потребитель делает выбор из нескольких доступных альтернатив, то выбранная альтернатива выявленно предпочитается остальным. При изменении относительных цен изменится и набор доступных альтернатив, и тот выбор, который он сделает в этом случае, даст новую информацию о шкале его предпочтений, либо же обнаружит нетранзитивность его предпочтений. В последнем случае потребительское поведение является нерациональным и, следовательно, не подлежит научному анализу, так что попытки построения какой-либо функции индивидуального спроса теряют смысл.

Самостоятельной проблемой теории потребительского поведения и спроса является вопрос перехода от индивидуального к рыночному спросу. Прежде всего, проблему здесь представляет неаддитивность индивидуальных спросов, т.е. простое суммирование функций индивидуального спроса с целью получения рыночного спроса является теоретически некорректным. Это связано с взаимозависимостью между различными потребителями. Постановке этой проблемы способствовало появление работ Х. Лейбенстайна, который пытался построить модель рыночного спроса, Т. Вебленом идею о демонстративном потреблении. Эффект демонстративного потребления заключается в том, что отдельные потребители покупают вещи ради демонстрации своего богатства, в результате чего снижение цены может способствовать уменьшению спроса. Другой эффект, который использовал Х. Лейбенстайн, назывался эффектом присоединения к большинству и наоборот, заставлял потребителя покупать то, что покупают другие потребители. Поэтому индивидуальный спрос оказывался зависимым от рыночного, что и попытался учесть Х. Лейбенстайн в своей теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Казалось бы, можно сделать вывод, что маржиналистская революция и особенно ее датировка 1870-ми годами — это в какой-то мере следствие «оптического обмана», явление, заметное только при ретроспективном взгляде с большой исторической дистанции и обязанное случайному совпадению выхода в свет трех выдающихся книг. Однако вместе с тем следует отметить, что именно произведения трех «революционеров» 1870-х годов и их последователей определили новый облик господствующего течения в экономической науке. Это заставляет нас предположить, что победа маржинализма именно в тот период имела закономерный характер.

Предпосылки этой победы следует искать, как представляется, не в экономической и социальной действительности, ведь экономические, социальные и политические условия Англии, Австро-Венгерской монархии и Швейцарии 1870-х годов имели мало общего.

В рамках марксистской литературы распространилась точка зрения, согласно которой маржиналистская теория выполняла в капиталистическом обществе «идеологическую» функцию — функцию оправдания существующего общественно-экономического порядка.

Напомним, что если классическая политическая экономия придерживалась пессимистических взглядов на будущее капитализма, то маржиналистская теория, работающая с оптимальными равновесными состояниями, как бы неявно исходит из того, что существующий порядок обеспечивает эфективную аллокацию ресурсов. В то же время маржинализм является весьма абстрактной теоретической системой, так что оправдание status quo (если его можно там найти) находится не на практическом, а на чисто философском уровне. Показательно, что лидеры маржинализма имели самые различные политические взгляды от леберальных (Менгер) до близких к социалистическим (Вальрас, Визер). В этой связи вряд ли можно согласиться с тем, что маржинализм был выдвинут как идеологическая альтернатива экономическому учению марксизма, выросшего из классической теории Рикардо13.

Причины победы маржиналистской революции лежат скорее внутри самой экономической науки. Решающее значение здесь имела «экономность» маржиналистской теории, применяющей одинаковые принципы исследования (см. выше) и аналитический инструментарий к любым хозяйственным (и, как окажется впоследствии, не только хозяйственным) явлениям и проблемам. Эта универсальность метода и инструментов анализа, формирование единого языка экономической теории — предельного анализа, возможность ее формализации безусловно сыграли огромную роль в прогрессе и профессионализации нашей науки и привели к образованию мирового научного сообщества экономистов. Не случайно именно к периоду после маржиналистской революции относятся создание национальных экономических ассоциаций и профессиональных журналов в Англии, США и других странах. Однако не следует забывать, что ценой, заплаченной за достижение этой цели, стал более абстрактный уровень анализа, чем у классической и исторической школ, радикальное упрощение образа человека (как рационального максимизатора) и образа мира (как равновесного состояния).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Бондарь, А.В. Микроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.И. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. Минск: БГЭУ, 2007. С. 26,27.
  2. Гальперин, В.М. Микроэкономика: учебник / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов; под общ. ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экон. шк., 1998. Т.1. С.101-109.
  3. Долан, Э.Дж. Рынок: микроэкономическая модель / Э.Дж. Долан, Д.Е. Линдсей / пер. с англ. В. Лукашевича [и др.]; под общ. ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. СПб.: Автокомп, 1992. С. 106-132.
  4. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник/С.Н. Ивашковский. 3-е изд. М.: Дело, 2002. С. 140-143.
  5. Кац, М. Микроэкономика: учебник / М. Кац, X. Роузен; пер. с англ. В.П. Пустовалова [и др.]. Минск: Новое знание, 2004. С. 27-67.
  6. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник /под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2008. С. 133-139.
  7. Микроэкономика: учеб. пособие / С.А. Константинов [и др.]; под общ. ред. С.А. Константинова, В.А. Воробьева, Л.В. Пакуш, А.М. Филипцова Минск: ИВЦ Минфина, 2007. С. 41-66.
  8. Нуреев, P.M. Курс микроэкономики: учебник/P.M. Нуреев. 2-е изд., изм. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С. 120-122, 125,126.
  9. Пезенти, А. Очерки политической экономии капитализма /А. Пезенти [и др.]; под общ. ред А.Г.Милейковского. М.: Прогресс, 1976. Т. 2. С. 345-441.
  10. Пиндайк, Р. Микроэкономика: учебник / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. М.: Экономика; Дело, 1992. С. 65-99.

Н.Селищев, А.С. Микроэкономика: учеб пособие /А.С. Селищев. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. С. 124-133.

12. Хайман, Д. Современная  микроэкономика: анализ и применение / Д. Хай- ман. М., 1992. Т. 1. С. 57-137.

 

 

 


Информация о работе Количественный подход: полезность, теория предельной полезности.